|
История одного ребёнка. Факторы риска химических зависимостей. Опыт 10.Автор статьи: Гриценко Роман Анатольевич
Я хочу вам рассказать одну историю, которую я назвал «Опыт десяти. Факторы риска химических зависимостей. Как их исключить». Суть этой истории каждый поймёт по-своему. Кому-то будет легко читать эту историю, потому что она ничем его не зацепит. А кому-то будет не просто, потому что она может оживить какой-то опыт воспоминаний. У этой истории особенный смысл. И особенный он тем, что способен изменить будущее ваше или ваших детей. Изменить в лучшую сторону. В любом случае, какие бы эмоции вы не испытывали, дочитайте эту историю до конца. Она основана на реальных фактах из жизни. Я хочу рассказать вам историю про десятерых людей, с которыми я познакомился, работая психологом в реабилитационном центре для алко- и наркозависимых. С виду – это обычные парни, но их история довольно любопытна и может научить нас чему-то. Потому что в каждом описанном случае заложено много ценности. Когда я с ними общался, каждый из них вспомнил свой первый раз, когда они употребили эти вещества. Кто-то из них употребил впервые в 13 лет, кто-то в более позднем возрасте. Если взять всех десятерых участников моего интервью, то первый опыт употребления психоактивных веществ состоялся у них в возрасте от 13 до 24 лет. И работая психологом, общаясь с ними, я задумывался над тем – что каждый из них оставит после себя? И я видел, что они сами над этим вопросом задумывались редко. Наоборот, у меня как у психолога, складывалось впечатление, что многие из них жили так, будто считали, что им отведено 9 жизней. Такое впечатление, что эта жизнь для них не представляет ценности, поскольку относятся к ней очень халатно и бездумно её расходуя. Я понимаю, что это самообман и как специалист, работая с ними, я делал вклад, чтобы помочь им осмыслить этот момент, уйти от этого самообмана. Чтобы показать им, что эту жизнь к которой они очень халатно относятся, нужно очень сильно беречь и ценить. Узнать ответы на эти вопросы будет полезно каждому, кто читает этот пост, потому что речь пойдёт о жизни, воспитании, об ошибках которые люди допускали и ошибках, которые привели их к зависимому от психоактивных веществ состоянию. Речь пойдёт о рекомендациях – чего делать не нужно или что нужно сделать, чтобы не допустить психической и физической зависимости от наркотиков и алкоголя во взрослой жизни. Эта история поможет вам задуматься над тем, что изменить прежде всего в себе или в вашей семье в лучшую сторону. Каждый из 10-ти ответил – «Нет». ВОПРОС 2. Как ты считаешь, что тебя привело к такой ситуации, были ли причины для этого? Один из них ответил – «Любопытство. Потом мне просто понравилось, и компания этому способствовала». Второй сказал – «В первый раз мне подмешали друзья, а потом мне понравилось, я попробовал еще и еще». Третий ответил – «Самоуверенность что побалуюсь и брошу». Четвёртый сказал – «Распущенность по жизни и разногласия родителей – мама ругает – папа хвалит», он выделил это главной причиной. Пятый – «Разгульная жизнь. Ни в чём себе не отказывал. Проблем с деньгами не было. Общался в известных кругах где ходили наркотики». Шестой сказал – «Глупость, любопытство, интерес. Знал, что вредит, но всё равно употреблял». Седьмой сказал – «Я сам этого искал. Искал компанию, сам хотел «торчать», гулять». Восьмой сказал – «Некуда было себя деть, не было понимания как себя реализовать, поэтому начал употреблять». Девятый сказал – «Алкоголь предавал уверенности, а наркотики – крутизну. Не хватало уверенности в себе» Десятый сказал – «Нравилось употреблять. Было интереснее и проще общаться с людьми». В целом эти ответы говорят об отсутствии ощущения самоценности в семье в общении с родителями – нужен ли я кому-то, ценен ли я для других? Это подтолкнуло реабилитантов искать свою самоценность на стороне, за рамками семьи. ВОПРОС 3. Можно было бы обойти ситуацию с зависимостью и не допустить в твою жизнь?
ВОПРОС 4. Если бы можно было бы эту ситуацию с зависимостью обойти, не допустить в твою жизнь, то как это могло бы быть?
Обратите внимание, какие ценности здесь перечислены. Во многих ответах речь идёт о семье, об отношениях родителей. Когда родители решали свои проблемы и были погружены в совершенно другие процессы, кроме воспитания – это не придавало детям ощущения самоценности (что тебя ценят, любят). А может быть даже наоборот – это воспитывало в детях ощущение отвержения (ты обуза, ты не значимый, с тобой не надо считаться). Многие из опрошенных отмечали в детстве такое ощущение, что у родителей всегда найдутся более важные дела, чем ты. Читатель может сейчас задуматься о своем стиле воспитания, чтобы поменять отношения с ребёнком в своей семье. Обратите внимание еще на то, как часто в ответах употребляется слово «спорт». Спортивная жизнь, спортивные цели, спортивная компания – могли бы уберечь детей от употребления. Мы знаем, что спорт формирует в людях целеустремленность, дисциплинированность, самоорганизацию, веру в себя, от чего формируется самоценность и уверенность в себе – «я могу!» Приобщайте ваших детей к спорту. ВОПРОС 5. Что бы ты изменил в своей жизни, если бы была возможность вернуться назад?
В этом вопросе речь идёт о ценностях жизни: здоровая компания, обзавестись семьёй, вести здоровый образ жизни, добросовестно учиться в школе, реализовать цели, получить образование. Взращивайте в ваших детях здоровые ценности. Но для этого сначала задумайтесь над тем что происходит с вашими жизненными ценностями и какой пример вы подаёте вашим детям. Дети с вас списывают судьбу. И строят свою судьбу на вашем примере. Так же, помогайте вашим детям формировать вокруг себя здоровый контингент. Озаботьтесь тем вопросом – в какой компании они проводят своё взросление? Какие интересы у этой компании? Здоровое ли общение в этой компании у подростков? Здоровое ли поведение? И обязательно задайте эти вопросы по отношению к своему окружению. Дети списывают с вас. ВОПРОС 6. В какой момент ты хотел бы вернуться, чтобы начать всё делать по-другому?
Как вы сами заметили, в ответах речь идёт о чрезмерной свободе. О безнадзорности со стороны родителей. На обучающем курсе это обозначено как гипоопека (гипо – мало). Когда свободы – сверх меры, то появляется ощущение ненужности, брошенности и низкой самоценности у детей. Носить в себе такое состояние, особенно в подростковом возрасте – невыносимо. У подростков появляется стремление избавиться от этого невыносимого состояния. И когда они не находят замену этому в семье, они находят замену вне семьи – в плохой компании. Именно в такой компании подростки понимают, что здесь они ценны, авторитетны и уважаемы. При воспитании ваших детей, учитывайте тот факт, что для их благополучного взросления нужно подтверждение их ценности – прежде всего, а также помощь и участие родителей в преодолении всяких сложностей. Заметьте, не критика, не оскорбления, а помощь и участие родителей в преодолении сложностей. ВОПРОС 7. Если бы ты смог это сделать, что изменилось бы?
Хорошие отношения в семье - отношения между родителями, отношения с детьми, построенные на взаимном уважении и ценимости друг друга, формируют в ребёнке целостную и здоровую личность. Необходимо задуматься над тем, что родители ребёнка рождают для того,чтобы помочь ему стать целостной здоровой личностью, адаптированной к жизни в обществе, способным создать свою здоровую ячейку общества (семью). Поэтому обратите внимание на то как проходит ваше общение у вас в семье – с вашим супругом(ой), родителями, родственниками. Можно ли назвать это общение здоровым? Ведь это именно то, чему учатся ваши дети. Не умеете адекватно общаться вы с близкими – нет смысла требовать этого от ребёнка по отношению к себе. ВОПРОС 8. О чём ты жалеешь?
Здесь речь идёт о нереализованных целях. Помогайте вашим детям формировать цели. Отмечайте их достижения. Хвалите их за достигнутое. Но вначале покажите своим примером, как поставленные цели вами достигаются. Вспомните, когда вы сами в последний раз ставили и достигали своих целей. Развивайте здоровое поколение, способное достигать целей, а не жаловаться на жизнь. Если вы сами не научите этому своих детей, никто другой их этому не научит. Если вы заметили, в восьмом вопросе у многих характер ответов такой – есть внешние факторы и они виноваты, что я употребляю. То есть кто-то виноват. И это отношение к жизни, которое дети взяли из семьи – «всё что со мной происходит, в этом виноват кто-то, но не я». Где ответственность к жизни? Где ответственность к себе? Родители! Развивайте в детях ответственность, чтобы любые ошибки ребёнок связывал прежде всего с собой – что он сделал не так? Что нужно сделать в следующий раз по-другому. Чтобы не повторилась эта ошибка? Но не должно быть такого мнения в ребёнке, что ошибка случилась со мной и в этом виноват кто-то другой, но не я – это проигрышная позиция, позиция безответственности в жизни. Давайте в детях развивать позицию ответственности. Если вы их этому не научите, этому никто их больше не научит. ВОПРОС 9. За что бы ты сказал спасибо своей зависимости? Поскольку реабилитация была с религиозным уклоном – посещение церкви, развитие веры в Бога, чтение, изучение молитв, то многие из опрошенных отметили, что хочется сказать спасибо своей зависимости за то, что привела его к Богу, что обрели веру, начали познавать религию. Вера в Бога или высшие силы, здоровые отношения с религией являются ресурсным фактором для каждого человека. В трудные моменты всегда хочется поддержки, к кому-то обратиться, высказаться, поделиться, попросить о помощи. И если нет такого человека рядом, то его место хорошо подменяет посещение церкви, храма, общение с церковнослужителями, чтение молитв. У большинства опрошенных диагностированы ВИЧ, гепатиты. И это то, о чем они жалеют. Это то, что можно было бы избежать. Родители, научитесь делать выводы из своих ошибок и научите ваших детей этому навыку. А также приобщайте детям здоровые ценности жизни. Например регулярное посещение церкви развивает самодисциплину. ВОПРОС 10. Что тебе хочется сейчас? Ты мечтаешь о чём-то?
Помогайте вашим детям учиться формировать цели. Скоро они станут взрослыми, перейдут во взрослую жизнь. Если они не научились формировать цели, не научились стремиться к чему-то, кто их научит этому во взрослой жизни? Цели этих людей – завести семью, детей, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, любимым делом, получить здоровье – это то, чего они могли добиться в жизни. Но это то, что они подменили употреблением. И о чём теперь глубоко жалеют. Потому что время уже упущено. ВОПРОС 11. Что тебе для этого нужно?
Сейчас речь идёт об ответственности. Именно об ответственной позиции в жизни. Об ответственной позиции к себе. Родители им не помогли сформировать эту ответственную позицию раньше, и они пытаются это сделать сейчас, проходя реабилитацию. Но изначально ответственность начинается в семье. Помогайте вашим детям формировать ответственную позицию к жизни. Потом им это очень сильно поможет. Плачь, жалобы на себя, на окружающих, на жизнь, пребывание в унынии – это пассивная жизненная позиция. Формируйте в ваших детях активность, состояние борца за жизнь, за свободу, за достижение целей, за лучшее будущее. Формируйте это состояние и в себе, потому что дети списывают с вас. Это то, что здорово зажигает и меняет вашу жизнь, жизнь ваших детей. В этой статье описано мнение десяти реабилитантов. Это люди, которые проходят реабилитацию неоднократно. Если есть зависимость – от нее очень сложно избавиться. Некоторые из них проходили реабилитацию за рубежом в «крутых» клиниках, но они постоянно возвращались к употреблению. Поэтому, конечно же лучше всего не допустить этого, чем потом с этим бороться. Здесь описан опыт, которым поделились со мной 10 человек. Воплотят ли они его с пользой после реабилитации, достигнут ли они своих целей, я не знаю. Но будем надеяться, что у них все получится. Одно могу сказать точно, что я им за этот опыт благодарен. Мне они показали ключевые моменты жизни и жизненные ценности – на что следует обращать внимание прежде всего, чтобы в будущем не иметь такого состояния зависимости от ПАВ, в котором сейчас находятся они. Плод сформирован и пробыл в животе мамы 9 месяцев. При этом мы себе отдаем отчет в том, что каждый день, каждая неделя, каждый месяц могли быть критичными для плода, находясь в животе своей мамы. И это еще одна ступень, которую прошли ваши дети – пятая. Начались роды. И на этом этапе есть свои большие риски. Это шестая ступень, которую прошли ваши дети. В итоге, ребёнок появился на свет. И если говорить о тех 10-ти людях, которые дали мне интервью, то хочется спросить – как они смогли? Как у них получилось появиться на свет? Ведь тысячи процессов формирования ребёнка заканчиваются, не успев начаться. Вот для чего с ними все это произошло – для чего они прошли этот экстремальный путь появления на свет? Кроме того, мы с вами прекрасно знаем, что в первые дни жизни ребёнка есть свои риски существования – это еще одна ступень, которую они прошли. Во вспышке, в преодолении экстремальных ступеней, в зачатии, рождении, в нашем появлении на свет, в нашей жизни – во всем есть свой смысл. И у всего есть свое предназначение. Ваши дети так же прошли этот экстремальный путь появления на свет. И сейчас перед ними очередная ступень взросления. И вы для них можете стать помощником. Не будьте для них «подавляющим командиром», а будьте для них помощником. Помогайте им осмысливать свое поведение и принимать верные решения. Помогайте им учиться на совершенных ошибках. Когда они перейдут во взрослую жизнь – они от вас оторвутся. Поэтому сейчас в подростковом возрасте помогайте им преодолевать очередные ступени взросления. Ведь они победители! Они появились на свет. У них в этом есть интуитивный опыт. Просто запустите в них этот механизм осмысления и ответственности. Помогайте им осмысливать свои ошибки. Учите их этому и все будет хорошо. На этом я хочу закончить эту историю. Отметьте для себя что вас зацепило и что вы скажете по поводу прочитанного? Что вы скажете по поводу этих людей, которые пытаются уйти от химической зависимости, но у них никак не получается? Что может быть посоветовали бы этим людям? И какие выводы вы можете взять из этой истории в воспитание своего ребёнка? Задумайтесь над тем – какие у вас отношения с вашим ребёнком. Помогают ли они ему стать ответственным или наоборот эти отношения выращивают в нем позицию виноватого, ненужного, отверженного и забитого ребёнка? Если это так, то измените их. Как это делать, мы тренируемся на обучающем курсе. Эти занятия формируют тот стиль воспитания, который сделает из ваших детей ответственных людей, уже начиная в подростковом возрасте. Из всего описанного я могу сделать такой вывод. Смысл жизни в любви, в ощущении себя ценным для других. Смысл жизни в отношениях, в достижениях. Помогите этот смысл жизни сформировать своему ребёнку. Помогите ему прежде всего найти себя в семье. Помогите вашему ребёнку прежде всего почувствовать, что он ценный для своих родителей. Помогите вашему ребенку понять, что он любим прежде всего своими родителями. Помогите ему понять – что такое любовь и уважение родителей. Что это не просто деньги и другие материальные ценности, что это прежде всего внимание к нему и к его жизни. Очень важно понимать, что семью мы создаём не для себя любимых. Семью мы создаём для детей. Так же помогите вашему ребёнку сформировать понимание того что такое ответственность к родителям. Ответственность к себе, к жизни и покажите ему это на своем примере, на примере ответственности к своей жизни прежде всего. Помогите вашему ребенку преодолевать сложности. А не бежать от них и не скрываться в алкоголе и наркотиках. Так же будьте ответственны прежде всего перед собой. Своей жизнью и вы поменяете свою жизнь и жизнь вашего ребёнка. Родители – вы помощники. И те инструменты. Которые мы изучаем на обучающем курсе – это невероятные инструменты, применив которые в воспитании своего ребёнка вы получаете невероятно быстрый результат. Дорогие читатели, родители, специалисты, друзья! Спасибо что прочитали это сообщение. Я надеюсь это было для вас полезным. Сейчас вы можете написать на него свой отзыв. Что было ценного для вас? Вы сами решаете как воспитывать ваших детей и что в жизни для вас является наиболее ценным. Важно помнить только одно... Прямо сейчас вы формируете будущее своему ребёнку! И будет оно успешным или наоборот, зависит именно от родителей и от качества отношений с ребёнком в семье. С уважением, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|