ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ - КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?
Сначала с ребенком общались в основном родители, бабушки, дедушки, дяди, тети. Потом - детсадовские воспитатели (если они были). А вот теперь - учитель. Он становится важной персоной в жизни вашего ребенка.
Какой будет эта личность? Каковы её черты характера, профессионализм, мотивация работы в школе? Многие родители стремятся выбирать не школу, а конкретного учителя. И правильно делают! «Сарафанная почта» быстро распространяет слухи о «прекрасных и не очень» педагогах. Ведь бывает же, что к одному педагогу записываются и становятся в очередь за два-три года. А к другому - и вовсе не хотят отдавать своих детей. Учитель зарабатывает себе имя на протяжении многих лет работы в школе.
Для некоторых родителей важен профессионализм педагога, для других - мягкость, душевность, для третьих – строгость (чтобы ребенок не распускался!).
Но может произойти и так, что молодая и совсем не опытная учительница, так сказать, только что сошедшая с конвейера педагогического образования, станет для вашего чада самым дорогим и любимым человеком во внешнем Мире. Тем ценным подарком, который подбросит ему социум.
Ведь часто для нас социальное пространство враждебно, в нем надо быть осторожным, не расслабляться. Мы попросту ему не доверяем! Этому учатся у нас наши дети. И вот «чужой человек» становится родным. Для детского состояния это невероятно важное открытие.
Близким потом становится и кто-то из одноклассников. Мир постепенно поворачивается своим добрым и не таким уж страшным лицом. Теперь круг людей, на которых в жизни можно опереться, выходит за пределы семьи. Получается, что первый учитель является тем волшебным проводником, который проводит вашего ребенка в иное социальное измерение.
Я описала идеальное положение дел, когда проводник этот – зрелая личность, осознающая, зачем, почему, как и чему он будет учить детей.
Именно в таком коллективе педагогов я проработала 35 лет. За эти годы моей работы с детьми я была и в роли воспитателя, и в роли учителя и психолога для всей семьи. И очень благодарна всем, для кого я стала близким человеком, и кто мне доверял чистые детские души. Я для многих стала членом их семей, а секрет прост, надо детей просто любить, для меня никогда не было чужих детей, они все были и есть только родные.
И мой выбор быть педагогом-психологом был осознанным. Но путь был очень сложным, тернистым, гиперответственным, единственное, что утешало – это ответная любовь и привязанность детей, и качественные результаты обучения.
Скажите, а многие ли из нас работают на своем месте? Забота о хлебе насущном - вот что на первом месте, особенно сейчас, в такой сложный период. Какой процент людей занимаются тем, что предначертано им судьбой? Обычно призвание откладывается на «потом», а по будням - нелюбимая работа, «каторга», «срок» длиной в рабочий день, месяц, жизнь..
Для некоторых учителей их работа тоже становится повинностью или уходом от реальности. Но если родителей еще как-то можно провести, то детей - нет. Их не обманешь. Если учитель утомлен жизнью, обижен на эту самую жизнь, если у него нелады в семейной жизни, а тут еще и администрация наседает, то с каким настроением он придет в класс? Хорошо, если внутренние переживания и неудовлетворенность учителя останутся в его пространстве, и он не станет делать проекции на своих воспитанников.
Ведь каждому из нас знаком механизм - оторваться на ком-то в случае, если мы не справляемся с собственными проблемами. Мы перекладываем вину на тех, кто нас окружает. А дети - это прекрасная мишень, они пока что не усвоили наших же механизмов защиты.
Не ищите Идеального учителя для своего ребенка. Все мы люди, со своими достоинствами и недостатками. Если учитель иногда злится, сердится, грустит, бывает порою не в настроении, но при этом любит ваших детей, принимает их такими, какие они есть, вам невероятно повезло!
Учителям я желаю терпения, творческих успехов, способных учеников. А родителям - встретить достойных учителей, которым вы сможете доверить своих детей. Удачи, Вам, дорогие родители и вашим детям в новом учебном году!
Троцкая Наталья Валентиновна: детский, семейный психолог.