|
Чего ждут от психолога педагоги и родители на самоизоляции?Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
Много непредвиденных изменений внесла сложившаяся ситуация в нашу жизнь – самоизоляция плюс дистанционное обучение, все это в условиях пандемии, на фоне экономической нестабильности и общей неопределенности. На переднем фланге оказались взрослые участники образовательного процесса – родители и педагоги. А ведь именно от их устойчивости, мудрости в большой мере зависят нормальное обучение и благополучная повседневная жизнь наших детей и многих семей. Учителя столкнулись с множеством трудностей на самоизоляции:
На 1 этапе самоизоляции, в период острого стресса основными чувствами были сильная тревога, страхи неопределенности, неизвестности и др. Я считаю, что прежде всего, в этот период помощь психолога должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. С этого мы и начали в нашей большой школе.
При этом, специалисты организовали коррекционные, развивающие, профилактические занятия с учениками по индивидуальным графикам, приближенным к прежним: психо-коррекционный цикл с использованием психотерапевтических сказок; занятия по развитию коммуникативных навыков, профилактике конфликтов; по профориентации; по психологической подготовке к ГИА; коррекционные занятия с детьми с ОВЗ и др. Сейчас мы осознанно уменьшили интенсивность и развивающий компонент в психологических занятиях, сделав акцент на всевозможных играх и психо-коррекционных упражнениях. В стрессовой ситуации для детей основная наша задача – поддержать учебную мотивацию, создать хорошее настроение и придать уверенности в том, что все трудности преодолимы. Следует отметить, что привычный ритм занятий тоже является стабилизирующим фактором не только для учеников, но и для их родителей!
Через 2-3 недели, когда работа онлайн вошла в свою колею, был проведен выборочный опрос. Что же беспокоит родителей на этапе, когда пройдена первичная адаптация к самоизоляции и дистанту? Вот некоторые, наиболее часто встречающиеся ответы: «Как сдерживать гнев и отрицательные эмоции? Как не выходить из себя во время выполнения домашнего задания? Как уменьшить постоянные разборки между детьми? Что делать, когда ребенок не справляется с нагрузкой и устраивает истерики? Как общаться, когда ребенок дерзит и не хватает терпения? Как уладить конфликты на малой территории?» Как видно, теперь на первый план вышли повышенная конфликтность, раздражение, агрессивные проявления. Это неудивительно, ведь тревога и агрессия взаимосвязаны как две стороны одной медали! В настоящее время очень актуальны вебинары для педагогов и родителей на всех образовательных уровнях: «Позаботимся о себе. Как пережить агрессивные чувства?»; «Справимся с эмоциями: раздражение, гнев, агрессия»; «Взаимодействуем с детьми дома». Для учеников мы проводим сейчас психологические занятия: «Эти мысли мне помогут! (работа по трансформации негативных мыслей); «Рисуночные техники, позволяющие избавиться от психоэмоционального напряжения»; «Использование арт-терапевтической техники Эбру (рисование на воде)» и др. Некоторые рекомендации по работе с раздражением: 1.Признайтесь самому себе в том, что вы раздражены, злы и т.д. Отследив и назвав эмоцию, Вы немного переместитесь в позицию "наблюдателя" почувствуете себя легче; 2.Внимание переключите на дыхание. Дышите с использованием простых техник (следя за вдохом и выдохом; дыхание на счет 4-8, техника Квадрат 4-4-4-4 вдох, задержка, выдох, задержка и др.) 3. Внимание сосредоточьте на предметах вокруг;
По-прежнему не теряют актуальности вопросы организации и планирования своего времени на самоизоляции: Как организовать дистанционную учебу ребенка? Как успеть выполнить свою работу, помочь ребенку с учебой и выделить хоть немного времени на себя? Как расставить приоритеты? Как учиться дистанционно детям в многодетной семье? и т.д. В ответ на эти вопросы наши психологи предлагают: вебинар «Простые и интересные развивающие занятия для детей с родителями в домашних условиях» и психологическое занятие «Дружим со временем. Распределяем приоритеты». Актуальна, как и всегда, тема мотивации: «Как правильно стимулировать ребенка, подростка к выполнению учебных заданий? Как замотивировать ребенка на учебу? Как закрепить стремление ребенка к самостоятельности, становлению полноценным членом семьи?» и т.д. Эта многоплановая тема может быть предметом более детальной подготовки. Еще многие поставленные педагогические вопросы требуют ответа: «Как учителю правильно реагировать на гадости и хамство на онлайн-уроках?», «Как не выгореть в условиях постоянной многозадачности?», «Как сохранить здоровье при интенсивной нагрузке в онлайн?», «Как лучше организовать общение учитель-ученик?» и другие. Отдельно хочется отметить, что очень многие педагоги достойно справляются с трудностями. Я благодарна им, что они находят время в своем напряженном графике, чтобы посетить вебинар, чтобы на индивидуальной консультации поделиться с психологом проблемами и переживаниями, отреагировать негативные эмоции и выделить конструктивное зерно. А это - новый, ценный практический опыт, который нам всем еще предстоит осмыслить! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|