Должен ли Учитель быть идеальным?

Введение.

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить? Л. Н. Толстой
Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно дети будут похожи на вас. Английская пословица.
Поучателей в жизни - тысячи, настоящих учителей - единицы Павел Шарпп

Сразу хотелось бы ответить на поставленный вопрос – нет, не должен. Всем известно, что идеальных людей нет.

 Тем не менее. Главная задача Учителя – постоянное стремление к идеалу. Заметьте: обучение детей – второстепенно, сначала – обучение себя! От Учителя зависит всё в обществе. То есть абсолютно всё. Все те наблюдения, которые мы сейчас можем делать – результат работы учителей. На данный момент, мы можем говорить, что это результат той ситуации, в которую учителя поставлены, но, однако же, вспомним тех ветеранов – Учителей, которые, имея ту нравственность, которую воспитали в них ранее, продолжают трудиться как Учителя, Наставники, по настоящему заботящиеся о тех, кого им доверили, или как это принято делать сейчас – скинули им родители, под присмотр. Итак, главный вопрос, который будет сейчас поднят, звучит так: «Должен ли Учитель быть идеальным?».

 

Основные понятия.

1.        Учитель –  ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире - учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
В словаре Ефремовой найдём: Тот, кто является главой, автором какого-л. учения (4), высшим авторитетом в какой-л. области и имеет последователей.
И тут же глубокое заблуждение словаря синонимов: Учитель - преподаватель — педагог. Почему заблуждение? Потому что это три совершенно разных слова. Ведь даже звучание слов говорит об этом. Учитель — тот кто учит, преподаватель — преподаёт, как бы то ни было прекрасно, но только подаёт материал. И совсем уж обидное педагог - раб, сопровождавший хозяйского ребёнка. Обычно у такого раба удаляли ... язык, чтоб не сболтнул чего лишнего дитяте.


Зачем же эти понятия объединяют? Стоит посмотреть на систему образования в целом. Под какой пример она сейчас «реформируется» по факту и как, вследствии этого, меняется качество образования — становится очевидно: Россия кому то мешает, как сильное государство.


2.        Идеал – представление о самом лучшем и совершенном образце, предел стремлений и желаний.


3.                Цель –  осознанный образ предвосхищаемого результата. Конфуций пишет: Задача учителя - открывать новую перспективу размышлениям ученика.


4.        Нравственность – как совокупность оценок происходящих событий, способная защитить личность от разрушительного влияния. За основу формирования нравственности мы берём воспитание способности к различению, например, таких категорий, как добро и зло, правда и ложь.


5.        Добро и зло - за определение добра и зла, я, как и Берестенко возьму следующие понятия: «Добро – то, что увеличивает жизнеспособность общества. Зло – то, что уменьшает жизнеспособность общества».


6.        Мораль – это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить определённую культуру.


7.        Духовность – передача информации, направленной на благо общества, от человека – к человеку, посредством личного общения.


8.        Общество - в широком смысле термин используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций.


9.        Социальная активность – способность отстоять свои права и принимать активное участие в жизни страны, республики, родного края.


10.   Трезвость – естественное, данное от рождения, творческое состояние человека, семьи, общества в целом, свободное от запрограммированности на интоксиканты и употребление их в любом количестве.


11.   Мораль Трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своё естественное состояние Трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) Трезвость, если она утрачена.


12.   Интоксиканты - – яды, на которые у человека можно выработать зависимость (табак, алкоголь, некоторые лекарства, опий, марихуана, героин, крек и др.)
Примечание. В настоящее время известно более 3000 веществ, на которые можно вызвать у людей зависимость, содержащую рефлексы на самоотравление.
Требования к этому веществу просты. Важно чтобы это был обязательно яд, и чтобы он сразу не убивал. Вид, вкус, запах, цвет, происхождение яда не имеет значения. Так же, как не имеют значения и ощущения, вызываемые этим ядом. Искажённое методами программирования сознание будет трактовать всё это как привлекательное.


13.   Воспитание – создание среды, в которой ребёнок способен развиваться. Какова среда — таково воспитание.


14.   Обучение – (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.


15.   Образование — формирование у человека образов, образного мышления. Хотя это всего лишь то, что значит слово, но применяют его… несколько иначе.


16.   Информация – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). С середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информированность должна быть такая, которая позволяет различать правду и ложь, добро и зло; которая способна развиться при наличии критического мышления, при способности анализировать полученную информацию.

17. Различение -наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией - один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение двух сходных стимулов, отличающихся обычно величиной 1 физического параметра.  А если проще, по человечески — это способность осознавать одного от другого, например добра от зла.

18. Знания - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания помогают человеку, семье, обществу, рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

 

Что должен давать Учитель.

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Н.Толстой.
Тот, кто мало знает, малому может и учить.Коменский. Я.
Существует три типа учителей: те, которые объясняют; те, которые жалуются; те, которые вдохновляют…   Ш.А. Амонашвили

В первую очередь, учитель должен давать ответы на вопросы. При этом каждое мгновение Учитель обязан помнить: от его ответов, от того что и как он говорит, зависит его, собственное будущее. Ведь, как гласит индийская мудрость – «Часто воспитатель даёт ребёнку ответы, в соответствии с тем, как ему удобно. Это не помогает ребёнку, ни в получении надлежащего знания, ни в том, чтобы способность их понимания ребёнком, развивалась в правильном направлении. А действия, как известно, определяют последствия, с которыми человек столкнётся.» И то, что творится сейчас с зарплатами и пенсиями учителей – напрямую зависит от того, как эти учителя воспитывали своих выпускников. Мало тех Учителей, из нашей школы, которым я, сейчас, дала бы большую зарплату. Пальцев одной руки для подсчёта, будет много.

Учитель должен дать гораздо больше, чем то, что большинство теперешних учителей имеет. Это: любовь, внимание, желание услышать, ответить, знания - не просто сухую информацию, как это предполагают учебники, а живые знания.

Внимание Учителя должно быть направлено не только на то, что он даёт, но и на то, что приходит извне. Учитель должен быть способным защитить тех, кто ему доверен. Например, нам известно, что специалисты ВОЗ выделяют школу, как наиболее перспективный участок воздействия на личностное становление подростка. Как же эти «специалисты» воздействуют? В школу приходит тест, на английском языке. Тестовые материалы для подростков, однако на русском, и в них подробно перечисляются отравляющие вещества – интоксиканты, о которых учителя ничего не знают, а подростки и подавно имеют право избежать этой губительной информации. Имеют право, но не возможность! Потому что школу обязывают провести этот тест, под предлогом – уволим. Как поступить учителю в данной ситуации? Есть как минимум два варианта: спрятать голову в песок – провести, или указать на некоторые запрещённые варианты, из концепций, об алкоголе, табаке и прочих интоксикантах тем, кто настаивает. Во втором случае, увольнением будут грозить настаивающим. И вот третий самый простой и действенный, хоть и самый трудоёмкий вариант – провести тестирование, а затем урок Трезвости, на котором рассказать детям, кто, как и почему их обманывает.

Или ещё пример: в течении многих лет детям в процессе профилактики рассказывали о том, что такое наркотики, как и из чего делают интоксиканты, куда нельзя ходить, чтобы не купить отраву, как «убежать» от водки (вызывает недоумение, разве водка бегает?), как сказать «нет» наркотикам (снова вопрос, а зачем с ними разговаривать?). А когда заговорили о Трезвости – директора запаниковали: как детям, о Трезвости!? После нескольких уроков Трезвости в одной школе, вся школа говорила о Трезвости, прошло одно «профилактическое занятие» все заговорили об интоксикантах и где их берут. Это уже пример из жизни.

 

Каким должен быть Учитель.

Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю Обет Трезвости, за мною пошли тысячи.  Рачинский.
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Луций Анней Сенека (младший)

 

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.Конфуций
Я требую от учителя только добрых нравов, так же,
как я потребовал бы их от каждого гражданина.   Дени Дидро

Но. Может ли учитель говорить о трезвости, нравственности, морали, добре, если сам не только не обладает этими качествами, но и не видит их необходимости?

И ещё раз скажу: нет, учитель не должен быть идеальным, но, если его спросят «а вы нравственный человек?» он обязан иметь право честно сказать: «я работаю над этим, я делаю всё, чтобы быть таковым!». Не может учитель сказать: «Я краду только в меру, по особым случаям, и только за компанию, или за честность…».

Учитель везде и всегда должен иметь те качества, которые запрашивает общество. Причём, заметьте, на бумаге «общество» может запрашивать одно, например сдать ЕГЭ. А для жизни, как выясняется обществу требуется совершенно другое. Так вот, приоритет должен отдаваться тому, что для жизни. Тогда и то, что «на бумаге» будет довольно, поневоле. Например, вырастили нравственные, ответственные учителя, нравственного, ответственного ребёнка, давайте задумаемся, а как он подготовится к экзамену? А надо ли будет его заставлять? И так далее…

Учитель, это тот человек, который всегда должен показывать пример дисциплинированности. А дисциплина, это отнюдь не то, что требует усилий для поддержания, это должно быть естественно, как дыхание. Это внутреннее состояние человека, которое он воспитывает в себе, с детства, доводит до автоматизма. Это должно быть настолько само собой разумеющимся, что встав утром и не составив план на день, человек должен чувствовать себя не законченным. Если Учитель дышит и поддерживает дисциплину одинаково легко, то дети стремятся, на подсознательном уровне (хотя, частично, это зависит от ценностей, данных родителями в раннем детстве) быть похожим на Учителя. И снова Если. Если родители воспитали определённые ценности. А если нет? Всё очень просто, срабатывает эффект обезьянки. Сколько времени ребёнок проводит в школе, с учителями, а сколько общается с родителями? Сколько учителей вокруг, в конце концов, а сколько родителей? Если все учителя, или большинство прививают доброту, сколько шансов, что ребёнок вырастет злым? Если все учителя, как это должно быть безусловно, живут в трезвости, то, даже если родители отравляются интоксикантами – что привлечёт ребёнка скорее?

 

Результаты работы Учителя.

Есть учителя, которых ничему нельзя научить.  Бел Кауфман
Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться!   (Источник — стихотворение без названия  советского поэта Е. М. Винокурова.)
Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими.
Ральф Эмерсон
Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажинъский

Ребёнок, после обучения, несомненно, должен уметь различать добро и зло, правду и ложь. Это необходимо для того, в первую очередь, чтобы человек мог не только обучаться самостоятельно, но  и транслировать нравственность в мир.

Так же это необходимо для того, чтобы человек имел достаточно устойчивую личность. Такую, личность, чтобы «приятель», попытавшись сбить её с пути нравственности, трезвости, сам задумался бы, как таким стать.

Результат работы настоящего Учителя — постоянно растущая, развивающаяся личность. Причём развивающаяся самостоятельно, по окончании обучения.

 

Выводы.

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.  Плутарх
Не наполнишь, не зажжешь  В.Ф.Шаталов

Мудрость древней Индии гласит, что для ребёнка самыми главными в жизни являются мать, отец и учитель. 

Женщина, в идеале, сама должна выбирать мужчину в мужья, то есть отца своим будущим детям. Причём, такого, на которого будут похожи её дети. Если она разумно подошла к этой задаче, то любить детей, как и мужа, ей будет чрезвычайно просто... Но почему же мы доверяем детей таким людям, примеры которых воспитывают то, что мы, сейчас, имеем?

При том, что Учитель может отличаться от идеала, и даже, быть далёким до идеала, главная его задача — саморазвитие. Только тогда он сможет придать форму тому сосуду, который впоследствии, человек наполнит качественным содержанием.

 

Литература

  1. Т. Ф. Ефремова Современный толковый словарь русского языка.
  2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998г.
  3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  4. http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/metodicheskie-materialy1/sborniki-mk/zozhrm-2014.html статья Петровой Е.П. «Формирование морали Трезвости у детей — миссия школы.»  стр143
  5. http://www.psychologos.ru/articles/view/ideal


Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первый учитель - каким он должен быть?
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Неидеальный учитель, пророк... Человек.
  • Самый главный учитель в вашей жизни - вы сами.
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»
  • Жил был мужчина. Опыт - самый хороший учитель в жизни
  • Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Формирование морали Трезвости у детей – миссия школы
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Герой должен быть один // Почему сильному человеку трудно избежать одиночества.
  • Кем для вас должен быть ваш любимый человек
  • Учитель, излечи ученика!
  • Учитель, как форма власти над ребенком и родителями!
  • Жизнь самый лучший учитель
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что ты скажешь об этом, учитель?
  • Хочешь я тебе сделаю добро, только будешь должен.
  • Почему  Тыжпсихолог должен быть идеальным.
  • Учитель всегда рядом
  • Ученик или учитель
  • Каким должен быть современный педагог?
  • По–Жизненный Учитель–Ученик
  • У каждого уважающего себя психолога и тренера должен быть план!
  • Люди, которые играют в Учителя
  • «Учитель против младшего школьника»: работа с родителями
  • Не слово учитель глупца, а несчастье. Слова не учат?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь