Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия

Рисуем с детьми Арт терапия Совместное рисование родителей и детей как способ восстановления доверия

Ни для кого не секрет, что самыми важнымидля нормального развития ребенка являютсядетско-родительские отношения.

Общение с родителями позволяет ребенку познать окружающий его мир, именно в семье формируются абсолютно все первичные навыки, на которые в дальнейшем, как на пирамидку, нанизываются знания, способности и умения.

Благодаря тому, что ребенок получает на первых этапах жизни, в нем формируется базовое доверие или недоверие к миру, вследствие чего он становится любознательным или остается на том уровне, в котором ему наиболее комфортно. Такие люди нам часто встречаются, когда от человека, которому за 20, ждешь определенного поведения, а он ведет себя как дошкольник. К сожалению, многие так и живут всю жизнь - будучи взрослым, ждут, что им все принесут и все за них сделают, а если нет, так обида на весь мир.

Стоит помнить о том, что в любой семье бывают кризисные моменты, когда кто-то что-то не понимает. Кого-то раздражает сложившаяся ситуация, или поведение ребенка считается недопустимым и неприемлемым. В таких случаях взрослые часто приводят ребенка к психологу и говорят: сделайте что-то с ним, он совершенно неуправляемый, непослушный.

Да, бывают ситуации, когда без определенных знаний возрастной психологии и понимания стадий психического развития ребенка понять (и в особенности принять) природу поведения обычный человек, далекий от психологии, просто не может. Но бывают и ситуации, когда нет необходимости или нет возможности обратиться к психологу.

Что же делать в такой ситуации? Как самостоятельно можно помочь малышу и родителям восстановить доверительные отношения?

Самым важным, а возможно, и единственно правильным способом развития ребенка является игра. Вы можете играть в любые игры: в песочницу, в куклы, рисовать или лепить - все одинаково хорошо влияет на развитее ребенка.

В это статье я опишу более детально способ совместного рисования.

Самым важным правилом совместного рисования является то, что родитель должен помнить: рисунок – это творческий процесс, и не стоит ребенка поправлять и рисовать только свой рисунок на совместном листе бумаги. Если Вам вдруг самому захотелось нарисовать что-то, спросите у ребенка, а если он будет против, возьмите другой лист бумаги.Уважайте его личное пространство!

Если Вы попадете в кабинет психолога, то Вам предложат формализованный протокол для рисования. Не стоит использовать его в домашних условиях. Для домашнего рисованиядостаточно взять несколько разных по размеру листов бумаги, пусть ребенок сам выберет тот размер, на котором ему хочется начать рисовать. Возможно, что в процессе работы он захочет увеличить пространство либо нарисовать несколько разных картин. Для рисования можно использовать различные материалы, чем больше у ребенка выбор, тем лучше.

Важно! Выбирайте безопасные материалы в любом возрасте. 
Для самых маленьких можно использовать съедобные краски и пластилин (это не значит, что его нужно есть, просто если ребенок съест пластилин или краски, с ним ничего не случится). 

Для самых маленьких можно использовать пальчиковые краски или вместо кисточек поролоновые губки. Комнату, в которой ребенок будет рисовать, лучше не застилать коврами. Ребенок может пролить воду, испачкать красками мебель. Комната или место для ребенка должна быть его, и если Вы его будете наказывать, ничего хорошего из этого не получится. Но приучать к порядку нужно обязательно. Ребенку, если он уже понимает, стоит объяснить, почему он должен рисовать именно в этом месте, почему не стоит бегать с красками по всей квартире, а в определенном возрасте стоит придумать «наказание» за непослушание.

Никогда не заставляйте ребенка рисовать! 
Он должен хотеть этого сам!

Пример совместного рисования для установления доверия

Предложите ребенку нарисовать рисунок, на другом листе нарисуйте что-то сами. Размер листа и материалы можно использовать разные, но лучше взять листок бумаги побольше. Не стоит резко отрывать ребенка от рисования, старайтесь поддерживать разговор, но если малыш не хочет говорить, иногда рассказывайте ему, что рисуете Вы.

Следите за тем, чтобы ребенок не уставал от процесса, ведь Вам нужно создать еще общий рисунок. Когда Вы увидите, что рисунок ребенка достаточно наполнен или он проявляет интерес к Вашей работе, предложите ему нарисовать что-то на Вашем рисунке или спросите разрешения порисовать на его листе. Если ребенок откажется, не стоит его заставлять это делать. Дождитесь, когда он будет готов принять Вас или захочет присоединиться к Вам. И вот Вы создаете совместную работу.

На что стоит обратить внимание при работе с совместным рисунком

Самое важное это то, как ребенок относится к Вашей работе. Если он пытается испортить, порвать, зачеркать, залить краской Ваш рисунок, скорее всего это будет выражать наличие агрессии на Вас. В таких случаях не стоит ругать ребенка, задавайте ему вопросы, почему он так поступил с Вашей работой. Попробуйте договориться с ним, что Вам стоит делать, чтобы он не портил Ваш рисунок.

Если ребенок на совместном рисунке простаивает четкую границу, скорее всего, он Вам либо не доверяет, либо вас и так слишком много в его жизни. Проясните, зачем эта линия, что она дает ему. Попросите у ребенка сделать калитку или лазейку, или хоть щелочку в заборе. Поясните, зачем Вам она нужна, например, так Вы сможете ему дать покушать, ведь Вы хотите, чтобы он вырос большим и сильным.

Не делайте самостоятельных выводов о рисунке. Всегда спрашивайте у ребенка, что это, что они делают, почему он использовал именно такой цвет. Важно! Не надо хвататься за учебники по арт-терапии или другую литературу, чтобы определить, что значит тот или иной цвет. Опытные арт-терапевты не ссылаются беспрекословно на предложенную в методиках расшифровку цветовой гаммы.

Случай из практики.
Однажды мама привела ребенка 5 лет с диагнозом депрессия. Я спросила, откуда диагноз. Выяснилось, что в детском саду ребенок нарисовал черный шарик, садовский психолог «поставила диагноз». Понятно, мать в шоке.
Поговорив с ребенком о его рисунке, выяснилось, что они ходили в парк, и там продавали воздушный шар, а на нем был нарисован человек-паук. Шарик ребенок нарисовал, а вот человек-паук не получился. Он пытался его закрасить, чтобы рисунок был красивым, вот и получился черный шар… Да, ребенок был расстроен, что не получилось. Да, он использовал темные краски, чтобы закрасить человека-паука…

Уважаемые родители!

Совместное рисование обеспечивает богатство выражения и объективации скрытых аспектов детско-родительских отношений, которые по каким-то причинам не могут быть проявлены вербально. Также при совместном рисовании можно определить, насколько тесными, открытыми и доверительными являются отношения между ребенком и родителем. Но не стоит самостоятельно оценивать психическое состояние, лучше сходите к психологу, а еще лучше - не к одному.

Детям важна совместная деятельность с Вами!



Просмотров: 790
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Стоит ли мне рожать ребенка? Это касается всех тех, кто стоит перед выбором
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Не кричите на ребенка. Или пару строк о том, почему не стоит орать на детей.
  • 7 фраз, которые не стоит говорить женщине, потерявшей ребенка
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Стоит ли ребенка ругать за оценки?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Мы думаем завести ребенка, но пока не знаем, стоит ли это делать?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Хобби ребенка. Что стоит учитывать родителям?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Первые страхи ребенка. Стоит ли беспокоиться родителям?
  • Стоит ли обижаться на своих родителей. Если стоит, то почем?
  • Рисунок- зеркало души ребенка.
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Стоит ли водить ребенка в детский сад?
  • Стоит ли контролировать ребенка в интернете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь