|
СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).Автор статьи: Лукичева Светлана Владимировна
СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности). В последнее время многие родители, педагоги, психологи сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей подвижны, импульсивны, эмоциональны, но при этом они внимательны и могут выполнять указания взрослых. Что же такое СДВГ? СДВГ - нарушение познавательных процессов (внимания), связанных с проявлением хронического расстройства мозговых функций, проявляющихся в поведении, отношениях и социальной среде. Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность выступает как поведенческое расстройство. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Дефицит внимания – трудности концентрации, удержания, сосредоточения, распределения внимания. Гиперактивные дети излишне подвижны, излишне импульсивны, излишне эмоциональны. Такие дети неуправляемы, они не реагируют на запреты, в любых ситуациях и в любом месте ведут себя неадекватно. С гиперактивными детьми не просто наладить контакт, нелегко усадить их на место для выполнения той или иной деятельности. Такие дети находятся в постоянном движении (ерзают на стуле; не дослушав до конца начинают выполнять работу и у них не получается из-за того, что они не дослушали; бегают вместо того чтобы спокойно ходить; смеются слишком громко; всегда суетятся и крутятся; не доводят свою деятельность до конца; задают много вопросов, но не дослушивают ответ до конца; не контролируют свое поведение толкаются, дерутся; провоцируют других на конфликты; они всегда шумят и дома и на улице, и в других любых местах…). Когда родители приходят к психологу, они жалуются, что ребенок неуправляем и сводит их с ума (пример: «Мой сын неуправляем, помогите, сделайте с ним хоть что-нибудь, чтобы он посидел хоть 5 минут на месте»), вмешивается во взрослые разговоры, перебивает, с ним все время что-то случается,… Родители боятся за своих детей, но сделать и как-то угомонить их не могут. Психолог первым делом должен направить таких родителей к врачу – психиатру, но чтобы не пугать родителя таким серьезным специалистом, психолог может предложить и свои услуги работы с таким ребенком (коррекционные занятия), но только в связке с лечением. Хорошо бы еще и Нейропсихолога подключить к такой работе. Очень важно знать отличия гиперактивных детей от просто активных, но легко- возбудимых или излишне эмоциональных детей. В этом может помочь врач Психиатр или Невролог (конечно, желательно пройти консультацию Психиатра, это его область диагностики и лечения. Но ребенку до 3 лет рекомендуется пройти Невролога). Категории особенностей поведения при СДВГ: 1. Невнимательность. Дети легко отвлекаются, с трудом сосредотачивают и концентрируют внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением правил (складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят, часто делают ошибки из-за невнимательности). 2. Повышенная активность. Дети очень нетерпеливы, избыточно подвижны, суетливы, не могут долго усидеть на месте (как – будто им подключили мотор за спиной). Во время занятий они стремятся сорваться с места в самый неподходящий момент. 3. Импульсивность. Очень часто на занятиях дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры. Такие дети эмоциональны и вспыльчивы. Методы диагностики СДВГ: -- Медицинская диагностика, включающая субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностическихкритериев. Врач подробно беседует с матерью ребенка о том, как протекали беременность, роды, о поведении ребенка, об условиях воспитания в семье и т. п. Для дифференциальной диагностики врач может назначить ЭЭГ. -- Опросник Вандербильта. Оценочный опросник, состоящий из 55 вопросов, в котором симптомы СДВГ рассматриваются как отклонения в поведении, вызывающее оппозиционное расстройство, беспокойность или депрессию, и др. -- Шкала Коннорса, рекомендована для родителей, учителей и воспитателей после четырехнедельного наблюдения за ребенком. Опросник 5–15 (FTF), позволяющий оценить развитие ребенка в восьми сферах: двигательные навыки, управляющие функции, восприятие, память, язык, социальные навыки, успехи в обучении, эмоциональные проблемы и проблемы поведения. Проводится данная методика для оценки родителями развития и поведения ребенка в виде интервью, которое включает 181 вопрос. -- Опросник Ахенбаха, применяется для оценки проблем поведения и особенностей личности. -- DisruptiveBehaviorRatingScale– шкала оценки отклоняющегося поведения. Этот опросник был разработан специально для оценки симптомов СДВГ. В форме для родителей содержится 41 вопрос. -- BRIEF – поведенческие шкалы для оценки управляющих функций. Этот опросник был разработан для фиксации проявлений в повседневном поведении дисфункции управляющих функций. -- Психолог применяет - анализ продуктов деятельности ребенка: рисунки, поделки, рабочие тетради. Как правило, гиперактивным детям трудно соблюдать чистоту в тетрадях, умещать длинные записи в небольшой отрезок. -- Психолог применяет - метод наблюдения, результаты которого можно соотнести с основными симптомами, описанными в МКБ-10 Благодаря направленному наблюдению психолог сможет отметить особенности поведения и развития ребенка с СДВГ, избежать ошибочного приписывания данного синдрома импульсивным, одаренным, тревожным детям, у которых могут наблюдаться отдельные схожие признаки (несдержанность, суетливость, невнимательность и др.). -- Для диагностики личностных качеств, эмоциональной сферы, а также идеомоторной координации используются рисуночные техники: «дом, дерево, человек (ДДЧ)», «несуществующее животное», «рисунок человека», «автопортрет»… --Интервью.Психолог беседует с ребенком, родителями и другими членами семьи для сбора информации о жизни и развитии ребенка: ситуации в школе, семье, социальном, речевом, интеллектуальном развитии, самооценке, сильных сторонах ребенка, увлечениях и т. п. -- Применяется Нейропсихологическое обследование, проводится с целью установления уровня интеллектуального развития ребенка, выявления сопутствующих нарушений школьных навыков – чтения, письма, счета. -- В качестве основной методики для исследования внимания и оперативной памяти используется тест Тулуз - Пьерона (разработан Л.А. Ясюковой), который также является косвенным инструментом для выявления минимальной мозговой дисфункции, лежащей в основе СДВГ, и первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа. Родителям Гиперактивных детей: -- Ребенок не специально ведет себя плохо, чтобы вызвать ваше недовольство, он просто не умеет правильно управлять своими эмоциями и поведением; -- Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся (сидя за компьютером, телевизором или планшетом…), оградите его от этих раздражителей. Установите режим дня для него; -- Не запрещайте активных действий (для ребенка естественно бегать, прыгать, шуметь и т.д.), особенно в категоричной форме, не кричите на ребенка – от Вашего громкого голоса он еще больше возбуждается. Лучше переключите его на другой вид деятельности; -- Если Вам тяжело справиться с гиперактивным ребенком, попросите помощи у психологов, родственников, друзей и т.д., чтобы Вы тоже немного смогли отдохнуть от своего ребенка, т.к. для Вас – родителей, воспитание такого ребенка тоже очень большая психологическая нагрузка; -- Попытайтесь научить ребенка не сдерживать свои эмоции, а управлять ими; -- Ваш ребенок не виноват, что он такой. Если Вы будите все время его одергивать и осуждать, у него снизится самооценка, а тревожность повысится, что только усилит гиперактивные симптомы; -- По возможности, заранее подберите ребенку такой детский сад или школу, в котором будет меньше детей в группе или классе чем в обычной общеобразовательной школе или садике. Поведение гиперактивного ребенка может мешать процессу обучения как его самого, так и других детей; -- Саморегуляция будет даваться Вашему ребенку с трудом, не замещайте ее своей регуляцией. Наказывать и контролировать нужно лишь в тех случаях, когда ребенок точно один не справится, а в остальных случаях, не контролируйте и не одергивайте его; -- Даже если ребенок в основных случаях непоследователен, ему важно самореализоваться, ему всегда хочется быть полезным, нужным, хорошим и желанным. Давайте ему хотя бы мелкие поручения и задания, те с которыми он точно справиться; -- Избегайте крайностей в воспитании, не проявляйте излишнюю мягкость, как и излишнюю строгость к своему ребенку. Четко объясняйте правила поведения в различных местах и различных ситуациях. Будьте последовательны, требуйте их выполнения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|