|
Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).Автор статьи: Антонова Ольга Михайловна
Небольшой медицинский экскурс в тему... Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нейробиологическое расстройство. И если в МКБ-10 синдром дефицита внимания и гиперактивности относили к гиперкинетическим расстройствам - группе эмоциональных расстройств и поведения, то уже в МКБ-11 его относят к нейроонтогенетическим расстройствам. Да, надо признать что СДВГ - это семейная болезнь. Оговорюсь заранее, диагноз может поставить только врач, это либо невролог (психоневролог), либо психиатр. Будет проведена диагностика головного мозга:
В возрасте 4 - 5 лет уже могут определить есть ли синдром дефицита внимания, а вот самый пик гиперактивности может быть в 6-7 лет. Проявление гиперактивности у мальчиков чаще, чем у девочек, у девочек как раз преобладает синдром дефицита внимания. Чтобы было понятно, различают три типа СДВГ: Синдром дефицита внимания, Синдром гиперактивности (гиперактивность-импульсивность) и комбинированный тип - Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Бывает что СДВГ сочетается с другими расстройствами поведения: детская депрессия, страхи, тревожное состояние, эмоциональная лабильность (чередование периодов повышенного настроения с периодами подавленного состояния), агрессивность, опозиционно-вызывающее поведение (неповиновение, приступы гнева на ограничения). А теперь обсудим, но надо иметь ввиду, что не у каждого активного ребенка СДВГ. Я думаю, многие оглядываясь на своих детей, окружающих сверстников или из своих детских воспоминаний, сталкивались с такими детками, у которых будто моторчик внутри. Так как узнать ребенка с СДВГ? Вернее, когда родителям стоит показать ребенка специалистам. Когда он гиперактивен - импульсивен, у него сниженная способность концентрироваться и удерживать внимание, рассеян, неорганизован, может слушать, но такое впечатление, что и не слышит (здесь вообще лучше проверить слух ребенка), недослушав вопроса, уже отвечает. Ребенок суетлив, не может усидеть на одном месте, может иметь трудности с засыпанием. Некоторые родители говорят: да ладно, я в детстве тоже был активным, сейчас вот со мной все нормально. Да, некоторые дети перерастают, сглаживается гиперактивность, но к примеру импульсивность остается или тот же дефицит внимания не проходит. А ведь от этого зависит обучение и обученность ребенка. И здесь мне кажется стоит поговорить о мифах СДВГ, их много, остановимся только на некоторых: 1. “СДВГ это не реальное расстройство.” Пояснение: на самом деле данный синдром признан ВОЗ и включен в общепринятую классификацию болезней. 2. “Основная причина СДВГ это плохое воспитание в семье.” Пояснение: основная причина это наследственность. А вот что еще может привести к СДВГ у ребенка так это: травма мозга ребенка при рождении, курение и алкоголизм матери во время беременности. Понимание в воспитании может смягчить, но не предупредить проявление СДВГ. 3. “СДВГ у ребенка, потому что он смотрит долго телевизор, играет на компьютере, планшете, телефоне.” Пояснение: электронные игры, просмотр телевизора могут вызвать расстройство поведения, схожее с СДВГ, но оно обратимое. Как только родители переключат его внимание в другую плоскость, настольные игры, прогулки, спорт, приятное совместное времяпрепровождение, все встанет на свои места. 4. “Лечение СДВГ проводится только лекарственными препаратами.” Пояснение: в легкой форме лекарства могут и не применяться, но важно, чтобы была комплексная поддержка ребенка разными специалистами: психиатром или неврологом, учителем, воспитателем, педагогом-психологом, если есть необходимость логопедом, нейропсихологом. Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше для ребенка. 5. “Если в детстве не диагностировали СДВГ, то у взрослого его не может быть.” Пояснение: симптомы в детские годы могут приниматься за тревожно-мнительное расстройство, депрессию или ребенка просто считали через-чур активным, не послушным, агрессивным и т.д. Это не все мифы, но и этих достаточно, для того чтобы понять, что принять ребенка таким какой он есть, не так-то и просто. Чем же могут помочь родители своему ребенку? - Воспитывать ребенка с учетом его физиологических и психологических особенностей. - Не деспотично, но настойчиво придерживаться графика в раннем и школьном возрасте Хорошо вместе с ребенком планировать свой день и обязанности. Отлично, если ребенок, который не может еще писать, зарисует маленькими картинками, а тот который писать уже может, запишет. Это могут быть короткие предложения, потому что с письмом у этих детей тоже бывают сложности. - Не спорьте с ребенком, спокойно и решительно стойте на своем. - Длительные занятия утомляют такого ребенка, давайте ему паузы, в которые он может попить воды, немного отвлечься от занятий. - Формулируйте четкие задания, их не должно быть сразу несколько. - Хвалите ребенка, подчеркивайте его успехи. - Выберите спортивную секцию, это могут быть и танцы. - Используйте настольные игры в них есть четкие правила, они могут быть и для развития внимания и самоконтроля. - Заведите домашних питомцев, если никто не страдает проявлениеми аллергии, наличие животных в доме, вызывает добрые чувства в душе ребенка. - У родителей в процессе воспитания могут быть разные чувства к ребенку, это и обида на него, за его не обдуманные резкие высказывания, и раздражение, растерянность, разочарование, тревога за будущее, лучше конечно все эти чувства в себе не отрицать, прожить их по возможности с психологом или психотерапевтом. - Помните, что иногда юмор сможет разрядить обстановку в какой-нибудь напряженной ситуации. И самое основное: посмотрите на своего ребенка, ему самому очень сложно, выявите у него способности, таланты и развивайте их. Поддерживайте баланс отношений в семье, разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории, обсуждайте их. Говорите про правила общения, раскрывайте значение мимики, жестов человека, делайте все, чтобы ребенок хотел и умел общаться с другими. Конечно ребенок с СДВГ не оторван от жизни, от детского сада, школы, ему и с ним не просто в классе, на уроке, а чего стоит одна большая перемена в 20 минут! Рекомендации учителям: - Старайтесь узнать больше об индивидуальных особенностях ребенка. - Не поддавайтесь вызывающему поведению ребенка с СДВГ, приминяйте позитивные подкрепления основываясь на знаниях об ребенке. - Если возможно, ограничьте отвлекающие факторы на уроке. - Вы можете вместе с учеником завести специальный дневник в котором он сможет отмечать события дня и планировать свои дела. - Старайтесь контролировать ход работы на уроке такого ученика. - Давайте ему какое-нибудь задание на перемене. - Рассаживайте таких детей по разным рядам, желательно на первые парты. И конечно же, постарайтесь увидеть в ребенке положительные качества: это может быть его доброта, острый ум, отзывчивость. Увидьте его способности и таланты, поддерживайте в детском коллективе благоприятную обстановку, не высмеивайте его перед всеми, не отмечайте перед всеми его промахи и ошибки. Ведь если взрослый, тем более учитель может сказать что-то такое при всех, дети в классе это сразу подхватят и уже тяжело будет исправить ситуацию. Помните, дети с СДВГ могут быть в группе риска, это потенциальные кандидаты в аутсайдеров.
А что же у взрослых с СДВГ? Мы уже знаем один их мифов, но как ни печально среди взрослых есть взрослые с СДВГ. Во многих сферах жизни у них не складывается, у них сложности в семье, в работе. На работе они с трудом концентрируются на поставленной задаче, многие забывчивы, быстро теряют интерес, если эта задача их не развлекает. Не находите, что есть схожие признаки с детьми? Сроки и монотонность в работе их напрягает. Они суетливы, делают перерывы чаще чем положено. Тяжело им сдерживать свои эмоции и поведение. Взрослые с СДВГ часто меняют работу. Но если они смогли в процессе взросления выстраивать отношения с другими, то из них хорошие: менеджеры по продажам, консультанты по товарам, они есть и среди военных, МЧС, фотографов, репортеров, актеров. Там где частая смена сюжетов, условно свободный график, быстрый результат и контакты с различными людьми, там эти взрослые чувствуют свою востребованность. Но есть и печальные факты: взрослых с СДВГ много среди зависимых от алкоголя, никотина, наркотиков, растройства пищевого поведения, азартных игр. Дело в том что у людей с СДВГ снижен уровень допамина и одни его получают с помощью творчества, признанием своей успешностью, хобби, достижениями в спорте, а другие с помощью алкоголя, наркотиков, никотина. Конечно писать можно много на эту тему, какие сложности еще есть у взрослых с СДВГ. В семейных отношениях импульсивное поведение и эмоциональная несдержанность, рискованное поведение на дорогах. Хотелось бы все-таки обозначить: “все имеет свою цену”, во время замеченный ребенок с СДВГ в семье, это уже большой шаг на встречу его позитивному будущему.
P.S. Статья написана на основе личного опыта работы с детьми с СДВГ и на основе книг (возможно пригодится коллегам): - О.И.Ефимов, В.Л.Ефимова: Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей - Статья “Генетические основы Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью” автор. Григоренко Е.Л.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|