Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей

На сегодняшний день синдром дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в младшем школьном возрасте.

Проблемой гиперкенетического синдрома (далее по тексту СДВГ) занимаются специалисты различного профиля, как в области медицины, так и в области педагогики, психологии, физиологии.

И в тоже время, несмотря на высокую заинтересованность исследователей проблемой СДВГ данные об этиопатогенезе, диагностике гиперкенетического синдрома разрозненны и противоречивы по настоящее время, а вопрос факторов, влияющих на эффективность коррекции этого нарушения, остается актуальным.

По данным зарубежных и отечественных исследований, частота встречаемости СДВГ у детей в возрасте 7-10 лет составляет от 4,0 до 9,5% по данным Kadesio В, Gillbarg С, 2001; Гилберг К.,2004; Заваденко Н.Н., 2001, а согласно исследованиям Белоусова Е.Д., Никаноровой М.Ю., 2000; Брязгунова И.П., Касатиковой Е.В., 2002; Григорьевой Е.В., 2004; Малаховой А.В., 2005, она достигает даже 20-28%.

Согласно актуальным статистическим данным, мнение некоторых исследователей о том, что симптомы гиперактивного поведения купируются в процессе взросления личности, является ошибочным. По данным В.И.Покровского (2006), 1-2 млн. людей, проживающих на территории Российской Федерации, сохраняют симптомы СДВГ и после завершения пубертатного периода, а так же далее, на протяжении всей жизни. Доказано, что люди, страдающие гиперкенетическим синдромом в период взрослости образуют группу риска, связанную с развитием антисоциального поведения, что в свою очередь в целом ведет общество к росту преступности, алкоголизма наркомании.

Своевременное и комплексное воздействие, направленное на решение проблемы СДВГ у детей помогает предотвратить академическую неуспеваемость, отстранение от общества, а возможно, и криминальное поведение личности.

Несмотря на многочисленные исследования, направленные на изучение причин возникновения СДВГ, единого мнения по этому вопросу до настоящего времени не существует. (Тржесоглава 3., 1986; Cantwell D.P., 1996; Sandler S., 1996; Castellanos F.X., 1997; Ясюкова Л.А., 1997; Заваденко Н.Н. с соавт., 1998; Михайличенко Н.В., 2001; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Узбеков М.Г., 2006).

Однако, в последние годы появляются исследования, которые подтверждают связи темперамента с основными биологическими процессами, особенностями физиологии нервной системы, состоянием физического и психического здоровья, в том числе и с возникновением и особенностями проявления гиперкенетического синдрома.(о «психофизиологической конституции» [Е.Г.Тюльпин, 2004], )

Солдатова О.Б., в свое   й работе о психосоматических корреляциях в механизмах адаптационных реакций говорит, что несмотря на существующее стойкое убеждение в том, что темперамент является одной из самых стабильных и жестких генетически обусловленных составляющих личности человека [В.М. Русалов,1992; С. Novosad and E.B. Thoman, 1999; A. Caspi and P.A. Silva, 1995; A Caspi, H Harrington et al.,2003; Lennings CJ et al., 1998; Small et al., 2003]. наука накапливает все больше фактов, подтверждающих, что под влиянием различных внешних и внутренних факторов, отдельные черты и свойства темперамента могут изменяться.

Опираясь на исследования И.П. Павлова, 1951; В.К. Федорова, 1952;

В .А. Трошихина, 1952; А.Н. Крестовникова, 1952, И.М., Палей 1958; B.C. Мерлин, 1973; Mischel W., 1968; Roberts B.W and W.F. Del.Vecchio, 2000 и др., Солдатова О.Г. говорит о том, что характер человека, стиль и степень его реагирования на те, или иные раздражители, динамика его психологических проявлений и поведения могут изменяться в разнообразных жизненных ситуациях, при заболеваниях, таких физиологических состояниях, как беременность, стресс и т.д.

Учитывая, что возраст 7 лет является критическим периодом, во время которого многие поля лобной области достигают наибольшего размера, а в других областях начинается интенсивное развитие, а так же принимая во внимание, что в лобном отделе головного мозга расположены зоны контроля таких функций, как движение, речь, произвольность поведения.

В то же время, согласно результатам исследований С.Н. Шилова, Я.В. Бердецкой, В.Ю. Потылицыной темпераментальные свойства личности детей оказывают непосредственное влияние на функциональные возможности организма и резерв здоровья.

В основе темперамента лежат такие особенности свойств нервной системы, как активность, ритмичность, адаптабельность, интенсивность, отвлекаемость. Результаты исследований С.Н. Шилова, В.Ю. Потылицыной показали, что дети спокойные имеют большие функциональные резервы организма и более высокий показатель сантивности, то есть резерв здоровья, чем дети интенсивные, характеризующиеся высокой поведенческой активностью.
    Актуальность изучения закономерности формирования СДВГ в зависимости от типологических характеристик темперамента обусловлена тесной связью темперамента и индивидуальными особенностями нервной системы, в особенности тонусом вегетативной нервной системы, играющую важную роль в функции внимания и самоконтроля у детей, известно, что избыточная активация симпатического звена регуляции характеризуется повышенной физической активностью, рассеянностью, отвлекаемостью, вспыльчивостью, а для парасимпатикотонии при некотором понижении общего уровня активности характерны хорошая способность к сосредоточению, удовлетворительный уровень внимания.

На проявление темпераментальных черт у младших школьников  оказывают влияние окружение, особенно близкое (родственники, друзья, учителя), смена отношений (к ребёнку начинают относиться как к взрослому, выдвигая новые требования и обязанности, чаще при этом  оставляя прежние детские права), и изменение социальных условий. Использование закономерностей изменения черт темперамента и особенностей поведения детей позволит не формировать  оторванные от человека абстрактные программы воспитания, а индивидуализировать эту работу с учетом влияния темпераментальных черт личности ребенка на функциональные возможности и уровень его здоровья.

Таким образом, темпераментальные особенности детей могут являться одним из актуальных ресурсов коррекции нарушения.



Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • К вопросу воспитания и интеграции детей с особенностями здоровья (ОВЗ)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Как проявляются симптомы СДВГ во взрослом возрасте?
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Стили пищевого поведения, их связь с личностными особенностями, пути коррекции.
  • Как меняются симптомы СДВГ. Подростковый возраст.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь