|
Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детейАвтор статьи: Лавицкая Мария Алексеевна
На сегодняшний день синдром дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в младшем школьном возрасте. Проблемой гиперкенетического синдрома (далее по тексту СДВГ) занимаются специалисты различного профиля, как в области медицины, так и в области педагогики, психологии, физиологии. И в тоже время, несмотря на высокую заинтересованность исследователей проблемой СДВГ данные об этиопатогенезе, диагностике гиперкенетического синдрома разрозненны и противоречивы по настоящее время, а вопрос факторов, влияющих на эффективность коррекции этого нарушения, остается актуальным. По данным зарубежных и отечественных исследований, частота встречаемости СДВГ у детей в возрасте 7-10 лет составляет от 4,0 до 9,5% по данным Kadesio В, Gillbarg С, 2001; Гилберг К.,2004; Заваденко Н.Н., 2001, а согласно исследованиям Белоусова Е.Д., Никаноровой М.Ю., 2000; Брязгунова И.П., Касатиковой Е.В., 2002; Григорьевой Е.В., 2004; Малаховой А.В., 2005, она достигает даже 20-28%. Согласно актуальным статистическим данным, мнение некоторых исследователей о том, что симптомы гиперактивного поведения купируются в процессе взросления личности, является ошибочным. По данным В.И.Покровского (2006), 1-2 млн. людей, проживающих на территории Российской Федерации, сохраняют симптомы СДВГ и после завершения пубертатного периода, а так же далее, на протяжении всей жизни. Доказано, что люди, страдающие гиперкенетическим синдромом в период взрослости образуют группу риска, связанную с развитием антисоциального поведения, что в свою очередь в целом ведет общество к росту преступности, алкоголизма наркомании. Своевременное и комплексное воздействие, направленное на решение проблемы СДВГ у детей помогает предотвратить академическую неуспеваемость, отстранение от общества, а возможно, и криминальное поведение личности. Несмотря на многочисленные исследования, направленные на изучение причин возникновения СДВГ, единого мнения по этому вопросу до настоящего времени не существует. (Тржесоглава 3., 1986; Cantwell D.P., 1996; Sandler S., 1996; Castellanos F.X., 1997; Ясюкова Л.А., 1997; Заваденко Н.Н. с соавт., 1998; Михайличенко Н.В., 2001; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Узбеков М.Г., 2006). Однако, в последние годы появляются исследования, которые подтверждают связи темперамента с основными биологическими процессами, особенностями физиологии нервной системы, состоянием физического и психического здоровья, в том числе и с возникновением и особенностями проявления гиперкенетического синдрома.(о «психофизиологической конституции» [Е.Г.Тюльпин, 2004], ) Солдатова О.Б., в свое й работе о психосоматических корреляциях в механизмах адаптационных реакций говорит, что несмотря на существующее стойкое убеждение в том, что темперамент является одной из самых стабильных и жестких генетически обусловленных составляющих личности человека [В.М. Русалов,1992; С. Novosad and E.B. Thoman, 1999; A. Caspi and P.A. Silva, 1995; A Caspi, H Harrington et al.,2003; Lennings CJ et al., 1998; Small et al., 2003]. наука накапливает все больше фактов, подтверждающих, что под влиянием различных внешних и внутренних факторов, отдельные черты и свойства темперамента могут изменяться. Опираясь на исследования И.П. Павлова, 1951; В.К. Федорова, 1952; В .А. Трошихина, 1952; А.Н. Крестовникова, 1952, И.М., Палей 1958; B.C. Мерлин, 1973; Mischel W., 1968; Roberts B.W and W.F. Del.Vecchio, 2000 и др., Солдатова О.Г. говорит о том, что характер человека, стиль и степень его реагирования на те, или иные раздражители, динамика его психологических проявлений и поведения могут изменяться в разнообразных жизненных ситуациях, при заболеваниях, таких физиологических состояниях, как беременность, стресс и т.д. Учитывая, что возраст 7 лет является критическим периодом, во время которого многие поля лобной области достигают наибольшего размера, а в других областях начинается интенсивное развитие, а так же принимая во внимание, что в лобном отделе головного мозга расположены зоны контроля таких функций, как движение, речь, произвольность поведения. В то же время, согласно результатам исследований С.Н. Шилова, Я.В. Бердецкой, В.Ю. Потылицыной темпераментальные свойства личности детей оказывают непосредственное влияние на функциональные возможности организма и резерв здоровья. В основе темперамента лежат такие особенности свойств нервной системы, как активность, ритмичность, адаптабельность, интенсивность, отвлекаемость. Результаты исследований С.Н. Шилова, В.Ю. Потылицыной показали, что дети спокойные имеют большие функциональные резервы организма и более высокий показатель сантивности, то есть резерв здоровья, чем дети интенсивные, характеризующиеся высокой поведенческой активностью. На проявление темпераментальных черт у младших школьников оказывают влияние окружение, особенно близкое (родственники, друзья, учителя), смена отношений (к ребёнку начинают относиться как к взрослому, выдвигая новые требования и обязанности, чаще при этом оставляя прежние детские права), и изменение социальных условий. Использование закономерностей изменения черт темперамента и особенностей поведения детей позволит не формировать оторванные от человека абстрактные программы воспитания, а индивидуализировать эту работу с учетом влияния темпераментальных черт личности ребенка на функциональные возможности и уровень его здоровья. Таким образом, темпераментальные особенности детей могут являться одним из актуальных ресурсов коррекции нарушения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|