Как психологу можно строить свою работу с детьми с СДВГ? Поделюсь немного своим опытом. Об использовании лекарств при СДВГ – поговорили; о том, как лучше взаимодействовать с такими ребятами родителям и учителям – тоже; настало время рассказать о том, что же может сделать психолог для такого ребенка.
Первый вопрос – зачем? С какой целью психолог берет ребенка на занятия?
Ну уж точно не для коррекции его учебных навыков и не для тренировки усидчивости. Это поле деятельности для педагогов и дефектологов.
Наша «головная боль» - преимущественно эмоциональная и личностная сфера, а именно, проблемы в них, которые влечет за собой гиперактивное поведение: реакции на «претензии» учителей и родителей, снижение самооценки, тревожность и неуверенность, которые появляются после множества замечаний и нотаций; конфликтность в общении со сверстниками. Без вмешательства эти проблемы могут закрепиться, «повести» ребенка и его семью в неверном жизненном направлении…
Что ставим задачами психологической помощи? Работаем над снижением тревожности, стараемся справиться со страхами, повышаем самооценку и самопринятие, вырабатываем конструктивные способы решения конфликтов, параллельно консультируем родителей и, по возможности, педагогов.
Что делаем на встречах? Вряд ли ребенок с гиперактивностью станет сразу выполнять серьезные упражнения и задания. Поэтому, при условии уже сложившегося контакта, мы начинаем занятие с беседы (не за столом!) о том, как прошла неделя (как правило, занятия проходят с периодичностью 1 раз в неделю); что было хорошего, а что – не очень, как дела в школе, дома, как разрешилась проблема, которая прорабатывалась нами на прошлом занятии.
А потом мы с ребенком решаем, чем он хочет позаниматься сегодня. Это могут быть «агрессивные» игры (например, порушить башни из мягких модулей или кубиков, побросать в них мячом), «грязные игры» - это все, что пересыпается, переливается… С вариациями – можно поискать игрушки «кто быстрее» в каком-либо материале…
NB Вы наверняка знаете, что «агрессивные» и «грязные» игры здорово снимают напряжение, и не только у малышей!
Еще мы можем поконструировать, потанцевать, порисовать… Да много чего! Часто ребенок сам планирует последовательность занятий, может записать ее на доске или нарисовать в картинках.
Наравне с ребенком может веселиться и родитель. Это очень помогает в налаживании детско-родительских отношений. Да, именно веселиться! Ребенку важно получить положительные эмоции, «разгрузиться». И вот здесь психологу важно дать ребенку опыт общения с «чужим» взрослым: общения безопасного, безоценочного, ободряющего. С взрослым, принимающим его чувства, вселяющим уверенность, снимающим тревожность, дающим ответственность за свои выборы.
Как именно? Главный принцип - не директивно (вот уж директивности в их жизни и так хватает))) РЕБЕНОК решает, во что играть, как разворачивать сюжет, когда заканчивать игру (ограничения при этом действуют: не ломать игрушки и оборудование, вовремя заканчивать занятие. Но как именно их предъявлять – это отдельная история). По возможности отражать чувства: «Я вижу, тебе нравится играть в этот конструктор». Быть заботливым и внимательным. Дать понять, что вы очень заинтересованы в том, что происходит, что вам очень нравится играть с ним, что он очень важен для вас.
Можно на этом и остановиться, само по себе это время с вами глубоко «терапевтично» для ребенка. Но можно сделать и еще кое-что. Когда ребенок расслабится, успокоится, «насытится» общением и игрой с вами, можно приступать к решению более серьезных проблем: выработке способов решения конфликтов или снижению страхов, например. Но это уже тема для другой статьи.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.