Статья написана в соавторстве с Русланом Котенко
Популярности концепции внутреннего ребенка можно только позавидовать. О ней пишут, говорят, рассуждают так, будто все прекрасно понимают, о чем речь. Хотим немного прояснить этот вопрос.
Конечно, это очень яркий, наглядный образ. Он как будто объясняет наши спонтанные, иррациональные проявления. Но, с нашей точки зрения, это только образ. Что мы имеем ввиду?
Есть теория Эрика Берна о трех базовых ролях - взрослый, родитель, ребенок. Если подразумевается эта концепция, то почему тогда речь не идет о "внутреннем взрослом" и "внутреннем родителе" в той же мере, что и о "внутреннем ребенке"? Кажется, что эта модель что-то объясняет только тогда, когда учитывается целиком.
Или, может быть, речь о наших реальных, а не ролевых детских состояниях? Но тогда почему мы говорим о ребенке вообще? Дети в год, три, пять, десять, пятнадцать лет совершенно разные. Ребенок вообще - это непонятная абстракция. Откуда она взялась?
На наш взгляд, идеей внутреннего ребенка часто пытаются объяснить какие-то мотивы и проявления, которые явно не вяжутся с тем, как мы себя понимаем во взрослом возрасте, но при этом остаются ценными и важными, от них не хочется совсем отказываться.
В таком варианте - наиболее популярном - внутренний ребенок - это черная дыра, в которую помещается все, что хочется сохранить от чужих и собственных посягательств. Это видимость объяснения, которая скрывает под собой нежелание разбираться - это возможность позволить себе некоторую инфантильность, но на законных основаниях.
Как мы смотрим на это? Проще, чем может показаться. Разумеется, мы говорим клиентам, что весь опыт, который они когда-либо получили, остается с ними навсегда. Поэтому в некоторой степени мы можем возвращаться в самоощущение ребенка - но всегда в очень конкретный период детства.
Чего вы хотели в десять лет? Как себя чувствовали? Как себя понимали? Как строили отношения с другими людьми? На что ориентировались?
Попробуйте ответить на эти вопросы, и, скорее всего, заметите, что это целый комплекс - сложное состояние, состоящее из многих элементов, и знакомо оно вам не только по детству. Сейчас в определенных обстоятельствах оно может вернуться. Разумеется, не с той силой, как в детстве. Но все же оно никуда не ушло - это все еще ваша часть.
Если не пытаться оправдывать эти состояния, ничего не объясняя, то стоит, как мы считаем, найти им законное место в собственном самосознании. Чем ценны эти состояния? Какие контексты они за собой несут в вашу жизнь?
Внутренний ребенок - это всегда очень конкретное состояние, индивидуальное для каждого человека. Вы и ваш друг в три года были очень разными, проживали разную жизнь. Поэтому и "ребенок" трех лет живет в вас по-разному. И вы можете исследовать, как именно.
Попробуйте для каждого периода детства: дошкольный, младшей, средней и старшей школы определить - чего вы тогда хотели. Даже если эти желания не получили своего развития, назовите их. Они, скорее всего, никуда не ушли, просто переместились на более низкие позиции.
Но если вы признаете, чего хотели раньше, сможете заметить, как те же мотивы реализуете и сейчас. И, возможно, иногда в тайне от себя.
Попробуйте. Картина получится сложнее, чем казалось, но и интереснее. А ведь дети любят, когда интересно, правда?
Больше информации про психологию доступным языком можете получить в моей группе ВКонтакте "Психологический путеводитель"