Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ

 Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Это Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

Немного из истории вопроса

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребёнка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Здесь отмечу, что гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания у ребёнка, но не обязательно!

Гиперактивность и СДВГ является серьёзной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие этим недугом, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4–5 раз чаще, чем у девочек.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Основные признаки синдрома — это неспособность ребёнка сосредоточиться; гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость. Признаки бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и лёгкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ и его лечение вызывает много споров. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна и т.п..

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесённого гриппа.

Чем же гиперактивные малыши отличаются от своих просто активных сверстников?

1. Они постоянно активны. Если просто активные малыши с интересом могут почитать книжку, полепить или порисовать, то гиперактивный малыш не может долгое время сосредоточится на одном задании, тем более, если оно требует усидчивости, сидения на одном месте. 

2. Их движения носят хаотичный, нецелесообразный характер. Кроме того, они постоянно что-то разбивают, ударяются, опрокидывают. Эдакие неуклюжие мишки

3. Их активность одинакова как дома, так и в незнакомых местах, где естественная активность обычно снижается. И гиперактивные дети просто не могут вести себя иначе. Даже если их наказывают или стараются уговорить. 

При "СДВГ" к вышеперечисленным симптомам добавляются:

1. Невозможность концентрироваться на какой-либо задаче. 

2. Трудности в восприятии обращённой к нему речи

3. Невозможность доводить начатое дело до концаи пр.

Вообще, первые проявления этого недуга иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за ребёнком, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1–2 мес позже остальных), а также в речевом развитии. Такие дети они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, — наблюдается первый, трёхлетний кризис "Я сам". Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё "Я". Зачастую в 3–4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5–6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и лёгкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что такой ребёнок в силу объективных причин не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Принято считать, что при правильном подходе к решению проблемы гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому периоду, но импульсивность и нарушения функции внимания могут сохранятся до взрослого возраста. Поэтому коррекцией такого недуга малыша следует начать заниматься как можно раньше!

Причины гиперактивности и СДВГ у ребёнка

Достоверных данных о точных причинах возникновения гиперактивности и СДВГ не существует. Часть исследований говорит о врождённых или даже наследственных факторах, часть приписывает это неблагоприятному течению беременности и родам, часть — последствиям перенесённых заболеваний и психотравм, и есть доля авторов, выделяющих в качестве первопричины нарушения в воспитании и проблемы в психоэмоцилнальной сфере ребенка.

На мой взгляд, истина где-то посередине. И, вероятно, все подходы отчасти верны.

Я, как психолог, имеющий опыт работы с такими детьми и их родителями, пальму первенства среди причин развития гиперактивности и СДВГ у ребёнка отдаю микроклимату в семье малыша, характеру отношений между родителями и детьми, системе отношений в целом.

Давайте попытаемся понять, какое эмоциональное состояние является преобладающим у гиперактивного ребёнка?

Вспомните все описанные мною признаки и попытайтесь представить, когда Вы ведёте себя также? Например, когда на Вас повышает голос начальник? Не возникает ли сложность в концентрации внимания, невозможность сосредоточится, неуклюжесть в движениях? Не хватаетесь ли Вы то за одно, то за другое, пытаясь найти нужный Вам предмет? Конечно, так реагируют не все и не всегда, но думаю понятно, что описанный человек испытывает тревогу. Так вот и гиперактивность можно заменить на гипертревожность. Такие детки очень сильно тревожатся по маломальскому, на наш взрослый взгляд, поводу.

А если попытаться проанализировать: что лежит в основе тревоги? На самом деле не страх, как многие считают. Страх всегда предметен. Мы можем с уверенностью сказать, чего боимся. Тревога же в большинстве своём ни на кого не направлена. Трудно объяснима и логически не обоснованна.

Тревога — это верхушка айсберга под названием "негативные чувства". Ведь тревожиться в описанной ситуации станет только тот, кто не сможет спокойно отреагировать на замечание начальства. Человек с умением выражать своё недовольство начнёт отстаивать свою позицию, если он прав, либо спокойно примет критику руководства. Либо, в конце концов, не станет работать там, где на него беспричинно кричат. Но только человек, не умеющий осознавать и выражать свои чувства, склонен к переживанию постоянной тревоги.

А теперь вернёмся к гиперактивным детям. Это те дети, внутри которых очень много невыраженных, запрятанных в глубину чувств, как правило, негативных, которые они по понятным причинам не могу выразить.

Причины эти, как правило, связаны с ошибками в воспитании. Если ребёнку не дают выразить имеющееся у него несогласие, гнев и другие сильные эмоции, если воспитание построено на страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Если папа или мама приходят с опостылевшей работы взвинченные, уставшие, незаслуженно раскритикованные тем самым начальником — то порция негатива полетит куда? Ответ, думаю, известен. В ни в чем не виноватого малыша, который просто нечаянно, например, что-то пролил или просто и естественно хочет вашего внимания, рассказывая взахлёб о событиях дня минувшего. А стоит ли в таком случае выражать ответынй гнев маме или папе? Упаси Боже! Получит ещё больше, если не физически, то словесно — криком, угрозами и грубостью. Что остаётся ребёнку делать со своими естественными в такой ситуации обидой, гневом и иными негативными чувствами? Конечно, в целях безопасности запрятать их в себя.

Все мы уже знаем, что чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно напряжённой мышцей? В критический момент — судорога и сброс этого напряжения. Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение, которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если ещё и мама склонна к тревоге, то этом лишь усиливает негативные переживания малыша.

А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упрёков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к ещё большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. А потом Подключаются ещё воспитатели, учителя… Каждый вносит свою весомую лепту в хрупкий внутренний мир ребенка.

И что же со всем этим делать, спросите Вы меня? И я снова приведу вам свою любимую аксиому! Работает — 200%!

"Здоровы родители — Здоровы дети!"

Уважаемые, дорогие родители! Работайте над собой! Станьте здоровым образцом для своего ребёнка. Ведь, как известно, дети перенимают образ поведения родителей, а не их слова…

Помните, что Ваши особенные дети нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия — просто невозможно.

А если у вас не все в порядке с нервной системой, то как Ваш малыш может быть спокоен и гармоничен?

Коррекция гиперактивности и СДВГ

Первое и самое важное — работа взрослых над Своим внутренним состоянием и поведением.

Далее, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребёнка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжёлые заболевания. Желательно пройти комплексное обследование.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый — субъективный — включает субъективную оценку поведения ребёнка исходя из общепринятых диагностических критериев. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесённых ребёнком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребёнком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребёнка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Лечение следует сделать комплексным, то есть включать, если это действительно необходимо, медикаментозную терапию, и обязательно психологическую коррекцию. Возможно работа с психологом будет происходит всей смьей, или ребёнок и мама, или индивидуально с ребёнком. Но, в любом случае, без коррекции поведения родителей — работа с ребёнком практически бесполезна.

Ребёнку нужно и важно ощущать поддержку родителей!

Технические Рекомендации родителям:

  • Организуйте максимально чёткий режим дня. Разработайте определённый порядок для малыша, который не должен меняться ни в коем случае. В такой ситуации у ребёнка возникнет простой рефлекс, например, спать после сказки или после того, как свет будет погашен.
  • Ребёнок должен находиться в правильной, предсказуемой обстановке, без лишних раздражающих факторов. Это очень важно, ведь на любую внезапно возникшую ситуацию он может отреагировать сильным выбросом энергии. А куда направить эту энергию? Уже понятно.

Ребёнок плохо концентрирует внимание

Вполне возможно, что гиперактивный ребёнок в детском саду не желает подстраиваться под общий порядок. Конечно, это сложно, ведь родителей нет рядом. Поэтому для начала поговорите с воспитателем об имеющейся проблеме, постарайтесь дома приблизить распорядок дня к распорядку в садике, не балуйте малыша — если нужно спать сейчас — кладите спать. Он скоро привыкнет.

Гиперподвижность

  • Не ограничивайте действия ребёнка, ведь именно так он расходует свою энергию, которой, как вы понимаете, выше крыши. Насильно сажая ребёнка на диван, или же поставив его в угол, вы отнимаете у малыша возможность расходовать излишек энергии, что, кстати, проявится тогда, когда вы будете укладывать его спать.
  • Запишите малыша в секцию или кружок. Лучше всего выбрать такую секцию, чтобы ребёнок много двигался. Но, помните, это должна быть не просто беготня, а осмысленные действия с какой-то целью.
  • Если у вас нет возможности отдать ребёнка в кружок, организуйте его сами. Отведите специальное место, где малыш мог бы бегать прыгать и кувыркаться. Такие занятия не только снизят опасность травм, но и разовьют координацию движений у ребенка.

Как видите, работа с гиперактивными детьми — это не так страшно, как казалось.

Если у вашего малыша СДВГ или гиперактивность, обязательно Задайть себе вопросы:

1. Что заставляет вашего ребёнка испытывать негативные эмоции? Перенесённая травма? Негармоничное воспитание?

2. Если самостоятельно найти причину не удаётся, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ. 

3. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребёнку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут танцевально-двигательная или телесно-ориентированная терапия, терапия рисунком, сказкотерапия, песочная терапия и другие направления арт- терапии. 

4. Проводите профилактику негативных эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, позволяющих выбросить накопленный гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребёнка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать безопасные предметы и всчески "выплёскивать" скопившиеся эмоции.

5. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в его теле "застряло" очень много негативных эмоций. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту — танцевально-двигательному или телесно-ориентированному терапевту.

Радости Вам и гармоничных семейных отношений!

 



Просмотров: 655
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь