|
Должен ли Учитель быть идеальным?Автор статьи: Петрова Екатерина Петровна
Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно дети будут похожи на вас. Английская пословица. Поучателей в жизни - тысячи, настоящих учителей - единицы Павел Шарпп Сразу хотелось бы ответить на поставленный вопрос – нет, не должен. Всем известно, что идеальных людей нет. Тем не менее. Главная задача Учителя – постоянное стремление к идеалу. Заметьте: обучение детей – второстепенно, сначала – обучение себя! От Учителя зависит всё в обществе. То есть абсолютно всё. Все те наблюдения, которые мы сейчас можем делать – результат работы учителей. На данный момент, мы можем говорить, что это результат той ситуации, в которую учителя поставлены, но, однако же, вспомним тех ветеранов – Учителей, которые, имея ту нравственность, которую воспитали в них ранее, продолжают трудиться как Учителя, Наставники, по настоящему заботящиеся о тех, кого им доверили, или как это принято делать сейчас – скинули им родители, под присмотр. Итак, главный вопрос, который будет сейчас поднят, звучит так: «Должен ли Учитель быть идеальным?».
Основные понятия. 1. Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
17. Различение -наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией - один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение двух сходных стимулов, отличающихся обычно величиной 1 физического параметра. А если проще, по человечески — это способность осознавать одного от другого, например добра от зла. 18. Знания - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания помогают человеку, семье, обществу, рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Что должен давать Учитель. Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Н.Толстой. Тот, кто мало знает, малому может и учить.Коменский. Я. Существует три типа учителей: те, которые объясняют; те, которые жалуются; те, которые вдохновляют… Ш.А. Амонашвили В первую очередь, учитель должен давать ответы на вопросы. При этом каждое мгновение Учитель обязан помнить: от его ответов, от того что и как он говорит, зависит его, собственное будущее. Ведь, как гласит индийская мудрость – «Часто воспитатель даёт ребёнку ответы, в соответствии с тем, как ему удобно. Это не помогает ребёнку, ни в получении надлежащего знания, ни в том, чтобы способность их понимания ребёнком, развивалась в правильном направлении. А действия, как известно, определяют последствия, с которыми человек столкнётся.» И то, что творится сейчас с зарплатами и пенсиями учителей – напрямую зависит от того, как эти учителя воспитывали своих выпускников. Мало тех Учителей, из нашей школы, которым я, сейчас, дала бы большую зарплату. Пальцев одной руки для подсчёта, будет много. Учитель должен дать гораздо больше, чем то, что большинство теперешних учителей имеет. Это: любовь, внимание, желание услышать, ответить, знания - не просто сухую информацию, как это предполагают учебники, а живые знания. Внимание Учителя должно быть направлено не только на то, что он даёт, но и на то, что приходит извне. Учитель должен быть способным защитить тех, кто ему доверен. Например, нам известно, что специалисты ВОЗ выделяют школу, как наиболее перспективный участок воздействия на личностное становление подростка. Как же эти «специалисты» воздействуют? В школу приходит тест, на английском языке. Тестовые материалы для подростков, однако на русском, и в них подробно перечисляются отравляющие вещества – интоксиканты, о которых учителя ничего не знают, а подростки и подавно имеют право избежать этой губительной информации. Имеют право, но не возможность! Потому что школу обязывают провести этот тест, под предлогом – уволим. Как поступить учителю в данной ситуации? Есть как минимум два варианта: спрятать голову в песок – провести, или указать на некоторые запрещённые варианты, из концепций, об алкоголе, табаке и прочих интоксикантах тем, кто настаивает. Во втором случае, увольнением будут грозить настаивающим. И вот третий самый простой и действенный, хоть и самый трудоёмкий вариант – провести тестирование, а затем урок Трезвости, на котором рассказать детям, кто, как и почему их обманывает. Или ещё пример: в течении многих лет детям в процессе профилактики рассказывали о том, что такое наркотики, как и из чего делают интоксиканты, куда нельзя ходить, чтобы не купить отраву, как «убежать» от водки (вызывает недоумение, разве водка бегает?), как сказать «нет» наркотикам (снова вопрос, а зачем с ними разговаривать?). А когда заговорили о Трезвости – директора запаниковали: как детям, о Трезвости!? После нескольких уроков Трезвости в одной школе, вся школа говорила о Трезвости, прошло одно «профилактическое занятие» все заговорили об интоксикантах и где их берут. Это уже пример из жизни.
Каким должен быть Учитель. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю Обет Трезвости, за мною пошли тысячи. Рачинский. Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.Конфуций Я требую от учителя только добрых нравов, так же, Но. Может ли учитель говорить о трезвости, нравственности, морали, добре, если сам не только не обладает этими качествами, но и не видит их необходимости? И ещё раз скажу: нет, учитель не должен быть идеальным, но, если его спросят «а вы нравственный человек?» он обязан иметь право честно сказать: «я работаю над этим, я делаю всё, чтобы быть таковым!». Не может учитель сказать: «Я краду только в меру, по особым случаям, и только за компанию, или за честность…». Учитель везде и всегда должен иметь те качества, которые запрашивает общество. Причём, заметьте, на бумаге «общество» может запрашивать одно, например сдать ЕГЭ. А для жизни, как выясняется обществу требуется совершенно другое. Так вот, приоритет должен отдаваться тому, что для жизни. Тогда и то, что «на бумаге» будет довольно, поневоле. Например, вырастили нравственные, ответственные учителя, нравственного, ответственного ребёнка, давайте задумаемся, а как он подготовится к экзамену? А надо ли будет его заставлять? И так далее… Учитель, это тот человек, который всегда должен показывать пример дисциплинированности. А дисциплина, это отнюдь не то, что требует усилий для поддержания, это должно быть естественно, как дыхание. Это внутреннее состояние человека, которое он воспитывает в себе, с детства, доводит до автоматизма. Это должно быть настолько само собой разумеющимся, что встав утром и не составив план на день, человек должен чувствовать себя не законченным. Если Учитель дышит и поддерживает дисциплину одинаково легко, то дети стремятся, на подсознательном уровне (хотя, частично, это зависит от ценностей, данных родителями в раннем детстве) быть похожим на Учителя. И снова Если. Если родители воспитали определённые ценности. А если нет? Всё очень просто, срабатывает эффект обезьянки. Сколько времени ребёнок проводит в школе, с учителями, а сколько общается с родителями? Сколько учителей вокруг, в конце концов, а сколько родителей? Если все учителя, или большинство прививают доброту, сколько шансов, что ребёнок вырастет злым? Если все учителя, как это должно быть безусловно, живут в трезвости, то, даже если родители отравляются интоксикантами – что привлечёт ребёнка скорее?
Результаты работы Учителя. Есть учителя, которых ничему нельзя научить. Бел Кауфман Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться! (Источник — стихотворение без названия советского поэта Е. М. Винокурова.) Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими. Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажинъский Ребёнок, после обучения, несомненно, должен уметь различать добро и зло, правду и ложь. Это необходимо для того, в первую очередь, чтобы человек мог не только обучаться самостоятельно, но и транслировать нравственность в мир. Так же это необходимо для того, чтобы человек имел достаточно устойчивую личность. Такую, личность, чтобы «приятель», попытавшись сбить её с пути нравственности, трезвости, сам задумался бы, как таким стать. Результат работы настоящего Учителя — постоянно растущая, развивающаяся личность. Причём развивающаяся самостоятельно, по окончании обучения.
Выводы. Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх Не наполнишь, не зажжешь В.Ф.Шаталов Мудрость древней Индии гласит, что для ребёнка самыми главными в жизни являются мать, отец и учитель. Женщина, в идеале, сама должна выбирать мужчину в мужья, то есть отца своим будущим детям. Причём, такого, на которого будут похожи её дети. Если она разумно подошла к этой задаче, то любить детей, как и мужа, ей будет чрезвычайно просто... Но почему же мы доверяем детей таким людям, примеры которых воспитывают то, что мы, сейчас, имеем? При том, что Учитель может отличаться от идеала, и даже, быть далёким до идеала, главная его задача — саморазвитие. Только тогда он сможет придать форму тому сосуду, который впоследствии, человек наполнит качественным содержанием.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|