Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

 Небольшой медицинский экскурс в тему... Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нейробиологическое расстройство. И если в МКБ-10 синдром дефицита внимания и гиперактивности относили к гиперкинетическим расстройствам - группе эмоциональных расстройств и поведения, то уже в МКБ-11 его относят к нейроонтогенетическим расстройствам. Да, надо признать что СДВГ - это семейная болезнь. 

Оговорюсь заранее, диагноз может поставить только врач, это либо невролог (психоневролог), либо психиатр. Будет проведена диагностика головного мозга:  

    - ЭЭГ (электроэнцефалограмма)
    - РЭГ (реоэнцефалография) 
    - МРТ (магнито-резонансная томография) 
    - Психодиагностическое исследование
    - Нейропсихологическое исследование 

В возрасте 4 - 5 лет уже могут определить есть ли синдром дефицита внимания, а вот самый пик гиперактивности может быть в 6-7 лет.  Проявление гиперактивности у мальчиков чаще, чем у девочек, у девочек как раз преобладает синдром дефицита внимания. Чтобы было понятно, различают три типа СДВГ: Синдром дефицита внимания, Синдром гиперактивности (гиперактивность-импульсивность) и комбинированный тип - Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Бывает что СДВГ сочетается с другими расстройствами поведения: детская депрессия, страхи, тревожное состояние, эмоциональная лабильность (чередование периодов повышенного настроения с периодами подавленного состояния), агрессивность, опозиционно-вызывающее поведение (неповиновение, приступы гнева на ограничения).  

А теперь обсудим, но надо иметь ввиду, что не у каждого активного ребенка СДВГ. Я думаю, многие оглядываясь на своих детей, окружающих сверстников или из своих детских воспоминаний, сталкивались с такими детками, у которых будто моторчик внутри.  

Так как узнать ребенка с СДВГ? Вернее, когда родителям стоит показать ребенка специалистам. Когда он гиперактивен - импульсивен, у него сниженная способность концентрироваться и удерживать внимание, рассеян, неорганизован, может слушать, но такое впечатление, что и не слышит (здесь вообще лучше проверить слух ребенка), недослушав вопроса, уже отвечает. Ребенок суетлив, не может усидеть на одном месте, может иметь трудности с засыпанием.  

Некоторые родители говорят: да ладно, я в детстве тоже был активным, сейчас вот со мной все нормально. Да, некоторые дети перерастают, сглаживается гиперактивность, но к примеру импульсивность остается или тот же дефицит внимания не проходит. А ведь от этого зависит обучение и обученность ребенка. И здесь мне кажется стоит поговорить о мифах СДВГ, их много, остановимся только на некоторых: 

1. “СДВГ это не реальное расстройство.” 

Пояснение: на самом деле данный синдром признан ВОЗ и включен в общепринятую классификацию болезней. 

2. “Основная причина СДВГ это плохое воспитание в семье.” 

Пояснение: основная причина это наследственность. А вот что еще может привести к СДВГ у ребенка так это: травма мозга ребенка при рождении, курение и алкоголизм  матери во время беременности. Понимание в воспитании может смягчить, но не предупредить проявление СДВГ. 

3. “СДВГ у ребенка, потому что он смотрит долго телевизор, играет на компьютере, планшете, телефоне.” 

Пояснение: электронные игры, просмотр телевизора могут вызвать расстройство поведения, схожее с СДВГ, но оно обратимое. Как только родители переключат его внимание в другую плоскость, настольные игры, прогулки, спорт, приятное совместное времяпрепровождение, все встанет на свои места. 

4. “Лечение СДВГ проводится только лекарственными препаратами.” 

Пояснение: в легкой форме лекарства могут и не применяться, но важно, чтобы была комплексная поддержка ребенка разными специалистами: психиатром или неврологом, учителем, воспитателем, педагогом-психологом, если есть необходимость логопедом, нейропсихологом. Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше для ребенка.  

5. “Если в детстве не диагностировали СДВГ, то у взрослого его не может быть.” 

Пояснение: симптомы в детские годы могут приниматься за тревожно-мнительное расстройство, депрессию или ребенка просто считали через-чур активным, не послушным, агрессивным и т.д. 

Это не все мифы, но и этих достаточно, для того чтобы понять, что принять ребенка таким какой он есть, не так-то и просто. 

Чем же могут помочь родители своему ребенку?  

- Воспитывать ребенка с учетом его физиологических и психологических особенностей. 

- Не деспотично, но настойчиво придерживаться графика в раннем и школьном возрасте Хорошо вместе с ребенком планировать свой день и обязанности. Отлично, если ребенок, который не может еще писать, зарисует маленькими картинками, а тот который писать уже может, запишет. Это могут быть короткие предложения, потому что с письмом у этих детей тоже бывают сложности. 

- Не спорьте с ребенком, спокойно и решительно стойте на своем. 

- Длительные занятия утомляют такого ребенка, давайте ему паузы, в которые он может попить воды, немного отвлечься от занятий. 

- Формулируйте четкие задания, их не должно быть сразу несколько. 

- Хвалите ребенка, подчеркивайте его успехи. 

- Выберите спортивную секцию, это могут быть и танцы. 

- Используйте настольные игры в них есть четкие правила, они могут быть и для развития внимания и самоконтроля.  

- Заведите домашних питомцев, если никто не страдает проявлениеми аллергии, наличие животных в доме, вызывает добрые чувства в душе ребенка. 

- У родителей в процессе воспитания могут быть разные чувства к ребенку, это и обида на него, за его не обдуманные резкие высказывания, и раздражение, растерянность, разочарование, тревога за будущее, лучше конечно все эти чувства в себе не отрицать, прожить их по возможности с психологом или психотерапевтом. 

- Помните, что иногда юмор сможет разрядить обстановку в какой-нибудь напряженной ситуации.  

И самое основное: посмотрите на своего ребенка, ему самому очень сложно, выявите у него способности, таланты и развивайте их. Поддерживайте баланс отношений в семье, разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории, обсуждайте их. Говорите про правила общения, раскрывайте значение мимики, жестов человека, делайте все, чтобы ребенок хотел и умел общаться с другими. 

Конечно ребенок с СДВГ не оторван от жизни, от детского сада, школы, ему и с ним не просто в классе, на уроке, а чего стоит одна большая перемена в 20 минут!  

Рекомендации учителям: 

- Старайтесь узнать больше об индивидуальных особенностях ребенка. 

- Не поддавайтесь вызывающему поведению ребенка с СДВГ, приминяйте позитивные подкрепления основываясь на знаниях об ребенке. 

- Если возможно, ограничьте отвлекающие факторы на уроке. 

- Вы можете вместе с учеником завести специальный дневник в котором он сможет отмечать события дня и планировать свои дела. 

- Старайтесь контролировать ход работы на уроке такого ученика. 

- Давайте ему какое-нибудь задание на перемене. 

- Рассаживайте таких детей по разным рядам, желательно на первые парты. 

И конечно же, постарайтесь увидеть в ребенке положительные качества: это может быть его доброта, острый ум, отзывчивость. Увидьте его способности и таланты, поддерживайте в детском коллективе благоприятную обстановку, не высмеивайте его перед всеми, не отмечайте перед всеми его промахи и ошибки. Ведь если взрослый, тем более учитель может сказать что-то такое при всех, дети в классе это сразу подхватят и уже тяжело будет исправить ситуацию. Помните, дети с СДВГ могут быть в группе риска, это потенциальные кандидаты в аутсайдеров. 

 

А что же  у взрослых с СДВГ? 

Мы уже знаем один их мифов, но как ни печально среди взрослых есть взрослые с СДВГ. Во многих сферах жизни у них не складывается, у них сложности в семье, в работе. На работе они с трудом концентрируются на поставленной задаче, многие забывчивы, быстро теряют интерес, если эта задача их не развлекает. Не находите, что есть схожие признаки с детьми? Сроки и монотонность в работе их напрягает. Они суетливы, делают перерывы чаще чем положено. Тяжело им сдерживать свои эмоции и поведение. Взрослые с СДВГ часто меняют работу.  

Но если они смогли в процессе взросления выстраивать отношения с другими, то из них хорошие: менеджеры по продажам, консультанты по товарам, они есть и среди военных, МЧС, фотографов, репортеров, актеров. Там где частая смена сюжетов, условно свободный график, быстрый результат и контакты с различными людьми, там эти взрослые чувствуют свою востребованность. 

Но есть и печальные факты: взрослых с СДВГ много среди зависимых от алкоголя, никотина, наркотиков, растройства пищевого поведения, азартных игр. Дело в том что у людей с СДВГ снижен уровень допамина и одни его получают с помощью творчества, признанием своей успешностью, хобби, достижениями в спорте, а другие  с помощью алкоголя, наркотиков, никотина. Конечно писать можно много на эту тему, какие сложности еще есть у взрослых с СДВГ. В семейных отношениях импульсивное поведение и эмоциональная несдержанность, рискованное поведение на дорогах. 

Хотелось бы все-таки обозначить: “все имеет свою цену”, во время замеченный ребенок с СДВГ в семье, это уже большой шаг на встречу его позитивному будущему. 

 

P.S. Статья написана на основе личного опыта работы с детьми с СДВГ и на основе книг (возможно пригодится коллегам): 

- О.И.Ефимов, В.Л.Ефимова: Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей
- Семен Нодельсон: СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь
- Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Методические рекомендации 

- Статья “Генетические основы Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью” автор. Григоренко Е.Л.  

 



 

 



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • У моего ребенка СДВГ
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • У моего ребенка СДВГ. Что делать?
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Из ответов удаленным клиентам. Как привлечь папу к воспитанию ребенка с СДВГ?
  • Ребенок с СДВГ, как быть?
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Коррекция гиперактивности и дефицита внимания методом БОС
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Гиперактивность, СДВГ, ММД – как помогать ребенку?
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Синдром дефицита внимания у взрослых
  • Дети с СДВГ. Коррекция психоэмоционального неблагополучия
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь