|
Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?Автор статьи: Елена Верхозина
Ряд исследований, проведенных при изучении нарушений пищевого поведения, подтвердили ведущую роль в формировании отклонений
Действительно, во многих семьях пища начинает играть доминирующую роль и становится главным источником удовольствия. Любое приятное событие, успешное завершение дел, встреча со старыми друзьями традиционно связываются с походом в кафе, ресторан или семейным застольем. Случается и так, что неопытная мать воспринимает любой физический или эмоциональный дискомфорт малыша как голод. Постепенно ребенок разучается отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний, например – отличать голод от тревоги. Кроме того, взрослые часто вырабатывают у детей определенные стереотипы поведения, например: «все, что положили на тарелку, нужно съесть», или оказывают скрытое давление: «если ты все скушаешь, мамочка будет счастлива», или пытаются вызвать у них подражательное поведение «смотри, твой братик уже все скушал». Навязанное пищевое поведение может в итоге подавлять у человека адекватную физиологическую реакцию насыщения. Нередко в семьях закрепляется стереотип: «когда мне плохо, я должен поесть». Ребенок упал, ударился, обижен, чтобы утешить его, близкие предлагают конфетку, яблочко. Ребенок привыкает успокаивать себя едой. Когда член семьи попадает в больницу, как правило, мы чаще озадачиваемся, чем бы вкусненьким его побаловать. Такой способ совладания с жизненными трудностями с помощью еды расцветает пышным цветом в зрелом возрасте. Проблемы с неадекватным отношением к еде возникают и в тех семьях, где в результате глобальной занятости матери, у нее остаются две главные заботы: одеть и накормить ребенка. Привлечь внимание такой мамы ребенок может только с помощью голода. Процесс приема пищи становится заменой других проявлений любви и заботы. Повышается символическая значимость еды. Привычка решать все свои эмоциональные проблемы с помощью такого приятного и доступного заменителя закрепляется, становится неосознаваемой и уверенно шагает с нами по жизни. Необходимо заметить, что переедающие люди значительно чаще переживают гнев, но тормозят и контролируют его выражение. При переедании человек переживает фрустрацию и соответственно, испытывает гнев, однако это чувство теперь не направлено на других. Агрессия, направленная на себя, способствует увеличению веса. Помимо эмоциогенного, часто встречающимся видом нарушения пищевого поведения является экстернальное. Оно связано с повышенной чувствительностью к внешним стимулам. Человек ест не в ответ на внутренние стимулы (голод), а в ответ, например, на обонятельные стимулы (аппетитный запах еды) или зрительные стимулы (привлекательно выглядящая еда). И при эмоциогенном, и при экстернальном типе пищевого поведения голод не причастен к приему пищи. В одном случае человек заедает проблемы, тревогу, раздражение, страх, скуку, а в другом - вовлекается в процесс, получая удовольствие, балуя вкусовые рецепторы. Психологические техники позволяют осознать, какие внутриличностные конфликты провоцируют человека на переедание; понять какая вторичная выгода от лишнего веса не позволяет окончательно решить эту проблему. Первым шагом в работе с нарушениями пищевого поведения является умение отличать чувство голода от аппетита. Важно научиться распознавать признаки эмоциогенного и экстернального поведения и подобрать им достойную замену. Работа с нарушениями пищевого поведения влечет за собой изменения стиля жизни, стиля мышления и стиля реагирования. А это в свою очередь предопределяет позитивные изменения во всех сферах жизни человека. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|