|
Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.Автор статьи: Добровольская Инна Анатольевна
Зачастую родители детей с особенностями в поведении и эмоциональной сфере ждут от психолога конкретных шагов и действий в работе с их детьми: применения определённых методик, арт и песочной терапии и т.д. Они ждут, что после применения тех или иных методов у ребёнка улучшатся оценки в школе, он перестанет отбирать игрушки у других детей и грубить родителям (список бесконечен).
Беспокойство родителей и их ожидания от работы специалиста (и потраченных на это денег) вполне понятны. Они уже сделали большой шаг, осознав необходимость психологической помощи и выбрав психолога, пожертвовали своим временем и финансами. И когда ребёнок после занятия выходит с поделкой, рисунком, аппликацией, или он пол - часа занимался в песочнице – тут все предельно ясно: занятие по психокоррекции, по мнению родителей, прошло как положено. Но что на самом деле нужно ребёнку, и для чего ему нужны эти занятия?
На самом деле ребёнку нужно только одно: ОПЫТ ПРИНЯТИЯ.
Какими бы идеальными не были родители, они не могут постоянно давать ребёнку только положительные эмоции. Какими бы опытными и снисходительными не были педагоги, они будут требовать от ребёнка выполнение программы. Требования и ограничения всегда будут иметь место.
Уставшие от косых взглядов общества, требований учителей, непринятия их ребёнка родственниками, родители такого ребёнка долгие годы старательно «подгоняют» его под «норму». Выглядеть это может по-разному: длительное время не замечают и/или игнорируют подобное поведение ребёнка; с переменным успехом показывают его различным специалистам и светилам; кричат, раздражаются и проявляют недовольство поведением ребёнка.
Уставшие от таких учеников/воспитанников педагоги старательно пытаются навязать ребёнку нормы поведения (которые он не в силах выполнить), учебную программу, не учитывая его особенности (осознанно или по требованию администрации).
Сверстники такого ребёнка просто смеются над ним или бесконечно жалуются на него учителям, иногда издеваются (это зависит от позиции учителя/воспитателя). Родственники демонстрируют неприязнь.
Теперь попробуем представить, что чувствует в таких условиях неприятия ребёнок, поведение и эмоциональная сфера которого не укладывается в норму.
Он с детства пытается делать так, чтобы понравится маме, соответствовать ожиданиям учителей и общества, но это недостижимо для него. Он не понимает, чего от него хотят. Со временем усиливаются вспышки ярости, гнева, ребёнок становится плаксивым, у него пропадают или регрессируют приобретённые ранее навыки и умения. Состояние ребёнка приближается к критическому (равно как и у родителей и учителей). Боль, обида, разочарование, проявление негативизма к миру…
В такой непростой ситуации ребёнку просто необходимо, чтобы кто-то, хотя бы один час в неделю принял его таким, какой он есть, с его внезапными вспышками гнева и крика, паники и слёз, его регрессивные желания сосать палец и есть много печенья и конфет, просто сидеть на подоконнике и слушать сказку, побывать в роли строгой учительницы и проиграть свой негативный опыт на занятии с психологом.
Моменты тотального принятия на занятиях со специалистом очень важны для ребёнка. Психолог не ругает его, когда он кричит; не заставляет рисовать или решать задачи, если он не хочет; любую его игру и роль принимает и подыгрывает ему. Здесь можно задать любой, даже самый несуразный вопрос, от которого дома и в школе отмахиваются, и даже повторять этот вопрос множество раз!
Ни одна, даже самая эффективная и продуктивная методика, зачастую не может заменить ребёнку простого ПРИНЯТИЯ. А ведь именно такого опыта в жизни особого ребёнка, как правило, меньше всего. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|