Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью

По данным статистики  с каждым годом в дошкольных учреждениях и школах увеличивается процент детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Основными проявлениями являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчеркивает Захаров А.И.),ММД сопровождается поведенческими проявлениями:

  • повышенная возбудимость;  
  • непоседливость;
  • разбросанность;  
  •  расторможенность;
  •  отсутствие сдерживающих начал;   
  •  чувство вины и переживания.
Про таких детей говорят, что они без «тормозов».

Иногда гиперактивность еще сопровождается и вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством  замечания и окриков.

В связи с этим  все большее значение уделяется обследованию и коррекции детей с синдромом нарушения  внимания и гиперактивностью. По данным статистики дети с синдромом нарушения  внимания и гиперактивностью  (СДВГ) составляют от 5 до 15% школьников (т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 ребенка), при этом, несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети зачастую имеют значительные проблемы с обучением (30-50% не могут освоить учебный материал средней школы). С ними в 3 раза чаще происходят большие неприятности (в частности  автомобильные  катастрофы). Детям с СДВГ сложно контролировать  свое поведение. Это ведет к сложностям в общении с окружающими, в том числе  и со сверстниками, т.к. они не подчиняются  общепринятым  правилам. Практически все дети  СДВГ представляют собой достаточно большую социальную группу риска.

Выявлено, что чем раньше будет проводиться коррекция, тем более полно  произойдет восстановление нарушенных функций, так как нервная система   детей отличается  чрезвычайной пластичностью и обладает высокими компенсаторными возможностями (Брязгунов И.П., 2002.)

Широко используемая медикаментозная терапия включает назначение психостимуляторов, антидепрессантов и нейролептиков. Последние снижают двигательную активность ребенка и ухудшают когнитивные функции. Не решает проблему и назначение ноотропных  препаратов. Прием медикаментов, как правило, длительный, однако, несмотря на временные успехи по окончании курса терапии симптомы СДВГ могут вновь вернуться. В настоящее время достаточно широко развиваются немедикаментозные направления в устранении расстройств центральной нервной системы. Например, в последнее время ведется психотерапевтическая работа с такими учащимися как индивидуальная, так и групповая (сказкотерапия, игротераия, психодрама, тренинги на развитие эмоционально – волевой сферы). Интенсивно внедряются  методы, основанные на обратной связи между физиологическими характеристиками мозговой деятельности и психическими процессами. Наиболее известен метод  ЭЭГ-биоуправления или так называемое нейробиоуправление (Черниговская Н.В., 1978; Яковлев Н.М., 2001). Однако эти методики длительны (от 40 процедур по 50-60 мин.) и требуют достаточной от клиентов усидчивости и внимания, что, к сожалению, отсутствует у детей с СДВГ.

Сегодня и у нас в Краснодаре можно использовать более простую методику психобиологической коррекции, которая направлена  на активацию защитных механизмов мозга с помощью  звуковых ритмов, сходных с индивидуальными альфа-волнами головного мозга конкретного ребенка (патент № 2306852). Под наблюдением находились 56 детей с СДВГ в возрасте от 7 до 11 лет. Всем детям, наряду с клинико-неврологическим обследованием до и после 20 процедур коррекции было проведено исследование  параметров внимания (устойчивость, концентрация, таблица Щульта). Способность к переключению внимания с использованием 49-значных двух цветной таблица Гарбова-Щульта. Эффектность коррекции контролировалось методом электроэнцефалографии (Нейрон-Спектр-3), для объективной оценки использовались данные спектрального и когерентного анализов.

До коррекции по карте мозга у 95% детей в лобных долях мозга регистрировались медленные патологические ритмы дельта-диапазона с амплитудой выше 300 мкВ. Поскольку лобные доли человека отвечают за высшие психические функции, внимание, память, контроль поведения, замедленность нервных процессов приводит к ухудшению познавательных процессов школьников. Благодаря естественным механизмам  восстановления жизнедеятельности мозга, дети вынуждены своим движением активизировать свои лобные доли.   

После 10-15 сеансов психобиокоррекции  патологические сонные ритмы снизились от 300 мкВ  до 70 мкВ. Тем самым нейроны, которые находились в «дрёме», после коррекции начали активно работать лобных долях. Результаты тестирования показали, что у детей в итоге повысились показатели концентрации, устойчивости и распределения внимания. Положительная динамика  на ЭЭГ проявилась в виде улучшения регулярности основного ритма. На спектрограммах ЭЭГ это выразилось в росте мощности альфа–диапазона (20-35%), при когерентном  анализе – уменьшением исходно повышенного уровня межполушарных отношений в центральных и теменных отделах.  Примерно через 10-12 процедур, дети становились более спокойны, усидчивы, уменьшались или вовсе исчезали дополнительные движения. Аналогично существенно повысились показатели внимания.

В качестве примера приводим следующее наблюдение. Петя Н.,7 лет. Диагноз: нарушение внимания с гиперактивностью. Жалобы на неусидчивость мальчика на уроках, низкое внимание, с трудом засыпал. Отец, который работал на заводе посменно, не выдержал беспокойных ночей, оставил семью. После коррекции: Петю многие  не узнали: стал более спокойным, рассудительным, ночью стал спать без проблем. Отец, узнав об этом, просился вернуться обратно. Мама ребенка выразилась, так: «Мы время исчисляем теперь до коррекции и после коррекции».  

Таким образом, предлагаемая психобиологическая коррекция эффективна при синдроме дефицита внимания  и гиперактивности детей, а когерентный анализ ЭЭГ, как отражение состояния внутримозгового взаимодействия, может быть  использован  в качестве объективного дополнения  в субъективной трактовке динамики негативных симптомов в оценке эффективности проводимой терапии.



Просмотров: 625
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без. Новые подходы
  • Коррекция гиперактивности и дефицита внимания методом БОС
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Развитие внимания у детей
  • Ребенок с синдромом дефицита внимания в детском саду.
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Нарушение концентрации внимания | что делать
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Дефицит внимания или что заставляет нас ревновать
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • Виды внимания.Как внимание влияет на нас?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь