Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.

Подавляющее большинство родителей переживают по  поводу того, что, как и когда едят их дети. Действительно, правильное питание залог здоровья. И причина  родительских переживаний  как раз берет свое начало в желании  вырастить  детей здоровыми. Однако, некоторые формы родительских воздействий, даже которые не связаны с питанием, могут моделировать обратный эффект, приводя к нарушению пищевого поведения.

Всем понятно, что потребность в пище - это естественная, жизненно необходимая потребность человека.

К нарушениям пищевого поведения относятся: недостаточное питание, приводящее к истощению организма; чрезмерное поглощение пищи, при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; а так же зависимость от постоянного жевания чего-нибудь вкусненького, что так же несет вред здоровью.

  Все эти проблемы, помимо всего прочего, имеют  психологическую подоплеку.

Набор лишнего веса.

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, то можно сказать, что он тоже испытывает некий голод. Если ребенок испытывает эмоциональную пустоту,   имеет «голод»  по любви, принятию,  безопасности, общению, значимости (весомости), и при невозможности восполнить этот дефицит напрямую, он  может научиться использовать замену, пытаясь удовлетворить психологический голод едой, и  набирает лишний вес.

Постоянное жевание является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства, и нужно понимать, что если убрать просто переедание, но не менять ситуацию, значит лишить ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде, как в младенчестве, когда припав к материнской груди, он получал питание,  утешение и защиту.

Особенность еды заключается в том, что она способна изменить неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно всякие вкусности и вредности, с ярким вкусом способны заставить забыть обо всем на свете, так как интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли  и приправ. А если прибегать к помощи вкусностей регулярно, то вкусовые рецепторы перестраиваются, более нейтральные вкусы уже не приносят столько удовольствия, и формируется своеобразная зависимость.

Важно помнить - если удовлетворять только физиологический голод, то есть потребность организма в восполнении энергии, лишний вес не появится. Вкусностей требует не желудок, эта потребность идет от «головы».

Еще одна причина набора лишнего веса - это постоянное желание родителей накормить ребенка, не зависимо от того, голоден он или нет.Так может проявляться и родительская повышенная тревожность, которая немного утихает, если ребенок ест, и такой способ родителей заботиться и давать любовь. 

Набор лишнего веса часто  связан с нарушением психологических границ. Лишний вес может быть бессознательным способом защититься, обрести большую весомость, выглядеть солиднее, или  спрятаться как под "панцирем". Для девушек может давать чувство безопасности, так как делает их менее привлекательными  для противоположенного пола. В любом случае, всегда есть скрытые личные мотивы набора лишнего веса, и для изменения важно их осознавать. 

Снижение веса.

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит, и притуплять чувство голода.

Но если ребенка кормить насильно, то по принципу формирования условного рефлекса может закрепиться ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями, которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие только приведет к тому, что ребенок вообще не будет любить есть.

А начиная с подросткового возраста,  причиной отказа от еды может стать низкая самооценка, которая тесно связана с отношением к своему телу.   

 Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавляться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять в чем причина. Тогда чтобы справиться с нарушением в пищевом поведении ребенка, необходимо будет решить изначальную проблему.
  • Не стоит  кормить детей насильно, старайтесь нагулять аппетит. Прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.

Не стоит так же заставлять доедать все из своей тарелки, если ребенок наелся.

  • Не наказывайте ребенка едой, лишая его еды или заставляя что-то есть.
  • Нельзя наказывать детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания, чтобы ребенок успевал проголодаться. Помните, что перекусы тоже способны вызвать чувство сытости.
  • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности.  Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, вместо совместного времяпровождения и выражения любви, покупая ребенку вкусности.
  •  Забирая ребенка из детского садика или школы, спрашивайте его сначала о том, что с ним происходило в течение дня, а потом уже о том, что он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим независимо от того как, когда и сколько он поел, что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства с ней связанные.
  • Оказать губительное влияние могут  высказывания по поводу внешности ребенка. Не стоит обсуждать его худобу, полноту, или любые другие физические особенности. Строить прогнозы, каким он вырастит (толстым или худым), и связывать это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться. Не придавайте особого смысла идеальной внешности.
  • Самой первой  профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным процессом. Идеальный вариант - продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.

 

 



Просмотров: 543
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если ребенок не контролирует аппетит?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Каким вырастет ребенок, если кормить его насильно
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь