|
Поэдравляю, теперь Вы учитель!Автор статьи: Лиманова Валентина Сергеевна
У каждого человека попадающего в новые условия, запускается механизм адаптации.
Адаптация (лат. Adapto-приспособление) – процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды. Один из социально-психологических механизмов социализации личности. В рамках рассматриваемой проблемы выделяют два направления адаптации: üПервичная, то есть приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет о выпускниках учебных заведений) üВторичная (то есть приспособление работников, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя). Попадая в новые условия (новый коллектив) человек сталкивается с множеством страхов. üПотерять работу (то есть быть уволенным по какой-нибудь причине) üНе суметь завоевать уважения коллег üНе справиться с новой работой üОбнаружить недостаток опыта и знаний üПоказаться не компетентным üНе суметь найти общего языка с руководителем üНе быть воспринятым в целом Что касается специфики работы педагога, то здесь есть свои особенности: üПедагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию (высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы) üПедагог не имеет возможности остановить педагогический процесс (отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию); в связи с большой изменчивостью образовательной среды, наличием в ней большого числа трудно учитываемых флуктуации в деятельности педагога не бывает значительных повторений üПедагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально точной реакции üВысокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности üУчитель постоянно работает в условиях высокого уровня неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных технологиях итоговые результаты зачастую могут быть разными) üНаиболее существенное значение для его работы имеет внутренняя мотивация (С.М.Редлих, 1999). Указанные особенности придают значение быстрой адаптации учителя к профессии. Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле. С.М. Рейдлих (1999) рассматривая данную проблему, отталкивается от идеи Ж. Пиаже о том, что адаптация живых существ распадается на процессы двух типов: аккомадации (приспособления организма к среде) и ассимиляции (изменения самой среды и ее приспособление к организму). В процессе своей работы педагог преобразует, развивает и изменяет образовательную среду. Деятельность учителя носит исключительно активный характер. Педагог обучает, развивает и воспитывает учеников, взаимодействуя также с коллегами, администрацией и родителями. Таким образом, учитель в процессе свой деятельности активным образом ассимилирует образовательную среду. Причем ассимиляция (преобразование образовательной среды) является одним из показателей его личностного и профессионального развития, качества его профессиональной подготовки. Результаты научных исследований свидетельствуют о существовании взаимосвязи между процессами адаптации и личностным и профессиональным развитием, а также мотивацией педагога. Педагог, начинающий свою деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта. Так как же вести себя молодому педагогу, как быстрее освоится в школе. Возможно, Вам помогут несколько советов приведенных ниже. 1. Станьте профессионалом. Неуверенные в себе люди создают плохое впечатление. А уверенность на рабочем месте на 90% состоит из уверенности в собственных знаниях и опыте работы. Тем более, когда речь идет о работе с детьми. Поэтому досконально изучайте то, чем занимаетесь. Приложите все силы, чтобы освоить новое, как можно скорее. Изучайте опыт работы коллег своего учреждения, повышайте свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Формируйте свой стиль в работе, добивайтесь авторитета среди детей, родителей, коллег. 2. Работайте в команде. Имейте в виду, инициативные и креативные люди далеко не всегда воспринимаются коллегами положительно. Одни видят в них карьериста, другие считают, что из - за таких активных им придется работать в два раза больше. Если выходите с какой-то инициативой, будьте готовы взять большую часть работы на себя. Обязательно посещайте все мероприятия, которые проходят в учебном заведении. 3. Избегайте конфликтов. Постарайтесь обойтись без конфликтов и вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции. Будьте гибкими, учитесь подстраиваться под обстоятельства. Руководству нравятся люди, которые правильно реагируют на нововведения, стараются быстро адаптироваться к ним. 4. Формируйте имидж надежного человека. Для этого необходимо придерживаться нескольких принципов: - приходите вовремя на работу; - выполняйте в срок все задания; - при необходимости задерживайтесь на рабочем месте, чтобы решить проблему. 5. Не берите на себя слишком много. Безотказность - не лучшее качество. Не следует демонстрировать, что вы можете выполнить любое поручение. Попробуйте делегировать часть своих обязанностей менее загруженным коллегам. Возможно, руководство поймет, что вы не только хороший исполнитель, но и не плохой организатор. Организаторские способности ценятся всегда. Хочется отметить, что адаптационный период для каждого человека проходит индивидуально. Связанно это с личностными особенностями, профессиональными качествами личности. Большое значение для успешной адаптации молодого педагога играет само учебное заведение. От того, как молодого специалиста встретит коллектив во главе с руководителем, будет многое зависеть. Закончить я бы хотела словами великого советского педагога и писателя А.С. Макаренко: "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|