|
Впереди первый класс. У детей или родителей?Автор статьи: Чебакова Елена Константиновна
Особенность первая. Мама тревожится, что сын, чтобы привлечь внимание ребят, приносит игрушки в детский сад. Мама думает, что сыну одиноко и переживает, что он не лидер. Разбираем стратегию ребенка. Что он делает, когда приносит игрушки? Он заинтересовывает детей, интригует их, чтобы они сами подошли к нему. Его стратегия: привлечь, а шаг к нему должен сделать другой, т.е. его активность состоит в привлечении, а не в проявлении интереса самому к кому- то. Заинтересовать, а не интересоваться самому. Его мама досадует, что мальчик не сам подходит к ребятам, а приносит что- то и они, заинтересовываясь, подходят к нему. Что делает её ребенок?
Он НЕ ВЫБИРАЕТ среди ребят, с кем ему быть, с кем дружить. Когда- то мама взяла эту его функцию на себя, и ему теперь нет необходимости делать самому, он не знает, что может чего- то хотеть сам и что сам может идти к желаемому. За него знает мама, что хочет он. А также мама сама это ему и предоставляет готовое, мальчику нет необходимости достигать.
Что делать 6-ти летнему ребенку? Как проявлять себя? Чтобы не конфликтовать с мамой, ребенок соглашается, что он не знает, чего хочет и ведет себя так, будто мир сам знает, чего он хочет в том числе, с кем ему играть в детском саду.
Особенность вторая. Ребенок говорит, что хочет играть с ребятами, но останавливает себя от активности мыслью, что «они с ним играть не будут», поэтому не подходит к ним. Есть страх, что откажут. Тогда он начинает детям мешать, они начинают за ним бегать. Так он с ними играет.
Особенность третья. Сын ждёт: если с другим мальчиком никто не играет, тогда он начинает с ним играть. Играет с тем, «кто ему достался», а не с теми, с кем хочет. Мама ребенка сама за сына знала, чего он хочет и не предоставляла ему этой радости : соприкоснуться со своим желанием, хотением. Запрос мамы: как изменить сына? Семья - это система. Сын начнёт меняться, если близкие взрослые тоже начнут меняться и начнут признавать его право на свое мнение, свое желание, не будут его торопить отвечать на вопросы , дадут время подумать, начнут интересоваться им , спрашивать:
Ребенку важно научиться переживать ошибки и неудачи, тогда он сможет двигаться вперед, опираясь на свои ноги и свой опыт. Важна поддержка родителей, а не устранение за него возможных промахов. Для этого важно открыть секрет, что на пути к желаемому ребенок может ошибаться. И так он получает свой опыт, тогда в следующий раз он сможет ошибки учесть и сделать иначе. Можно поделиться и своим опытом, и как справлялись с ошибками мама с папой, кто и как их поддерживал. Это поможет пережить возможную неудачу.
Как стратегии близких могут формировать у ребенка нежелание преодолевать трудности и переживать ошибки как вариант развития? Например, так: мама дома уделяет много внимания сыну и ему разрешается не ходить в детский сад, если он не хочет. Ну, например, если он тревожится или не знает, как установить контакт со сверстниками. Зачем его травмировать? И заботливая мама лишает его опыта взаимодействия и поиска своих способов установления контакта. А в детском саду мальчик ожидает, что к нему будут относиться так же, как мама: давать столько же внимания, угадывать, чего он хочет, уступать. Или, например, ребенок ориентирован брать то, что дают, соглашаться с тем, что есть. Близкими не поддерживалась инициатива ребенка и его стратегия самому делать шаги, достигать то, в чем нуждается.
Что может делать мама, чтобы ребенок становился более активным? - спрашивать, интересоваться, что хочет сын; - если он затрудняется с осознаванием, можно его проинформировать с возможными вариантами и вместе с ним поговорить, к каким последствиям приведут разные варианты, чтобы ребенок сам учился думать и выстраивать связи; - можно проигрывать разные варианты и спрашивать, что больше понравилось, что интереснее, что труднее, что легче, что бы хотел продолжить делать; - поддерживать у ребенка интерес к миру, поддерживать право на своё мнение, информировать, что его мнение может не совпадать с её мнением; - делиться своим мнением, учить ребенка сравнивать плюсы и минусы разных мнений; - у себя формировать терпение к тому, что сын не мгновенно ответит, что ему нравится и чего хочет, а будет сначала думать, сравнивать, осваивать новый опыт. И если ребенку не дать получить такой опыт он из «неуверенного… детсадника» перейдёт в разряд «неуверенный первоклассник». Или же, усвоив пассивные стратегии, он научится всегда быть довольным только тем, что у него есть и не стремиться к новому, интересному, желаемому. И тогда подготовка ребятишек школе становится родителям по силам: помочь освоить эффективные стратегии взаимодействия, чтобы ребенок смог применить их в школе. Благодарю вас за ваш интерес и внимание. Подписаться на мои статьи можно здесь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|