|
Каким должен быть современный педагог?Автор статьи: 404
Каким должен быть современный педагог? Вопрос важный и очень щекотливый. Думаю, что каждый взрослый и не очень взрослый человек ответит на этот вопрос по-своему. У некоторых взгляды будут похожи, у кого-то различаться. Кто-то считает, что педагоги должны быть властными, строгими, желательно в возрасте, а кто-то думает, что добрый, помогающий, молодой специалист принесет больше пользы. Хочу поделиться с читателями своими мыслями и соображения по поводу современных педагогов. Начну с предыстории. С того самого момента как я окончила институт и начала свою профессиональную деятельность мне удалось поработать с большим количеством учителей, воспитателей, логопедов, психологов, руководителей. Мало того, я, как и все имею опыт общения с теми учителями и преподавателями, которые учили меня. Кто-то из моих коллег действительно были талантливыми специалистами, а некоторые были явно не на своем месте, являясь довольно хорошими людьми. Знаю, что по давно сложившимся традициям в нашем обществе людей работающих в учебных заведениях автоматически называют педагогами, преподавателями, воспитателями, но это далеко не так. Люблю обращаться за помощью к словарям. Педагог – это человек, профессионально занимающийся учебной и воспитательной деятельностью. А в буквальном смысле переводится как ВЕДУЩИЙ ребенка. Учитель – это наставник, в какой — либо области знаний. Воспитатель – человек осуществляющий воспитание. Информации конечно не много, но все-таки становится понятно, что учитель может не быть воспитателем, а воспитатель может не быть учителем, ну и учитель и воспитатель на самом деле могут не быть педагогами. Думаю, что если бы я начала обсуждать эту тему с педагогами «старой закалки», то они бы явно начали спорить и говорить, что каждое из этих понятий неразделимо. Я согласилась бы, но на деле совершенно другую картину можно наблюдать. Приведу примеры. Многие педагоги (учителя и воспитатели) да, и родители считают, что самое главное это образование. Если ты окончил педагогический ВУЗ или прошел программу переподготовки, то уже много знаешь о детях и о том, какую информацию и в какой форме им преподавать. Не меньшее количество педагогов считает, что самое главное это стаж — то количество лет, которые ты отработал в учебном заведении. И даже если у тебя пробелы в знаниях, то страшного в этом ничего нет, ведь опыт главное. Еще от родителей я часто слышала, что для них главное, чтоб педагог любил детей. И мне всегда было интересно, как эта любовь должна измеряться? В количестве сказанных ласковых слов и улыбок? Или в количестве зацелованных педагогом на данный момент детей? Я бы, например, не хотела, чтобы учитель по истории или физкультуре целовал мою дочь. А еще я представляю убегающих детей и несущихся за ними со своей любовью педагогов. Фильм ужасов какой-то. Когда я работала в школе (Школа 8 вида, для детей с интеллектуальными нарушениями), то видела работу учителя с большим стажем. Она вызывала восхищение. В свои за 60 она была увлечена работой, всегда была открыта к новой информации, занималась самообразованием и посещала курсы повышения квалификации, приходила ко мне за рекомендациями (на тот момент я была начинающим специалистом). Каждого своего подопечного она знала «вдоль и поперек». Дети в такой школе на самом деле трудные и такая работа требует огромных эмоциональных вложений. Она эти вложения делала. Не могу сказать, что она была какой-то слишком мягкой или строгой. Но её класс выделялся из остальных. Всем было понятно, что у учителя и ее учеников есть очень хороший контакт, рабочий альянс и доброжелательные отношения, что совершенно помогало и усвоению учебной программы. У другого педагога в этой школе, которая занималась с детьми только на продленке (она помогала им делать уроки и организовывала досуг), класс выделялся своими творческими способностями, креативностью, разносторонностью. Ее подопечные участвовали во всех праздниках и школьных мероприятиях. Она не жалела времени на разучивание сценок, стихов, песен, хотя опять же для деток с органическими нарушениями запоминание может быть большой проблемой. Она всегда была настроена на их волну, организовывала игры и различные занятия, ей было интересно с ребятами. Эти примеры я привожу не для рекламы и хвальбы педагогов. Первая история говорит о том, что можно быть и учителем и воспитателем, вторая, что можно не быть учителем, но быть педагогом. В первом и во втором случае, я считаю, что с детьми занимались педагоги, которые очень нужны современным детям. В этой же школе было много учителей, которые закончив ВУЗы, посещали многочисленные педагогические курсы, опыт тоже был не маленький. Таких результатов как вышеописанные педагоги они не достигали, крайне мало они знали и понимали про своих учеников, про их особенности и диагнозы. Соответственно требования часто были завышены, педагоги раздражались, отчаивались, что сильно сказывалось на их общении с детьми и на усвоение учебной программы конечно тоже. Поговорив с учителями наедине, я понимала, что люди хорошие, интересные, не злые, но то, что я видела и слышала на уроках и то, что рассказывали дети, просто ужасало. Педагоги перегорали, были совершенно не способны эмоционально выдерживать такие нагрузки, напряжение никогда не спадало, что отражалось на взаимоотношениях с учениками. В последующие годы мне посчастливилось поработать в одном неординарном дошкольном учреждении и в обычном детском саду. Неординарным учреждением я называю прогимназию, работавшую по программе «Золотой ключик». Авторами программы являлись мои университетские преподаватели к.п.н. Г.Г. Кравцов, к.п.н. Е.Е. Кравцова и мой любимый преподаватель, которой я очень благодарна и не перестаю восхищаться м.н.с. Е.Л. Бережковская (благодаря ей я так «впитала» детскую психологию). Программа и правда прекрасная. К сожалению Балашихинскому управлению по образованию данное заведение 6 лет назад стало не угодно и его расформировали. Вдаваться в подробности не стану, но хочется сделать акцент на нескольких моментах. Первый факт: директор детского сада взялась за новую дополнительную программу для того чтобы садик не закрыли. Данная программа финансировалась и нужны были базы для апробирования. Т.е. на самом деле директор мало себе представляла, с чем имеет дело, но в программу она поверила, согласилась с ней и не побоялась окунуться в инновации. Второй факт: к моменту внедрения программы коллектив сада был устоявшимся, все работали по стандартам. Т.е. педагоги тоже не имели понятия, с чем столкнуться. Третий факт: для внедрения программы требовалось обучение педагогов, погружение их в инновацию, в цели и задачи программы. С момента внедрения «Золотого ключика» всем воспитателям нужно было исследовать программу, посещать занятия авторов, заниматься собственными разработками в русле новой программы, изучать рекомендуемую литературу, совмещать свои знания и опыт с чем-то новым и неизвестным. Мало того, директор прогимназии очень высоко ценила психологов и считала, что психолог в дошкольном учреждении просто необходим. Для нее эта должность была не для «галочки», а для дела. Она всегда внимательно относилась к требованиям специалистов, оснащении кабинетов и материалам для работы. Поэтому когда я пришла работать в прогимназию, моя должность была привычной, я практически не встречала сопротивления, а уж тем более пренебрежительного отношения к себе. К чему я так все подробно описываю? А вот к чему. Благодаря талантливому руководителю и потрясающему педагогу в одном лице, это заведение считалось на протяжении многих лет одним из лучших. Воспитатели сами проживали все, что делали. Не у всех было педагогическое образование, но директор максимально обеспечивала их информацией по методикам преподавания, огромную работу проделывал методист в обучении и повышении педагогического уровня, никогда не экономили на учебной литературе и методических пособиях для занятий. Воспитатели интересовались у психолога и учителей-логопедов об уровне развития и различных особенностях своих воспитанников, логопеды и психолог были единой командой. И это я уже не говорю о том, что зарплата у коллектива была выше, чем у работников других дошкольных образовательных учреждений. Не подумайте, что все было идеально. Конечно нет. Такая программа требует сплоченного коллектива и совместной работы. Некоторые новые воспитатели не проникались, некоторые со стажем уставали, у кого-то так складывались обстоятельства, что приходилось увольняться. Но могу с уверенностью сказать, что в данном заведении требовалось быть именно педагогом. Нужно было, и учить и воспитывать или ты не задержишься в этом коллективе. Дети прогимназии при выпуске имели достаточно высокие показатели по знаниям, умениям и навыкам. Они были более эрудированными, раскрепощенными, креативными, энергичными и инициативными, чем выпускники других заведений. Мы делали одно общее дело и у нас хорошо получалось. После расформирования прогимназии я перешла в типовое дошкольное образовательное учреждение. В новом саду был другой директор и политика была другой. Большая часть воспитателей, как и директор, имела слабое, поверхностное представление о государственной учебно-воспитательной программе, не было методических разработок и материалов для занятий. Вообще много чего не было. Дополнительному образованию пед. коллектива время не уделялось, да и речь об этом не заходила. Психолог был человеком не понятным и вызывал много напряжения первые полгода, потом чуть-чуть подрасслабились, но ценности психологических знаний явно не видели. В группах ценили спокойствие и дисциплину, поэтому с детьми часто разговаривали на повышенных тонах. Этический кодекс мешает мне поделиться с вами всем тем, что я видела и слышала. В этом учреждении по психологической (интеллектуальной) диагностике дети имели невысокие показатели. Какие показатели по знаниям, умениям и навыкам у выпускников — информации не имею. Но думаю, что у большинства детей чуть ниже среднего. Особенно у тех детей, которых родители не водили на дополнительные занятия в творческие и развивающие центры. Скажу так, что в данном учреждении из всего коллектива я выделила двух воспитателей и одного учителя музыки. Остальные участники коллектива не подходили ни на роль воспитателей, ни на роль педагогов тем более. Так как люди не обладали соответствующими знаниями и умениями, интересом к профессии, личностными качествами и моральными принципами для работы в дошкольном учреждении. А теперь самое интересное. Несколько лет назад, когда я выбралась из-под «крыла» государственной системы, у меня появилась возможность наблюдать за людьми, работающими с детьми без специального образования, без представления о методах и методиках обучения детей, но безумно желающих работать в этой сфере. Их профессионализм — копилка знаний об особенностях детского возраста, о нормах развития, о различных методиках развития и обучения детей, их умения контактировать, организовывать, заинтересовывать, направлять, корректировать, обучать росли очень быстро. Такие люди на одном лишь интересе осваивали за год то, что педагогический колледж дает за три года. У них была возможность сразу применять теорию на практике. Смотреть, что работает, а что нет. Что подходит деткам и усваивается, а что надо изменить или убрать из занятий. Эти люди считают психологию важной наукой, которая поможет им понять своих подопечных. Они задают много вопросов и сами пытаются найти ответы в книгах и различных источниках. Их мозг направлен в сторону «Как сделать так, чтобы детям понравилось, они запомнили/усвоили, им было интересно….» Им кажется важной любая мелочь, любое сказанное на занятиях слово, они восхищаются продуктами деятельности своих учеников и воспитанников. Они расстраиваются, когда что-то не получается, но ищут причины не в детях, а в себе. Об этих людях я могу рассказывать долго. Я восхищаюсь ими и очень дорожу их работой. Т.к. именно у вышеописанных педагогов дети выдают прекрасные, иногда поразительные результаты. Ученики и воспитанники впитывают учебный материал как «губка», учатся самостоятельно мыслить, анализировать, исследовать, они уважительно относятся к своим творческим произведениям и видят прекрасное в других. С такими педагогами ребенок не разочаровывается во взрослых, в учебных предметах, он приобретает уверенность в своих силах. Можно сказать, что с такими знаниями, умениями и навыками каждый ребенок сможет достигнуть в жизни максимального успеха для себя. Но….. Педагогов для ребенка всегда выбирает родитель. Дети не выбирают, к какому воспитателю пойти в детском саду или у какого учителя учиться в школе. Не думаю, что это плохо, но хотелось бы, чтобы родители не забывали, что это их ответственность. И теперь мы подходим к самому значимому моменту. К тому, зачем я собственно и писала эту статью. Если вы родитель: — помните, что вашему ребенку придется много лет провести с тем, человеком, которого выберите вы. Ему нужно будет его слушать и слушаться, обращаться за помощью и подчиняться, доверять и выказывать сомнения. Для вашего ребенка это большая и очень важная часть жизни. Будет ваш малыш терпеть педагога все эти годы или правильно социализироваться, развиваться и получать еще большую радость от детства – решать вам; — перед окончательным вступлением в группу или класс, обязательно познакомьтесь с педагогом. Желательно, чтобы знакомство было не только на родительском собрании, но и прошло лично. Задайте интересующие вопросы. Про образование, опыт работы, каких принципов придерживается педагог в воспитании и обучении детей, обсудите режимные моменты, творческие планы, праздники, внеурочный досуг и т.д. Чем больше информации вы услышите, тем больше пищи для размышления и ниже риск сделать ошибку в выборе; — педагог должен подходить не вашим знакомым, не бабушкам и дедушкам, он должен подходить вашему ребенку и вам; — выбирайте педагога не только головой, но и сердцем; — выбирайте педагога не только сердцем, а и головой; — близость к дому штука важная, но она не должна быть первостепенной; — было бы здорово услышать мнение и впечатления ребенка о новом педагоге. Это не значит, что вы целиком и полностью должны отдать ему ответственность за выбор. Просто часто дети подмечают то, на что мы не обращаем внимание. Поэтому знакомство должно состояться не только у вас, но и у ребенка. Слишком идеализировано и трудновыполнимо, скажете вы, но это не значит, что не стоит попробовать. Ваш ребенок гораздо более ценен, чем те трудности, с которыми вы можете столкнуться при выборе педагога. Если вы педагог: — никто не отрицает сложность работы с детьми, да еще и в государственной системе образования. С вас много требуют и часто требуют бесполезные вещи, тонны макулатуры, которая по большому счету никому не нужна. Ваш труд часто обесценивают – зарплатой, дополнительной нагрузкой, неадекватным мнением. Вы не всегда чувствуете поддержку начальства в тех или иных вопросах, но часто чувствуете давление сверху. Вы очень устаете на работе, привычно выгораете к концу, а то и к середине учебного года. Но все же вы выбрали эту профессию. Вы знали, на что шли, вы хотели работать с детьми. Так не отрицайте ответственность за тот эффект, который вы производите на своих подопечных, за их результаты, за чувства связанные с вами, за возможные психологические травмы или личные успехи; — если вы считаете себя просто педагогом и никем более, то вы еще многого не знаете. На символическом уровне вы являетесь для ребенка родителем, особенно сильно это проявляется в дошкольных учреждениях и в начальных классах. Ребенок безгранично вам доверяет и ждет не просто рабочего отношения, он ждет уважения, любви и заботы. Ваши замечания, похвала и критика очень важны для него. Иногда, именно педагог является причиной выбора профессии, раскрытия таланта ребенка или причиной появления неуверенности в собственных силах, ненависти к учебе; — вы делаете то, что дано не многим, вы умеете то, что многим не под силу. Ваш вклад в жизнь ребенка бесценен. Возможно, много лет спустя, ваш бывший ученик или воспитанник, будет стоять на вершине своей славы и про себя благодарить не только родителей, но и вас, как человека, давшего ему то, что родители дать не могли. А теперь перейдем к раскрытию названия статьи. Можно долго рассуждать, рассказывать истории, делиться опытом, но все же нужны и конкретные описания, пункты, на которые можно будет опираться как родителям, так и самим педагогам. Каким же должен быть современный педагог?
Когда человеку что-то интересно, то он может приложить максимум усилий к познаниям. В наше время, методик, взглядов на воспитание и обучение детей очень и очень много. Если педагог будет исследовать, узнавать что-то старое и новое, то у него появиться база для своего уникального подхода. Сейчас проходит множество интересных мастер-классов, конференций, обучающих программ для педагогов. Есть возможность узнавать, тренироваться, на людей посмотреть и себя показать.
Я имею в виду, что педагог должен анализировать все то, что он видит и слышит относящееся к профессии и не только. Отметать то, с чем сильно не согласен. Но давать возможность себе принять что-то новое и освоить неизвестное. Это касается как новых способов подачи учебного материала, новых технологий, новых программ, так и новых учеников и воспитанников. Должен часто задавать себе вопросы: Что? Как? Почему? Зачем? И искать на них ответы.
К сожалению, пока в нашей стране психология сильно отделена от педагогики. Надеюсь, что скоро стена между ними рухнет. Педагогу необходимо знать психологические особенности возраста, с которым он работает, о нормах развития, о ведущей деятельности, о зоне актуального и ближайшего развития, о темпераментах, о причинах появления негативных личностных тенденций, о развитии волевой сферы, о кризисах, о групповых процессах и о многом другом. Он должен владеть в совершенстве коммуникативными навыками и уметь разрешать конфликты. Уверена, что без этой информации стать хорошим педагогом будет невозможно. Человек просто не будет понимать, что происходит с его подопечными и как себя вести.
Грань дозволенного между учителем и ребенком стирается, когда педагог начинает относиться к ребенку как к несмышленому, неравному, не имеющему право на что-то недочеловеку. Современные дети протестуют против такого обращения, травмируются, теряют доверие и разочаровываются в своих педагогах. В таких условиях рабочий альянс не возможен.
Я думаю, что человек, выбравший себе такую профессию, просто обязан много знать про самого себя. Если человек себя плохо знает, то он не понимает причины своих поступков, действий, не осознает последствия. И для детей такой педагог психологически крайне опасен. Для самоисследования сейчас есть очень много литературы, различных тренингов, можно консультироваться у психологов по сложным жизненным вопросам или пойти на личную психотерапию, если в этом есть потребность.
Любой человек, а особенно тот, кто работает с детьми, должен во время есть, ложиться спать, заботиться о своем здоровье и душевном состоянии, достаточно отдыхать. В госучреждениях принято работать на износ, но современные дети не простят изношенности потому, что усталый, эмоционально выгорающий педагог не сможешь быть с ними, следовать за ними или вести за собой. Все вокруг начнет раздражать, работа станет обузой, и этого детям будет сложно выдержать. Пока я для себя выделила шесть основных пунктов. Со временем, скорей всего, они дополнятся. Всех этих ингредиентов будет достаточно для установления рабочего альянса, раскрытия потенциала ребенка и достижения высоких результатов, которых все так хотят. Послесловие После прочтения этой статьи, вы можете подумать, что мне-то легко говорить, а вам придется этих самых педагогов искать. А неизвестно где они такие и как далеко это будет от дома. Могу ответить так, педагог очень важный человек в жизни вашего малыша. У педагога и правда много власти. Я думаю, что в современном обществе и современным детям нужны не знания (для этого они в интернет могут зайти), им нужен не узконаправленный взгляд на какой-либо предмет или ситуацию (он у них и так есть), им нужны не няньки и не дрессировщики (для этого у них есть родители). Современным детям нужен наставник. Человек, который будет идти рядом, но при необходимости поведет за собой. Человек, который открывал бы новые горизонты, расширял представления о мире, об отношениях, о различных феноменах. Человек, уважающий и относящийся к ребенку как к равному, но не забывающий, что взрослый все-таки он и на нем ответственности больше. Человек могущий признаться в своих ошибках, поделиться своими чувствами, желающий и умеющий установить со своим подопечным тесную связь, близость на то время, пока им суждено быть вместе. Человек, интересующийся самим ребенком, желающий его узнать и пытающийся его принять таким, какой он есть. Человек, который может защитить себя и быть максимально безопасным для своего ученика. Т.е. педагог должен быть почти что вами, но все же не родителем. Если доверяете тому педагогу, к кому водите, то это замечательно. А нет, так и думать нечего. Ищите! Ребенок сам не сможет. Я тратила на дорогу в заведение, куда водила свою дочь до школы, около 25-30 минут, хотя рядом с нашим домом находился детский сад. Но я ни разу не пожалела. Через несколько лет так вышло, что ребенка пришлось срочно переводить из одной школы в другую, и я поддалась совету знакомой. Если бы у меня была возможность этот поступок изменить, то сделала бы не задумываясь. Искала бы учителя начальных классов не жалея времени и сил. Последствия обучения того учителя, к которому мы пошли, я разгребаю до сих пор. Вот такая история. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|