|
Эмоциональная грамотность как часть профессиональной компетентности педагогаАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Соковнина М.С. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬКАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Можно ли рассматривать и «улучшать» учебный процесс и качество обучения детей в школе, не принимая во внимание их эмоциональные потребности и эмоциональный контекст взаимоотношений с учителями и сверстниками? Можно ли «отставить в сторону» эмоциональную жизнь и заниматься «школьными проблемами» сугубо с интеллектуальной точки зрения? Часто эмоции рассматриваются в учебном процессе как нежелательные – как источник различных помех, как упраздняющие логику и разумность поведения, как ослабляющие самоконтроль учащихся и мешающие учителям управлять ситуацией, как источник детского, незрелого поведения. Действительно, это так и есть, и это будет продолжаться, до тех пор, пока и ученик и учителя эмоционально неграмотны. Но если кто и должен первым стать эмоционально грамотным, так это учителя, тогда они смогут предложить и обучить эмоциональной грамотности учеников. Повышение эмоциональной компетентности педагогов послужит не только учебной успешности учеников, но и физическому здоровью так и учеников и самих учителей, и будет являться средством профилактики профессионального выгорания, так как один из важнейших факторов риска, ведущих к выгоранию, являются отрицательные эмоции, испытываемые учителем на работе. Концепцию эмоциональной грамотности выдвинул и разработал транзакный аналитик Клод Стайнер. Эмоциональная грамотность формируется из комплекса знаний, способностей и навыков. Она не дается человеку как врожденная способность. Но она формируется на базе врожденных способностей в процессе социализации человека.
Эмоциональная грамотность - это, прежде всего, знание о том, что эмоции существуют и что они неотъемлемый аспект человеческой натуры; принятие их в расчет в самых разнообразных ситуациях. Далее - признание того, что эмоции являются помогающими и играют определенную роль в выживании и адаптации человека к окружающей среде, что они дают человеку информацию о внешнем мире, о внутреннем проживании и являются сигналами для других, регулирующими отношения и поведение других. Эмоциональная компетентность включает в себя следующие способности и навыки: 1. иметь чувства 2. осознавать свои чувства (т.е. знать, какие они, насколько они сильны, и что вызывает их в нас и в других) 3. и определять их в терминах, принятых в данной культуре . 4. способность выражать чувства, 5. и выражать их в социально приемлемой и уважительной форме (т.е. знать, как, где и когда выражать их) 6. способность чувствовать и думать одновременно 7. быть способным осознавать и использовать весь реестр чувств 8. принимать ответственность за свои собственные чувства 9. управлять своими чувствами, это значит быть способным в определенных пределах делать выбор, что чувствовать и с какой силой 10. управлять своим поведением на основе принятых этических решений, включая ситуации, когда чувства противоречат этим решениям 11. быть компетентным в использовании некоторых приeмов по регулированию своих чувств и состояний 12. уметь распознавать, что чувствуют другие люди 13. знать, как чувства действуют на других людей 14. брать на себя ответственность за этот эффект. 15. не использовать чувства для манипуляции другими людьми 16. компетентно и систематически использовать признание себя и других для формирования позитивного банка поглаживаний и изменения поведения. Что означают эти способности и навыки в приложении к учебному процессу? Способность выражать свои чувства (п.4 и 5) включает в себя такой аспект, как своевременное выражение чувства, и это означает способность отодвигать во времени момент выражения чувства. Например, в некоторых случаях может оказаться важным с педагогической точки зрения выразить свое чувство ученику после урока, а не во время него, на глазах у других учеников. Способность выражать чувства в социально приемлемой и уважительной к партнеру по общению форме (п.5) может найти выражение в учебном процессе и в том, что негативные записи в дневник учащегося, являющиеся выражением бессилия, беспомощности учителя и чувства мести за причиненную боль, прекратятся. Способность управлять своим поведением на основе принятых этических решений, включая ситуации, когда чувства противоречат этим решениям (п. 10), будет применяться учителем тогда, когда он будет практиковать одинаково справедливое отношение и поведение к учащимся, которые ему нравятся и не нравятся, вызывают различные позитивные и негативные чувства. Отказ учителя от манипуляции (п. и 15), будет выражаться в том, что он не будет использовать свои чувства гнева, или страха, для того, чтобы стимулировать учеников учиться интенсивнее, выполнять домашние задания и т.п. Ученик может учиться для того, чтобы не огорчать учителя (в отчет на огорчение учителя), или из страха (в ответ на гнев учителя), но в этом случае не будет формироваться взрослая мотивация, учащийся будет оставаться в симбиотических отношениях с учителем, и, кроме того, сам учитель будет «выгорать», так как он будет вынужден, избрав этот путь, постоянно стимулировать свои собственные негативные эмоции (гнев и страх в данном случае), для того, чтобы через них управлять поведением учеников.
Эмоциональная грамотность также означает, что учитель знает, как эмоции действуют на окружающих людей, (п 13) в частности, а) имеется эффект «заражения» и б) что сильные эмоции, сильный стресс приводит к блокированию мышления. В особенности это касается детей. Если ребенок совершил в проступок или ошибку, часто педагогическое воздействие заключается в крике, давлении, оскорблении личности. Почему-то бытует представление, что чем интенсивнее выразит свою точку зрения педагог, тем лучше ученик поймет, что так поступать, как он поступил, нельзя. Между тем ученик в ответ на такое воздействие также начинает испытывать интенсивные эмоции, которые фактически приводят к отключению мышления и регрессу, то есть к переходу к образцам поведения и реагирования, сформированным на более ранних стадиях развития этого ребенка. Все это никак не является воспитанием, поскольку результатом воспитания могут быть лишь позитивные изменения, новые решения, которое принимает ребенок на основе взрослого мышления.
Здоровье и учителя, и ученика, напрямую связаны с качеством их эмоций и преобладающих эмоциональных состояний, так как именно стресс, дистресс, хронически переживаемые отрицательные эмоции (тревога, самообвинение, страх, гнев, обида) а также вытесняемые эмоции приводят сначала к функциональным, а затем и к соматическим нарушениям и заболеваниям.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|