Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57
|
Подросток не знает, чего хочет. Что делать родителям?Автор статьи: Наталья Лубина
Когда я сама была подростком, то казалась себе жутко несимпатичной. Но что я в себе ценила, так это целеустремленность. Я прекрасно себя мотивировала к каким-то свершениям. Родителям было легко со мной. А вот моей клиентке с дочерью сложно. Дочке, Кате, уже 18. Она совершеннолетняя, поэтому мы решили побеседовать с ней вдвоем, без мамы. - Катя, что было поводом для обращения ко мне? - Мама предложила сходить к психологу, а я согласилась. Потому что сама понимаю, что не могу разобраться. Я ничего не хочу. Мне ничего толком не интересно. Настолько, чтобы связать с этим свою жизнь. - Вы говорите о работе? - О работе, об учебе. Я не стала поступать в институт, потому что не вижу смысла. Сейчас я потрачу 5 лет, а потом выяснится, что мне не нравится эта специальность. И что тогда? Работать там, где не нравится? Или опять 5 лет и сотни тысяч рублей на новый диплом? - Чем вы сейчас занимаетесь? - Я работаю официанткой. И я сама прекрасно понимаю, что это – не работа. Не надолго. Карьеру тут не сделаешь. - А вам нужна карьера? - Не знаю. Я хочу заработать на дом, на машину. Хочу семью. Потом когда-нибудь, но всё равно – она должна быть. Как к этому прийти – не представляю. - Что вы уже делали, чтобы приблизиться к понимаю? - Мы проходили профориентацию в школе. Выяснилось, что у меня технический склад ума. Мне больше всего нравилась физика, геометрия. Точные науки. Наверно, мне надо идти куда-то в конструкторы, или экономисты. Но мне сейчас вообще не представляется, как это сделать. Да и как потом сидеть в офисе по целым дням. Не хочу, это не моё. - Что больше всего пугает вас в этой картинке? - То, что я не справлюсь, опозорюсь. Мама говорит: «Чтобы чего-то добиться, нужно очень сильно стараться. В жизни ничего не дается просто так. Будет сложно, но надо двигаться дальше». - Мама так много об этом говорит? - Не то, чтобы много и постоянно. Она переживает, что я ленивая. Мне действительно сложно заставить себя пойти и сделать что-то. Я делаю всё только по привычке. По привычке иду в своё кафе, по привычке работаю. Я с ужасом представляю себе, что надо будет что-то изменить - Страшно? - Да, очень. Я бы может и хотела, потому что мне нравится представлять себя успешной. Но начинаю размышлять – и ой-ой-ой. С чего начинать? Как начинать? - То есть вы об этом всё-таки думаете? - Конечно. Иногда. Вдохновение находит, хочу что-то почитать, вебинары какие-то послушать. - Как часто у вас получается заниматься таким саморазвитием? - Когда придется. Я иногда вообще ничего не успеваю. От этого, кстати, еще хуже. Думаю, если я сейчас не справляюсь, то как буду справляться, если начну нормально работать. Откуда возьмется время на себя, на парня? - Катя, помните историю про лягушку, которая должна была работать лапками, чтобы не утонуть в крынке с молоком? Когда мама говорила вам о том, что в жизни надо потрудиться, она примерно то и хотела сказать – «Хочешь жить – умей вертеться». Но, возможно, немножко перестаралась. Получилось, что любое начинание ассоциируется у вас с надрывом. Значит, вы заранее предвидите, что будет очень тяжело, сложно, и вы наверняка не справитесь. - А что, разве в жизни может быть иначе? - Оно конечно верно, что стараться надо. Но и цели могут быть разные по величине. Не для каждого подойдет стратегия: «С места – в карьер». Кому-то надо начинать с простого, с малого. И шаг за шагом закреплять уверенность в себе. - Я даже представить не могу, что сейчас может быть для меня маленьким шагом… - Попробуйте освоить то, что вам в любом случае пригодится. Знание иностранного языка, вождение автомобиля, тайм-менеджмент… Да мало ли умений и навыков, которые нужны каждому! Тут уж точно не прогадаешь. - Что такое тайм-менеджмент? - Умение организовать собственное время. Планирование, стратегия распределения сил. Интересная тема. Есть даже несколько подходов. Мне нравится система флай-леди. Этому не обязательно посвящать жизнь. Это поможет вам не бояться браться за новые дела. Если вы пока что не решили, что именно станет основой вашей жизни и карьеры – подготовьте почву. Зерно найдете, когда оно созреет.
В этой короткой зарисовке из реальной консультации хорошо видно, что подростку бывает просто страшно. Ведь все мы разные. Для кого-то внешний мир – это пространство возможностей, каждый день – вызов, который надо принять! Для других любое начинание – шанс опозориться и не оправдать чужих ожиданий. Почему так? Возможно, потому что такой характер. Или - пример успешных родителей угнетает. Ребенок переживает: «вдруг не смогу соответствовать». Каковы ваши ожидания от ребенка? Хотите, чтобы он стал успешным и счастливым? Хорошо. У вас есть достаточно подробное представление о том, как ребенку этого добиться? Тоже хорошо. Вы считаете, что именно этого варианта и надо придерживаться? Плохо. Вариантов множество. То, что вы стремитесь навязать своё – повышает ваш уровень тревоги ваш и ребенка. Тревожному человеку сложнее добиться успеха, чем спокойному и уверенному. Кстати, было бы очень неплохо, если б вы рассказали ребенку о собственном опыте провалов и побед. Первые даже важнее, чем вторые. Что с вами было, что вы чувствовали, чего боялись, как пережили произошедшее. Если подросток не знает, чего хочет, стоит показать ему, что он может. Это задача родителя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|