|
У моего ребенка СДВГ. Что делать?Автор статьи: Бурцева Мария Владимировна
В последние годы все чаще и чаще в детских медицинских картах встречается поставленный неврологом диагноз СДВГ. Давайте разберемся что скрывается за этим буквами и как проявляется этот диагноз. СДВГ расшифровывается как дефицит внимания с гиперактивностью. Еще до постановки диагноза родители замечают, что ребенок слишком подвижен, неусидчив, суетлив, часто не отзывается на свое имя, не слушает, когда ему что-то говорят или читают книгу, уже через две минуты бросает любое начатое дело, будь то рисование, лепка или какая-нибудь игра. Поведение такого ребенка бывает подчас невыносимым: он без устали бегает по квартире, шумит, карабкается на шкафы, разбрасывает игрушки, не выполняет требования взрослых, его трудно переодеть, уложить спать. Даже когда ребенок смотрит мультфильмы сидя на месте, он совершает множество нецеленаправленных движений руками, ногами и всем телом. Гиперактивность проявляется уже в раннем возрасте – до 3-х лет. На первом году жизни у ребенка появляются признаки двигательного возбуждения: ребенок постоянно вертится, совершает массу лишних движений. Характерно нарастание возбуждения во второй половине дня. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается от своих сверстников быстротой и безудержностью. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор». Все это на ранних этапах развития ребенка родители часто расценивают как обычную детскую живость. По мере взросления у ребенка появляется высокая отвлекаемость. Он не может сосредоточить внимание на одном объекте. Ребенок берет в руки одну игрушку, но уже смотрит на другую. Попытки организовать его на упорядоченное занятие терпят крах. Из-за дефицита внимания у ребенка начинаются трудности на занятиях уже в детском саду. Такой ребенок, как правило, не может довести начатое дело (аппликация, рисунок и т.д.) до конца, постоянно отвлекается на посторонние раздражители, мешает другим детям, перебивает воспитателя. Но самые большие трудности возникают у ребенка, когда он приходит в первый класс. Школьное обучение требует дисциплины. Гиперактивный ребенок не может контролировать свое поведение. Такие дети встают со своего места в классе во время урока, выкрикивают с места во время объяснений учителя. При выполнении заданий с трудом удерживают внимание на задаче, не могут точно усвоить инструкцию, допускают массу ошибок. Часто не могут выполнять задание без постороннего контроля. Из-за недостаточности внимания страдает и память, что проявляется в уменьшении ее объема и замедленном запоминании. В связи с перечисленными трудностями у родителей ребенка с СДВГ возникают закономерные вопросы «Что делать? Как с ним общаться?». Самое первое, что нужно сделать – это четко регламентировать распорядок дня ребенка. Для дошкольников прием пищи, уход на дневной и ночной сон, прогулка, просмотр мультфильмов должны быть каждый день примерно в одно и то же время. Но главное - ребенок должен четко знать и соблюдать, конечно, под Вашим руководством и контролем, последовательность событий. Так, например, утром мы сначала умываемся, потом завтракаем, потом идем на прогулку, после прогулки мы обедаем и ложимся спать, после дневного сна мы полдничаем, потом смотрим мультики, потом играем, купаемся и т.д. Установленный Вами распорядок дня должен обязательно выдерживаться, иначе у ребенка возникнет ощущение хаоса: можно делать что хочешь и когда хочешь. Для младших школьников целесообразно сделать красочное расписание режима дня, регламентированное четко по времени. Например, в 13.00 прихожу из школы, мою руки, обедаю, до 14.30 отдыхаю, с 14.30 до 16.30 делаю уроки, потом иду гулять и д.т. Как правило, гиперактивные школьники не могут делать уроки без постороннего контроля, поэтому на первых этапах обучения ребенка в школе Вам придется выполнять домашнее задание вместе с ним. Гиперактивные дети быстро пресыщаются и устают от долгого сидения в одной позе, поэтому каждые 20 минут устраивайте небольшой перерыв с разминкой. Однако, очень подвижную разминку устраивать не стоит: ребенок быстро перевозбудится и усадить его обратно за уроки будет очень тяжело. Можно стоя на одном месте тянуть сомкнутые в замок руки вниз, вверх, в стороны, выполнять вращения сначала головы, а потом туловища, разминать пальчики рук. В разговоре с ребенком давайте ему инструкции четко и ясно, без лишних слов, ведь ребенок с СДВГ не может сосредоточить внимание на долгих разъяснениях и извлечь из них Вашу главную мысль. С дошкольниками полезно играть в несложные и интересные игры, направленные на развитие внимания. Приведу несколько примеров:
К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает совсем, однако нарушения внимания могут оставаться еще очень долго, что негативно влияет на школьную успеваемость, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста целесообразно выполнять упражнения на развитие внимания, постепенно усложняя их адекватно возрасту и способностям ребенка.
Впервые статья опубликована: Газета «Пульс Ивантеевки» 20 января 2016 года, № 3 (3124) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|