Нам выпало нелегкое испытание жить и работать в период так называемой оптимизации и модернизации образования. Все больше и больше новых, часто противоречивых и неоправданных требований предъявляется к педагогу, при этом неизбежно растет психологическая напряженность. В таких условиях возрастает роль педагогической этики, ведь соблюдение ее принципов – это основа психологического благополучия ученика и педагога, один из путей сохранения психического и психологического здоровья.
Вспомним основные этические принципы, известные из педагогической психологии. Это принципы: гуманизма, ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства, компетентности, порядочности. Они в полной мере относятся к взаимодействию и общению всех участников образовательного процесса: учителя и учеников, учителя и родителей, учителя и коллег-педагогов.
В общении с учениками хороший учитель умеет быть добрым и строгим одновременно. Наблюдения и исследования показывают, что школьники больше всего ценят в учителях справедливость, доброту, понимание, профессионализм, а также требовательность.
Нельзя исходить только из педагогических целей и ограничиваться только одной функцией – информацией. Обязательно учитывайте и тот эмоциональный, личностный и нравственный след, который останется в душе ребенка после вашего общения.
Поддерживайте доброжелательную рабочую атмосферу в классе. Пусть ваша доброжелательность проявляется не только в словах, но и в улыбке, взгляде в глаза, мягких жестах - и вербально, и невербально. Найдите контакт с каждым своим учеником, ведь нельзя ничему научиться у того, кто не нравится.
Организуя общение с детьми, выделите время, чтобы внимательно выслушать их. К сожалению, часто педагоги из-за недостатка времени не дослушивают, перебивают своих учеников, присваивая себе право на знание истины в последней инстанции.
Найдите время, чтобы понять настроение детей, уловить изменения в микроклимате класса; развивайте в себе педагогическую наблюдательность.
В разговоре с детьми не обсуждайте действия родителей. Дети ведь часто не могут повлиять на ситуацию, но у них может возникнуть чувство стыда и обиды. Наша же задача – способствовать улучшению взаимопонимания в семье ученика.
Ну и конечно, никто не отменял хорошо известное всем правило – хвалим публично, "ругаем" один на один.
Сейчас в общеобразовательных школах становится реальностью инклюзивное образование, все больше появляется учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо внимательно следить за соблюдением принципа толерантности к ним. Даже если мы знаем диагноз ребенка – нельзя обсуждать его ни с коллегами, ни с другими детьми. Наиболее этично (и так принято в новом профессиональном стандарте педагога-психолога) говорить о таких детях – ребенок с трудностями в обучении, адаптации, поведении, развитии, ребенок с особенностями.Выражения «он больной, ненормальный, нездоровый, неуспешный, отстающий » - недопустимы. Надо воспитывать в себе и в детях уважительное отношение к личности любого ребенка просто по праву его рождения, как к человеческому существу. Умение заметить что-то хорошее в ребенке, независимо от его отметок, физических показателей и внешней привлекательности… Тем более, что в жизни никто не застрахован от личного столкновения с заболеваниями, травмами и т.д. Понятно, что любить каждого ребенка в равной степени учитель не может (да и нужно ли это?), но принимать каждого и уважать его личность педагог просто обязан, это показатель его профессионализма.
В общении с родителями важно помнить, что педагоги – временные сопровождающие ребенка на участке его школьной жизни, а всю жизнь проживать ребенок будет рядом со своими родителями. И именно им принадлежит вся полнота ответственности за жизнь, здоровье и обучение ребенка. Школа же, согласно Закону об образовании, создает условия для его полноценного образования.
Педагогу важно налаживать доброжелательный рабочий контакт с родителями учащихся, постараться стать с ними союзниками в общем деле обучения и воспитания их чада. Порой это трудно сделать, у многих людей сейчас предвзятое отношение ко всему, что связано со школой («спасибо» средствам массовой информации, формирующим искаженный образ учителя). Но профессионализм, искренность и соблюдение педагогической этики – будут в помощь учителю.
Важно избегать небрежности в речи и тщательно подбирать слова, когда мы говорим родителям и детям друг о друге. Очень осторожно нужно относиться к использованию юмора, иронии, речевых метафор, никогда не допускать сарказма. Люди, воспитанные по-разному, имеющие различный культурный уровень, иногда могут принять образный язык за унижение или оскорбление.
А если человек обиделся, оскорбился, он не будет прислушиваться к смыслу даже самой умной и красивой речи - он будет думать, как ответить, отомстить (пусть и словесно). Или же, если у него тонкая душевная организация, может целиком погрузится в свои переживания. В обоих случаях высказывания педагога не достигнут желаемой цели.
Любой, а особенно трудный разговор лучше начать с нескольких добрых слов о ребенке, и только потом перейти к критической информации. В заключение разговора желательно выразить надежду на возможность плодотворного сотрудничества.
Педагогический коллектив – сложный организм, имеющий определенные общие цели и задачи, но при этом состоящий из очень разных людей: по возрасту и опыту, семейному положению, специальности и педагогическим взглядам, нравственному, культурному уровню и интеллекту, типу нервной системы и темпераменту и т.д.
Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходимо, чтобы каждый педагог (несмотря на индивидуальные особенности и самобытность) умел соотносить свою деятельность с общими целями. Этого достигнуть помогает сознательное разделение деловой и личной сфер. Основу педагогического коллектива составляют женщины, а они склонны чаще воспринимать рабочие моменты как личные и реагировать излишне эмоционально.
Постарайтесь осознать, что у вас с коллегой не личные, не дружеские, а рабочие ( в чем-то вынужденные) отношения. Что твой коллега тоже Вас не выбирал и он не обязан реагировать так, как вам хочется, но вместе вы делаете общее важное дело, результат которого, да и Ваш тоже зависит от того, сумеете ли Вы договориться. Такой подход позволяет охладить пыл, снизить накал эмоций и перейти в деловую сферу общения.
Настроиться на принятие другого человека, понимание нормальности различия ваших взглядов поможет психологическое упражнение (так называемая гештальт-молитва). Найдите немного времени, расположитесь поудобнее, подумайте о своем оппоненте и про себя произнесите, обращаясь мысленно к нему:
Я делаю своё дело, а ты делаешь своё. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты. А я – это я. Если мы встретимся и поймем друг друга – это прекрасно. А если нет – так тому и быть.
Современная школа – как правило, очень большой коллектив. Но если у вас возникает пожелание, просьба, замечание, пожалуйста, найдите время и способ обратиться к коллеге лично, чтобы спокойно обсудить проблему. Может быть, это просто недопонимание и повода для конфликта нет? А если не получается разрешить противоречие лично, можно обратиться за помощью к администрации, психологам, авторитетным третьим лицам. И, конечно же, недопустимо вмешивать в собственные недоразумения учеников и обсуждать с учениками действия своих коллег. В таком случае на ребенка может накладываться не свойственная ему ответственность за действия другого взрослого человека. Важно учить детей и себя, в первую очередь, оценивать свои действия и нести ответственность именно за них. В любом случае важная общая задача – способствовать локализации спорных ситуаций и недоразумений, конструктивному разрешению неизбежно возникающих конфликтов.
Возможно, последствия педагогических ошибок не так фатальны и не так заметны, как, например, врачебных… Но и они могут оставлять раны и рубцы в человеческой душе. Поэтому, работая с людьми, будем руководствоваться основными этическими нормами и следовать заповеди «Не навреди»!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.