Очень важный этап в развитии человека – это подростковый период.
Это время, когда происходит исследование собственных возможностей и отделение от влияния родителей.
До этого момента ребенок напитывался родительскими правилами и установками.
И пока ребенок не может сам о себе заботиться – это очень важные для выживания правила. Делай так, как скажут родители, и будет все хорошо в твоей жизни, выживешь, вырастешь.
Они могли быть вполне конструктивными – правильное питание по режиму, теплая одежда, когда холодно и т.д.
Конечно, не обошлось и без деструктивных установок. Таких как , общество чистых тарелок и тому подобных. Наверняка, вы вспомните множество примеров. «Сладкое после еды», «Ешь, что дают»... Их можно перечислять очень долго. Не буду тратить время. У каждого они свои.
Суть сейчас не в этом.
Когда подросток отделяется от родителей, он начинает делать все поперек этих правил.
И это ему необходимо, чтобы вырваться из зависимости. Он пробует сделать не так как ему говорили и узнает о правильности или неправильности родительских наставлений.
Он выходит из дома, пробует пойти без шапки. И может отморозить уши или не отморозить. Он начинает проверять свои возможности. Как ему будет.
И если он простудится и заболеет отитом, то это будет его опыт, после которого он сможет сделать вывод. И в следующий раз принять решение независимо от того, что ему говорят взрослые. Это будет его самостоятельное решение. Так происходит взросление, через конфликт с родительскими правилами, получение собственного опыта и научение делать самостоятельный выбор, впоследствии.
Но, зачастую, родители не дают ребенку получить этот опыт, они либо его заранее останавливают и не позволяют совершить ошибку, либо, по ее совершении, сильно ругают ребенка, осуждают и максимально вкладывают в его голову чувство вины.
При этом, параллельно, они его лечат, помогают выбраться из последствий, не позволяя получить опыт от своих действий. А часто еще и жалеют и начинают еще больше любить. И вот тогда ребенок остается в этой контрзависимой позиции очень долго.
Какое это имеет отношение к пищевым зависимостям?
Зависимости бывают двух видов.
Первый – это прямая зависимость. Когда человек застревает на первой стадии – стадии, на которой он выполняет все предписания и правила родителей. Это дети-отличники, которые все делают правильно и не отступают ни на шаг от того, что положено делать.
Они часто во взрослом возрасте в очень близких отношениях с родителями, это их любимые дети.
И если говорить про еду, то это те, кто хорошо кушают, часто имеют лишний вес, или наоборот очень следят за фигурой (если это в ценностях родителей).
Второй вариант – это контрзависимость. Это когда человек застревает на стадии протестов. Это такой пожизненный подросток. Он нарушает правила, но не понимает для чего он это делает. На самом деле, из желания вырваться от родительского контроля.
Он не носит шапку даже, когда ему холодно. Он ест вредную еду. Нарушает режим питания. Часто употребляет алкоголь или курит. Короче говоря, делает все, что не одобряют его родители.
И на самом деле, это обратная сторона той же самой зависимости.
В такой ситуации человек не знает чего он хочет сам, независимо от желания и мнения родителей. Его действия продиктованы протестом и желанием вырваться из-под контроля. Но он все равно остается в зависимости. Потому что он не свободен. У него есть только один выбор – это делать наперекор взрослым.
Если говорить про пищевые зависимости, то часто, компульсивные едоки (те, кто неконтролируемо переедают) – это застрявшие на стадии контрзависимости подростки.
Они внутри себя ругают за свои действия и не позволяют себе их совершать. Но при этом снова через какое-то время появляется внутреннее желание протестовать и делать все наоборот.
Приведу классический пример, я думаю, знакомый многим.
Когда мы принимаем решение питаться правильно, делаем все как надо, садимся на диету, соблюдаем правила, то так у нас проявляется желание быть хорошим ребенком, зависимым.
Затем начинает расти протест (подростковая реакция), копится неудовлетворенность результатом, количеством усилий, которые мы прикладываем или лишним весом, набранным в результате, появляется раздражение и неконтролируемое желание нарушить диету (правильное питание или что там еще мы делали, чтобы быть хорошими для своих родителей).
Мы это делаем и параллельно испытываем чувство вины. Родительские голоса звучат в нас в это время фоном и ругают нас за совершенные действия. Но сила желания протестовать не уменьшается при этом, потому что накопленное раздражение уже не может не реализовываться.
И получается замкнутый круг. Чем больше эти голоса звучат в нас, ругают и мы испытываем чувство вины, тем больше растет раздражение и желание протестовать, и мы начинаем поглощать большие количества еды.
То есть, мы едим, чувствуем вину, раздражаемся и снова едим. Иногда находя в себе силы снова взять себя в руки и сесть на диету.
Разорвать этот замкнутый круг можно, хотя и не просто.
Первое – важно все это у себя заметить. Осознать, что и для чего вы делаете, какую потребность удовлетворяете, какие чувства испытываете.
Затем разобраться с чувством вины и перестать себя ругать. Как при нормальном развитии подростка – позволить себе совершить ошибки, стать смелым и рисковать, присваивая последствия и опыт.
И этот этап самый важный. Именно поэтому работает интуитивное питание, при котором разрешается есть все. Главное легализовать любые свои желания, любой свой опыт. И не обесценивать его наступающим чувством вины, а присваивать. И этот этап может быть достаточно продолжительным. Когда мы пробуем, исследуем свои желания, получаем новые ощущения, узнаем свои вкусы.
Только после этого мы становимся осознанными и учимся выбирать еду, исходя из своих собственных потребностей и ожидаемых последствий. И только тогда наступает свободное интуитивное питание и выход из зависимости.
Если пытаться изменить себя, пропуская этап принятия, позволения себе совершать ошибки (которые не ошибки, а опыт), мы будем из раза в раз возвращаться в замкнутый круг – чувства вины и протестов.
Потому что, собственного опыта у нас не будет, а будут только знания о том, что такое хорошо, а что такое плохо, полученные от наших родителей. А значит мы никогда не сможем по-настоящему совершать свой собственный осознанный выбор.
Именно поэтому я призываю вас слушать себя, доверять своим желаниям, чувствам и опыту. Позволить себе хулиганить, получать от этого удовольствие, быть бунтарем и подростком, присвоить этот опыт, и только тогда вы сможете стать свободными от еды и других зависимостей. Как бы парадоксально это ни звучало.
Желаю вам осознанности, стройности и интуитивности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.