Стоит ли ребенка ругать за оценки?

     Ежедневно в своей практике учитель слышит от ребенка: « Не ставьте мне «двойку», а то мама, меня убьет!». Тут же слезы наворачиваются на глаза, начинается истерика. Учитель в замешательстве. Как быть, если на хорошую оценку знаний не хватает? Вдруг это манипуляция?  Или на самом деле родители наказывают детей, в том числе и физически? Тем более, что СМИ пестрят случаями суицидов детей из-за оценок.  Бывает и другая ситуация, когда родитель подходит к учителю и просит поставить оценку повыше. Перед учителем встает непростая задача, что же делать, пожалеть и нарисовать оценку или стоять на своем?

     Для начала вспомним, что такое оценка.

Отме́тка (оце́нка) в педагогике — это результат процесса оценивания, своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

      Другими словами, оценка показывает, как ребенок освоил те или иные знания и навыки, на каком он уровне. Если какой-то материал, который изучали на уроке, ученик не усвоил или усвоил плохо, то учитель своей оценкой сообщает ему об этом. Это вовсе не означает, что учитель плохой, или ребенок плохой. Это просто означает, что над этим материалом еще нужно работать.

     Представим ситуацию, что учитель пожалел ребенка и завысил оценку. Что мы получаем в итоге? В итоге ребенок не просто не знает материал, но даже и не думает восполнять пробелы. И родители спокойны, они справедливо думают, что  знания усвоены, раз оценки хорошие. Но всегда приходит время, когда нужно показывать результат своей деятельности. Это может быть ЕГЭ, ОГЭ, экзамены в ВУЗе. Если человеку до этого удавалось все время «договариваться» с учителями, естественно его результат будет намного ниже того, на что он рассчитывал. А это больший провал, чем «2» или «3» на уроке. Часто это бывает провалом всей жизни, потому что нет возможности идти дальше. Человек не может поступить в ВУЗ, устроиться на хорошую работу, делать карьеру и реализоваться в жизни. Понимая все это, он может решиться на отчаянный шаг.

     Задача взрослых объяснить детям, что такое «оценка», на доступном для их возраста языке. И делать это необходимо уже в младшей школе, чтобы у ребенка сразу сложилось правильное отношение.

      Унижать ребенка, обзывать, наказывать физически бесполезно. Ребенок не извлечет никакого урока из этой срессовой ситуации. Он поймет, что вы хотите, но по-другому. Решит, что вам нужны «хорошие оценки» и больше ничего. И будет пытаться добиваться их разными способами: истериками, ложью, разными уловками, манипуляциями, давя на жалость.

      Вы можете спросить любого младшего школьника: «Представь, что на уроке математики, тебе учитель ставит «5», а ты так и не выучил таблицу умножения. Мама думает, что ты уже умеешь считать и отправляет тебя в магазин. Дает тебе деньги и просит купить продукты. Как ты думаешь, если ты не умеешь считать, то продадут ли тебе продукты, если ты набрал больше, чем у тебя есть денег? Можно ли тебя обмануть, и забрать больше денег, чем нужно? Будет ли тогда хорошим тот учитель, который тебе поставил «5» за то, чего ты не знаешь?» Часто дети отвечают: «Нет, он был неправ, теперь я понимаю, почему он поставил мне «3», я только чуть-чуть выучил, но не все». Таких примеров вы можете сами придумать в зависимости от возраста ребенка.

       Главное, чтобы у ребенка сформировалась внутренняя установка, что ему нужны эти знания и навыки, а оценки - это только индикатор того, что они усвоили, а что нет. Внутренняя установка формируется на основе внешней, ими выступают слова родителей и учителей. Задача взрослых в том, чтобы научить ребенка чувствовать, когда он чего-то не знает и не умеет. Ребенок  должен над этим работать сам, а не делать уроки только потому, что ему за это поставят хорошую оценку.

      Хотелось бы, чтобы люди с пониманием относились к работе учителя. Учитель – это человек «дающий» и помогающий. Даже поставив «плохую» оценку, он продолжает вам помогать. 

 



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Влияние гендерных характеристик на оценку качества своей жизни.
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Самый главный учитель в вашей жизни - вы сами.
  • «Плохой» учитель
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • «Учитель против младшего школьника»: работа с родителями
  • Должен ли Учитель быть идеальным?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Первый учитель - каким он должен быть?
  • Мама - как первый учитель
  • Ученик или учитель
  • Неидеальный учитель, пророк... Человек.
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Учитель и мама в информационной среде
  • По–Жизненный Учитель–Ученик
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Когда первоклассники не хотят учиться или когда учитель бессилен?
  • Жил был мужчина. Опыт - самый хороший учитель в жизни
  • Истерика у ребенка: почему и что с этим делать
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь