Поэдравляю, теперь Вы учитель!

У каждого человека попадающего в новые условия, запускается механизм адаптации.

Адаптация (лат. Adapto-приспособление) – процесс приспособления к изменяющимся условиям среды.  Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды. Один из социально-психологических механизмов социализации личности.

 В рамках рассматриваемой проблемы выделяют два направления адаптации:

üПервичная, то есть приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет о выпускниках учебных заведений)

üВторичная (то есть приспособление работников, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя).

Попадая в новые условия (новый коллектив) человек сталкивается с множеством страхов.

üПотерять работу (то есть быть уволенным по какой-нибудь причине)

üНе суметь завоевать уважения коллег

üНе справиться с новой работой

üОбнаружить недостаток опыта и знаний

üПоказаться не компетентным

üНе суметь найти общего языка с руководителем

üНе быть воспринятым в целом

Что касается специфики работы педагога, то здесь есть свои особенности:

üПедагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию (высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы)

üПедагог не имеет возможности остановить педагогический процесс (отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию); в связи с большой изменчивостью образовательной среды, наличием в ней большого числа трудно учитываемых флуктуации в деятельности педагога не бывает значительных повторений

üПедагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально точной реакции

üВысокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности

üУчитель постоянно работает в условиях высокого уровня неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных технологиях итоговые результаты зачастую могут быть разными)

üНаиболее существенное значение для его работы имеет внутренняя мотивация (С.М.Редлих, 1999).

Указанные особенности придают значение быстрой адаптации учителя к профессии. Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

С.М. Рейдлих (1999) рассматривая данную проблему, отталкивается от идеи Ж. Пиаже о том, что адаптация живых существ распадается на процессы двух типов: аккомадации (приспособления организма к среде) и ассимиляции (изменения самой среды и ее приспособление к организму).

В процессе своей работы педагог преобразует, развивает и изменяет образовательную среду. Деятельность учителя носит исключительно активный характер. Педагог обучает, развивает и воспитывает учеников, взаимодействуя также с коллегами, администрацией и родителями. Таким образом, учитель в процессе свой деятельности активным образом  ассимилирует образовательную среду. Причем ассимиляция (преобразование образовательной среды) является одним из показателей его личностного и профессионального развития, качества его профессиональной подготовки.

Результаты научных исследований свидетельствуют о существовании взаимосвязи между процессами адаптации и личностным и профессиональным развитием, а также мотивацией педагога.  

Педагог, начинающий свою деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта. Так как же вести себя молодому педагогу, как быстрее освоится в школе. Возможно, Вам помогут несколько советов приведенных ниже.

1. Станьте профессионалом.

Неуверенные в себе люди создают плохое впечатление. А уверенность на рабочем месте на 90% состоит из уверенности в собственных знаниях и опыте работы. Тем более, когда речь идет о работе с детьми. Поэтому досконально изучайте то, чем занимаетесь. Приложите все силы, чтобы освоить новое, как можно скорее. Изучайте опыт работы коллег своего учреждения, повышайте свое профессиональное мастерство, посещая открытые  мероприятия. Формируйте свой стиль в работе, добивайтесь авторитета среди детей, родителей, коллег.

2. Работайте в команде.

Имейте в виду, инициативные и креативные люди далеко не всегда воспринимаются коллегами положительно. Одни видят в них карьериста, другие считают, что из - за таких активных им придется работать в два раза больше. Если выходите с какой-то инициативой, будьте готовы взять большую часть работы на себя. Обязательно посещайте все мероприятия, которые проходят в учебном заведении.

3. Избегайте конфликтов.

Постарайтесь обойтись без конфликтов и вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции. Будьте гибкими, учитесь подстраиваться под обстоятельства. Руководству нравятся люди, которые правильно реагируют на нововведения, стараются быстро адаптироваться к ним.

4. Формируйте имидж надежного человека.

Для этого необходимо придерживаться нескольких принципов:

- приходите вовремя на работу;

- выполняйте в срок все задания;

- при необходимости задерживайтесь на рабочем месте, чтобы решить проблему.

5. Не берите на себя слишком много.

Безотказность - не лучшее качество. Не следует демонстрировать, что вы можете выполнить любое поручение. Попробуйте делегировать часть своих обязанностей менее загруженным коллегам. Возможно, руководство поймет, что вы не только хороший исполнитель, но и не плохой организатор. Организаторские способности ценятся всегда.

Хочется отметить, что адаптационный период для каждого человека проходит  индивидуально. Связанно это с личностными особенностями, профессиональными качествами личности. Большое значение для успешной адаптации молодого педагога играет само учебное заведение. От того, как молодого специалиста встретит коллектив во главе с руководителем, будет многое зависеть.

Закончить я бы хотела словами великого советского педагога и писателя А.С. Макаренко: "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении
  • Эмоциональная грамотность как часть профессиональной компетентности педагога
  • Роль психологических знаний в практической работе педагога
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Специфика работы педагога-психолога в логопедическом детском саду
  • Профилактика нехимических зависимостей как одно из направлений работы педагога - психолога
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь