Чего ждут от психолога педагоги и родители на самоизоляции?

Много непредвиденных изменений внесла сложившаяся ситуация в нашу жизнь – самоизоляция плюс дистанционное обучение, все это в условиях пандемии, на фоне экономической нестабильности и общей неопределенности.  На переднем фланге оказались взрослые участники образовательного процесса – родители и педагоги. А ведь именно от их устойчивости, мудрости в большой мере зависят нормальное обучение и благополучная повседневная жизнь наших детей и многих семей.

Чего ждут от психолога педагоги и родители на самоизоляции

Учителя столкнулись с множеством трудностей на самоизоляции:

  • повышенная загруженность в выполнении своих профессиональных обязанностей;
  • работа (по модному нынче выражению) в режиме 24/7;
  • постоянный цейтнот;
  • вынужденная необходимость быстрого овладения все более новыми, современными методиками и технологиями обучения;
  • не всегда положительная обратная связь от родителей и учеников;
  • порой необоснованные претензии и завышенные ожидания;
  • постоянная высокая эмоциональная включенность в деятельность;
  • необходимость постоянного творчества;
  • высокие требования к результативности;
  • а дома никто не отменял еще и семейных обязанностей!


Жизнь поставила перед педагогами-психологами задачу поддержать учителей и родителей, на плечи которых легли новые, непривычные и ответственные обязанности. Хочется поделиться практическим опытом работы нашей школьной Службы психолого-педагогического сопровождения, которая сразу включилась в работу.

На 1 этапе самоизоляции, в период острого стресса основными чувствами были сильная тревога, страхи неопределенности, неизвестности и др. Я считаю, что прежде всего, в этот период помощь психолога должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. С этого мы и начали в нашей большой школе.

  • Контакты психологов школьных и дошкольных корпусов были переданы классным руководителям, воспитателям, методистам и было организовано индивидуальное онлайн-консультирование родителей и педагогов всеми возможными способами (телефон, Ватсап, Скайп, эл.почта, платформа FCC).
  • На сайте обновили информацию об экстренных психологических службах города, телефонах доверия и разместили тематические статьи.
  • Был проведен вебинар «Телефону Доверия – ДА»!
  • Неоднократно проводились практико-ориентированные вебинары с экспресс-тестами, упражнениями, релаксациями: «Снижение тревоги при возникновении стрессовой ситуации»; «Позаботимся о себе. Как найти ресурсы в условиях самоизоляции?»; «Проводим время с пользой. Как пережить самоизоляцию с детьми без потерь».

При этом, специалисты организовали коррекционные, развивающие, профилактические занятия с учениками по индивидуальным графикам, приближенным к прежним: психо-коррекционный цикл с использованием психотерапевтических сказок; занятия по развитию коммуникативных навыков, профилактике конфликтов; по профориентации; по психологической подготовке к ГИА; коррекционные занятия с детьми с ОВЗ и др. 

Сейчас мы осознанно уменьшили интенсивность и развивающий компонент в психологических занятиях, сделав акцент на всевозможных играх и психо-коррекционных упражнениях. В стрессовой ситуации для детей основная наша задача – поддержать учебную мотивацию, создать хорошее настроение и придать уверенности в том, что все трудности преодолимы. Следует отметить, что привычный ритм занятий тоже является стабилизирующим фактором не только для учеников, но и для их родителей!


Некоторые рекомендации педагогам и родителям на самоизоляции:

  • Принимайте текущую ситуацию как один из фактов жизни.
  • Найдите собственный индивидуальный смысл в своем пребывании на самоизоляции.
  • Смиритесь с тем, на что Вы повлиять не можете.
  • Определите области своего влияния.
  • Запланируйте дела на неделю и 1-2 дня вперед, и действуйте.
  • Упорядочьте свою жизнь, приблизив режим к привычному и вносите небольшие элементы приятной новизны, разнообразия.
  • Помните, что сейчас не время для личных и профессиональных рекордов, ставьте реальные цели.
  • Обязательно находите и ставьте в план личное время для отдыха и радости!

Через 2-3 недели, когда работа онлайн вошла в свою колею, был проведен выборочный опрос. Что же беспокоит родителей на этапе, когда пройдена первичная адаптация к самоизоляции и дистанту? Вот некоторые, наиболее часто встречающиеся  ответы: «Как сдерживать гнев и отрицательные эмоции? Как не выходить из себя во время выполнения домашнего задания? Как уменьшить постоянные разборки между детьми? Что делать, когда ребенок не справляется с нагрузкой и устраивает истерики? Как общаться, когда ребенок дерзит и не хватает терпения? Как уладить конфликты на малой территории?»

Как видно, теперь на первый план вышли повышенная конфликтность, раздражение, агрессивные проявления. Это неудивительно, ведь тревога и агрессия взаимосвязаны как две стороны одной медали!  В настоящее время очень актуальны вебинары для педагогов и родителей на всех образовательных уровнях: «Позаботимся о себе. Как пережить агрессивные чувства?»; «Справимся с эмоциями: раздражение, гнев, агрессия»; «Взаимодействуем с детьми дома». Для учеников мы проводим сейчас психологические занятия: «Эти мысли мне помогут! (работа по трансформации негативных мыслей); «Рисуночные техники, позволяющие избавиться от психоэмоционального напряжения»; «Использование арт-терапевтической техники Эбру (рисование на воде)» и др.

Некоторые рекомендации по работе с раздражением:

1.Признайтесь самому себе в том, что вы раздражены,  злы и т.д.  Отследив и назвав эмоцию, Вы немного переместитесь в позицию "наблюдателя" почувствуете себя легче;

2.Внимание переключите на дыхание. Дышите с использованием простых техник (следя за вдохом и выдохом; дыхание на счет 4-8, техника Квадрат 4-4-4-4 вдох, задержка, выдох, задержка и др.)

3. Внимание сосредоточьте на предметах вокруг;

  • Найдите пути отреагирования эмоции (в социально приемлемой форме):
  • Можно физически выйти из ситуации;
  • Можно умыться, вымыть руки холодной водой, попить воды;
  • Начните двигаться и считать собственные шаги во время ходьбы. концентрируясь на счете, вам скорее  удастся прийти в норму.
  • А после общения – выплесните эмоции в уединенном месте; выскажите все, что хотите, обращаясь при этом к какому-либо предмету.
  • Можно написать на бумаге все что Вы хотите сказать оппоненту.
  • Важно делиться с близкими своими проблемами. Но взвесьте: не нагружаете ли вы их? Может быть, сейчас лучше попробовать справиться самостоятельно?
  • В спокойной обстановке проанализируйте ситуацию. Сделайте адекватные выводы, поставьте реальные задачи.

По-прежнему не теряют актуальности вопросы организации и планирования своего времени на самоизоляции: Как организовать дистанционную учебу ребенка? Как успеть выполнить свою работу, помочь ребенку с учебой и выделить хоть немного времени на себя? Как расставить приоритеты?  Как учиться дистанционно детям в многодетной семье? и т.д.   В ответ на эти вопросы наши психологи предлагают: вебинар «Простые и интересные развивающие занятия для детей с родителями в домашних условиях» и психологическое занятие «Дружим со временем. Распределяем приоритеты».

Актуальна, как и всегда, тема мотивации: «Как правильно стимулировать ребенка, подростка к выполнению учебных заданий?  Как замотивировать ребенка на учебу? Как закрепить стремление ребенка к самостоятельности, становлению полноценным членом семьи?» и т.д. Эта многоплановая тема может быть предметом более детальной подготовки.

Еще многие поставленные педагогические вопросы требуют ответа: «Как учителю правильно реагировать на гадости и хамство на онлайн-уроках?», «Как не выгореть в условиях постоянной многозадачности?», «Как сохранить здоровье при интенсивной нагрузке в онлайн?», «Как лучше организовать общение учитель-ученик?» и другие.

Отдельно хочется отметить, что очень многие педагоги достойно справляются с трудностями. Я благодарна им, что они находят время в своем напряженном графике, чтобы посетить вебинар, чтобы на индивидуальной консультации поделиться с психологом проблемами и переживаниями, отреагировать негативные эмоции и выделить конструктивное зерно.

 А это - новый, ценный практический опыт, который нам всем еще предстоит осмыслить!

 



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Личное пространство в условиях самоизоляции
  • На что опереться во время самоизоляции?
  • Какие плюсы может извлечь из самоизоляции семья с детьми?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Рекомендации семье, находящейся в режиме самоизоляции.
  • Развивающие занятия дошкольников. Ответ на вопрос родителей
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • День сурка. Как остаться в ресурсе и поддержать близких в режиме самоизоляции.
  • Развивающие и коррекционные занятия для детей
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Развивающие занятия для родителей и их деток 6-8 лет
  • 7 причин, почему некоторые люди чувствуют себя лучше и счастливее во время пандемии
  • Где найти работу (или подработку) в кризис? Суровые будни вынужденной самоизоляции
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Рекомендации психолога для всех, кто столкнулся с трудностями во время дистанционного обучения
  • Рекомендации родителям детей, посещающих занятия по подготовке к школе
  • Режим самоизоляции и самопомощь!
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Режим самоизоляции - проверка близости в отношениях. Что делать с коктейлем чувств
  • Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Мои ресурсы в самоизоляции
  • Отложенная жизнь или когда наступит время быть счастливой
  • Развивающие занятия для детей 2-3 лет (Занятие 2)
  • Время. Жизнь здесь и сейчас.
  • Как сохранить отношения на самоизоляции?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Психологические проблемы самоизоляции
  • Сижу в самоизоляции, нет сил ничего делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь