Психологическая коррекция ребенка в условиях взаимодействия с учителем.
В настоящий момент весьма актуальна проблема взаимоотношений в треугольнике «учитель-ученик-родитель».
К примеру, учителя жалуются на достаточно хороших, способных детей, буквально приходят в негодование – вроде хороший ребенок и может хорошо учиться, способный, а не получается. Родители берутся за голову, пытаются мотивировать ребенка на учебу – «и кнутом, и пряником». Результатов нет. Выполнение домашних заданий заканчивается криками и истериками. В доме царит атмосфера хаоса. У родителей сдают нервы. Кажется, выхода действительно нет.
Другой же пример не менее актуален. Ребенок на уроках отвлекает весь класс, срывает ведение урока. Крутится, вертится, гуляет по кабинету, а постарше – так и хамит учителям. Спокойные интонации учителя сменяются на агрессию. Педагог приходит в панику – кому жаловаться, как донести? Родители приходят в школу после громкого звонка со школы. Атмосфера вокруг ребенка накаляется – что с ним делать и куда идти?
Примеров конфликта между школой и родителями может быть очень и очень много. Все дети разные, однако, школа живет несколько по другим законам. Социальный заказ программы обучения требует от детей определенного поведения. Не вписался в требуемые рамки поведения, «не такой»? Тогда родителям с ребенком нужно срочно что то делать, менять его, делать другим. Законы природы современной школой не принимаются.
Вопрос о том, какие педагоги работают в наше время можно обсуждать достаточно долго и не продуктивно. В моей практике встречались семьи, которые считали, что лучший выход из ситуации отсутствия взаимодействия – сменить педагога, уйти из класса, уйти из школы. Они меняли школу по 5-6 раз (только вдумайтесь в это), но вопреки предвкушаемому успеху, снова наступал провал – ребенок вел себя также и реакция уже нового педагога снова и снова повторялась. Я не хочу защищать или обвинять учителей. Они выполняют свою работу. Понятие педагога действительно изменилось в наше время. Мало кто из них вообще берет на себя функцию воспитания, которую по идее они должны исполнять по определению. Но все чаще и чаще учителя отмахиваются – «делайте с ним что хотите». Безусловно, у педагогов могут быть свои причины на это – большая нагрузка, полторы-две ставки, множество репетиторств. Но что же делать? Когда получится результат?
«Лед трогается» тогда, когда родители приходят с ребенком к психологу. Жалобы часто типичны и повторяются из одной консультации в другую. «Вертится, крутится, невнимательный» или «чересчур активный, болтливый, суетной». Психолог использует типичный набор методик исследования, после чего, вместе с родителями составляет коррекционную карту работы. В одном случае – это занятия с ребенком, в другом – занятия со всей семьей для того, чтобы добиться гармонии в отношениях, «партнерской ноты» между членами семьи.
Ребенок ходит на занятия к специалисту, родители включаются в этот процесс. Психолог пишет рекомендации для учителей, но не все они воспринимаются педагогами всерьез. Что делать? Самое главное для родителей постараться установить правильный контакт между ребенком и учителем в условиях психологической коррекции.
= Постарайтесь донести до педагога все рекомендации психолога сначала на собственном языке. Расскажите на словах то, что хотел передать ему психолог, как специалист видит ребенка и его проблему.
= В дальнейшем постарайтесь установить взаимодействие педагога и психолога. Пусть это будет телефонная беседа или встреча этих двух специалистов. Педагог должен услышать рекомендации педагога и их интерпретации. Грубо говоря – что конкретно необходимо сделать в условиях школы?
= Постарайтесь наладить контакт с психологом в школе. Коррекционная помощь нужна и на уровне школьного коллектива.
Результат достигается тогда, когда взаимодействие по типу «ученик-учитель-родитель-психолог» установлено. Проблема ребенка – вовсе не проблема, когда значимые окружающие уделяют достойное внимание и стремятся помочь ребенку.
Со стороны родителей во время психологической коррекции ребенка тоже требуются определенные усилия. Ведь мама и папа могут упрекать ребенка за его промахи в школе. Успеха в учебном процессе нет, а значит – пусть отвечает за свои промахи.
Но не стоит корить ребенка за его трудности. Поверьте, когда ребенок совершает «промах» - он испытывает глубокий внутренний дискомфорт, ему нужна поддержка и понимание со стороны взрослых. Не скупитесь на верные, столь нужные для ребенка слова, подкрепляйте его. Но делайте это правильно. Исключите слова и выражения вроде «ты молодец», «ты же у меня умница». Гораздо лучше, если вы обратите внимание на веру в его способности. Верными будут фразы: «Я уверенна, что если ты приложишь определенные усилия – ты сможешь выучить это стихотворение!», «Меня радует то, что ты можешь быть успешным. Давай вместе подумаем, как бы мы могли справится с твоими трудностями?». Таким образом, вы не хвалите ребенка, не «задираете ему нос», а даете собственную оценку его сил и способностей.
Не редкость среди родителей мнение о том, что если с ребенком занимается психолог, то включаться в этот процесс, помогать ребенку, взаимодействовать с ним не стоит. Ведь, психолог уже делает все, что нужно? Беда заключается в том, что психолог проводит с ребенком несколько программных часов, может дать ему действительно серьезное эмоциональное подкрепление, но психолог не может сменить родительские установки без их собственного желания. Если ребенок занимается и показывает высокие результаты, то все это может быть напрасным в условиях отсутствия благоприятного внутрисемейного климата. Психолог – это не только человек, который работает с ребенком. Психолог – это человек, который должен научить родителей правильному внутрисемейному взаимодействию.
В подобных условиях психологическая коррекция становится успешной. Родители принимают участие в формировании самооценки и целеполагания ребенка, учитель формирует навыки самостоятельности и социализации в коллективе, психолог работает с эмоциональной сферой ребенка и помогает ему реализоваться в окружающем пространстве.
В своей статье мне хочется призвать родителей перестать оставаться равнодушными. Не пытайтесь бороться со школой – научитесь взаимодействовать с ней, помогите ей понять Вашего ребенка. Разберитесь с особенностями развития Вашего ребенка и дайте ему возможность получить необходимую помощь психолога. Прислушивайтесь к рекомендациям специалиста, занимайтесь развитием интеллектуального, эмоционального, социального ребенка. Не бойтесь и не стесняйтесь читать научно-популярные издания по воспитанию детей. И не важно – русский автор или американский – не списывайте собственную неготовность к внутрисемейным изменениям на разницу в менталитете.
Будьте смелее и у Вас обязательно все получится!