По статистике 90% запросов родителей ( по вопросам психического развития ребенка или школьных проблем), связаны, с особенностями внимания ребенка.
Неусидчивость, рассеянность, забывчивость, гиперактивность, невнимательность, раздражительность и торопливость, вот примеры проявлений недостаточности или нарушения внимания, которые можно наблюдать у детей . Все эти проявления неблагоприятно влияют на развитие ребенка ,на его поведение, самооценку, а порой на самочувствие.
- Что же такое внимание? Какова его роль в развитии ребенка?
Внимание - один из психических процессов занимающий особое положение. Все психические процессы включают в себе внимание ,как необходимый момент.
Проще говоря, без внимания, не возможны ни восприятие, ни запоминание, ни обработка поступающей в мозг информации.
ВНИМАНИЕ (англ. attention ) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия , Эффект Струпа , Селекция информации ), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.(https://www.psyoffice.ru/dic/vnimanie/)
Таким образом, внимание необходимый процесс, развитие которого, благотворно влияет на все психические процессы.
Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной и учебной деятельности. Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков , создают предпосылку для развития формирующейся личности.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации , поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Развиваясь, ребенок воспринимает огромное количество информации, сознательно или бессознательно обращая внимание на что-либо. Для того что - бы гармонично и полноценно развиваться, ребенку просто необходимо что бы его внимание было в норме. В противном случае ребенок просто не может в полном объеме изучить какое-то явление, предмет, запечатлеть нужный, полезный опыт и применять его в жизни. В последующем ему сложно успевать за темпом учебного процесса, что влияет на усвоение знаний, успешность ребенка, а так же интерес и желание учиться.
Выделяют следующие свойства внимания: объем, концентрация, избирательность, устойчивость, переключаемость, произвольность и распределение. Нарушение каждого из них, может привезти к отклонениям в деятельности ребенка и в его поведении.(http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vospitanie-vnimaniia/)
- Что наблюдается у детей с недостатками или нарушением внимания?
Проявления снижения внимания
1) ребенку трудно сохранять внимание, трудно завершить задание;
2) снижена собранность и целенаправленность при выполнении задания;
3) трудно сосредоточиться на каком-либо занятии или предмете;
4) затруднено припоминание нужной информации, таким детям можно очень много раз повторять инструкции, но в итоге они могут их забыть;
4) такие дети легко возбудимы, отвлечь их может любая мелочь. Им трудно усидеть долго на 1 месте. Так же, они редко могут увлечься надолго одним занятием. Им быстро становиться скучно и не интересно.
5) снижены самостоятельность ,а так же самоконтроль. В непривычных ситуациях, детям со сниженным вниманием, еще сложнее, они легко теряют контроль над собой. Им трудно выполнить ранее не знакомое задание или просьбу.
Такие дети отличаются импульсивностью.
Проявления Импульсивности:
1) задание такие дети выполняют неряшливо со значительным количеством ошибок, даже если они очень стараются сделать все аккуратно и без ошибок;
2) они могут часто выкрикивать, имеют трудности в соблюдении правил игры и школьной дисциплины ;
3) им очень трудно находиться в любой очереди, они не выносят ожидание.
5) дети с трудностями внимания не умеют проигрывать, часто из-за этого они вступают в драки .
С возрастом проявления импульсивности могут меняться. Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих
Так же…
1)Самооценка детей с проблемами внимания неадекватна, чаще заниженна .Так как везде и всюду они слышать замечания ,критику и недовольства. Но самостоятельно справиться не могут.
2) Поведение нарушено из-за совокупности отмеченных выше признаков.
3)Отношения со сверстниками так же им даются нелегко.
4)Дети с проблемами внимания крайне расеянны,могут долго искать вещь, которая находится на видном месте, могут забыть портфель в школе, надеть разные носки или обувь.
Дети, внимание которых не нарушено быстрее развиваются психически, способны длительно сосредотачиваться, а, следовательно, глубже изучать мир. Могут быстрее запоминать информацию и сохранять ее на длительный срок. Способны ярче воспринимать информацию и явления окружающей среды.
Если вы заметили у своего ребенка какие –либо проявления снижения внимания , в зависимости от силы этих проявлений, вы можете предпринять следующие меры.
1. Обращение к врачу-неврологу для выяснения физиологических предпосылок нарушения внимания у ребенка и назначения адекватного лечения (при необходимости).
2. Обращение к психологу для профессиональной диагностики уровня внимания и его качества и последующей коррекции внимания в виде тренингов или занятий.
3. Обращение к воспитателю/учителю для получения рекомендаций и построения совместного пути развития внимания вашего ребенка.
4. Самостоятельное проведение игр и занятий для развития внимания ребенка.
Предлагаю вам ознакомиться с подборкой игр и упражнений на развитие внимания.
С пожеланием счастья Вам и вашей семье,
Елена Иванова (детский, семейный психолог).