Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.

Подавляющее большинство родителей переживают по  поводу того, что, как и когда едят их дети. Действительно, правильное питание залог здоровья. И причина  родительских переживаний  как раз берет свое начало в желании  вырастить  детей здоровыми. Однако, некоторые формы родительских воздействий, даже которые не связаны с питанием, могут моделировать обратный эффект, приводя к нарушению пищевого поведения.

Всем понятно, что потребность в пище - это естественная, жизненно необходимая потребность человека.

К нарушениям пищевого поведения относятся: недостаточное питание, приводящее к истощению организма; чрезмерное поглощение пищи, при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; а так же зависимость от постоянного жевания чего-нибудь вкусненького, что так же несет вред здоровью.

  Все эти проблемы, помимо всего прочего, имеют  психологическую подоплеку.

Набор лишнего веса.

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, то можно сказать, что он тоже испытывает некий голод. Если ребенок испытывает эмоциональную пустоту,   имеет «голод»  по любви, принятию,  безопасности, общению, значимости (весомости), и при невозможности восполнить этот дефицит напрямую, он  может научиться использовать замену, пытаясь удовлетворить психологический голод едой, и  набирает лишний вес.

Постоянное жевание является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства, и нужно понимать, что если убрать просто переедание, но не менять ситуацию, значит лишить ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде, как в младенчестве, когда припав к материнской груди, он получал питание,  утешение и защиту.

Особенность еды заключается в том, что она способна изменить неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно всякие вкусности и вредности, с ярким вкусом способны заставить забыть обо всем на свете, так как интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли  и приправ. А если прибегать к помощи вкусностей регулярно, то вкусовые рецепторы перестраиваются, более нейтральные вкусы уже не приносят столько удовольствия, и формируется своеобразная зависимость.

Важно помнить - если удовлетворять только физиологический голод, то есть потребность организма в восполнении энергии, лишний вес не появится. Вкусностей требует не желудок, эта потребность идет от «головы».

Еще одна причина набора лишнего веса - это постоянное желание родителей накормить ребенка, не зависимо от того, голоден он или нет.Так может проявляться и родительская повышенная тревожность, которая немного утихает, если ребенок ест, и такой способ родителей заботиться и давать любовь. 

Набор лишнего веса часто  связан с нарушением психологических границ. Лишний вес может быть бессознательным способом защититься, обрести большую весомость, выглядеть солиднее, или  спрятаться как под "панцирем". Для девушек может давать чувство безопасности, так как делает их менее привлекательными  для противоположенного пола. В любом случае, всегда есть скрытые личные мотивы набора лишнего веса, и для изменения важно их осознавать. 

Снижение веса.

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит, и притуплять чувство голода.

Но если ребенка кормить насильно, то по принципу формирования условного рефлекса может закрепиться ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями, которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие только приведет к тому, что ребенок вообще не будет любить есть.

А начиная с подросткового возраста,  причиной отказа от еды может стать низкая самооценка, которая тесно связана с отношением к своему телу.   

 Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавляться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять в чем причина. Тогда чтобы справиться с нарушением в пищевом поведении ребенка, необходимо будет решить изначальную проблему.
  • Не стоит  кормить детей насильно, старайтесь нагулять аппетит. Прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.

Не стоит так же заставлять доедать все из своей тарелки, если ребенок наелся.

  • Не наказывайте ребенка едой, лишая его еды или заставляя что-то есть.
  • Нельзя наказывать детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания, чтобы ребенок успевал проголодаться. Помните, что перекусы тоже способны вызвать чувство сытости.
  • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности.  Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, вместо совместного времяпровождения и выражения любви, покупая ребенку вкусности.
  •  Забирая ребенка из детского садика или школы, спрашивайте его сначала о том, что с ним происходило в течение дня, а потом уже о том, что он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим независимо от того как, когда и сколько он поел, что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства с ней связанные.
  • Оказать губительное влияние могут  высказывания по поводу внешности ребенка. Не стоит обсуждать его худобу, полноту, или любые другие физические особенности. Строить прогнозы, каким он вырастит (толстым или худым), и связывать это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться. Не придавайте особого смысла идеальной внешности.
  • Самой первой  профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным процессом. Идеальный вариант - продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.

 

 



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Каким вырастет ребенок, если кормить его насильно
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • О психологических феноменах пищевого поведения и лишнего веса
  • Голод предков как причина лишнего веса.
  • Что делать, если ребенок не контролирует аппетит?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Еще одна причина набора лишнего веса
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Решает ли интуитивное питание проблему лишнего веса?
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?
  • Особенности Пищевого Поведения и Эмоциональный голод



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь