Существует устойчивое убеждение родителей о том, что любимое чадо к такому-то возрасту должно достичь определенных высот в сфере познания. И мало кто понимает важность развития эмоциональной сферы ребёнка. Психическое развитие которого напрямую зависит от того, какие эмоции он испытывает и проявляет. Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и учащихся младших классов с повышенным уровнем тревожности и страхами. Тревожные детки часто встречаются в семьях, где либо авторитарный стиль воспитания, либо сами родители очень тревожны, либо в семье напряженные отношения, либо есть другая причина, которую можно выяснить в ходе беседы с родителями или при обследовании ребенка. Детские страхи разнообразны. Некоторые дети просыпаются по ночам и плачут, требуя, чтобы мама спала рядом. Другим снятся кошмары. Кто-то боится темноты. Кому-то страшно оставаться дома одному. Иногда возникают страхи за родителей, дети переживают, что с мамой или папой может что-нибудь произойти. Так же дети боятся преодолевать препятствия: плавать в бассейне, выходить на ринг, сцену, отвечать у доски или с места на занятиях. Причины детских страхов зависят от разных факторов. Это и жизненный опыт ребенка, и степень его самостоятельности, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, неуверенности. Страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. И большинство из них обусловлены возрастными особенностями развития, и носят так сказать, временный характер. Однако, если страх устойчивый и мешает жизни ребенка, то нужна помощь психолога. На первом этапе работы со страхами выстраиваем доверительные отношения с ребенком. Используем упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения. Для получения более подробной информации в своей работе используем кинезио-тест по методу «Единый мозг» Г.Стокса, Д. Уайтсайда концепции «Три в одном». С помощью мышцы-индикатора получаем ответ, на каком уровне находится проблема (сознание, подсознание, тело), отслеживаем возраста, когда было ощущение страха. Затем переходим к сбору информации о страхе. Беседуем с ребенком, отслеживаем его внутреннее состояние, выявляем место нахождения страха, его размер, цвет: «Закрой глаза, посмотри, где прячется твой страх, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму, какого он цвета, размера, на что похож?» Если ребенок затрудняется, предлагаем варианты: «Это что-то большое? Это темные цвета или яркие? Если бы ты рисовал, это была бы клякса? Размытое пятно? А что тебе это напоминает? Если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?» Затем обсуждаем ощущения ребенка: «Какие неприятные ощущения вызывает этот образ? (сдавливание, жжение, тяжесть…) У него есть запах?» Для обеспечения неврологической связи между задним и передним отделами мозга накладываем руки таким образом: одна рука на затылке, другая на лбу у маленького человечка. На следующем этапе ребенку предлагаем нарисовать возникший у него образ страха красками. Это могут быть расплывчатые фигуры, мазки, кляксы, либо тот образ, который представился ребенку. И передаем этому образу все вышеописанные ощущения. Перед тем как начнется прорисовывание, психолог предлагает ребенку следить глазками за карандашом (рисуем горизонтальную восьмерку) и говорить следующие слова: «Я чувствую страх» (несколько раз). После того, как ребенок нарисовал свой страх, предлагаем сложить рисунок (лист формата А 4 бумага для ксерокса) пополам и разгладить его рукой. Затем листочек раскрываем и смотрим, что получилось. Если ребенок желает еще добавить красок, то добавляем. Идет обсуждение рисунка: «Что ты чувствуешь, когда смотришь на это изображение? Тебе страшно? (тревожно?)» Далее ребенку необходимо этот рисунок разорвать на мелкие кусочки со словами: «Я освобождаюсь от чувства страха (или тревоги)». Рисунок разрывается. Далее ребенок смотрит на нарисованный крестик, изображенный черным фломастером на карточке, и делает перекрестные движения (левая рука достает до правого колена, а правая рука до левого колена – маршируем) по тем возрастам, которые были выявлены через кинезио-тест. Затем ребёнку предлагается побывать на сказочной полянке, рассказать о том, что растет на ней. Психолог интересуется, какие чувства возникают у ребенка на полянке? Есть ли там водоем (ручей, река, водопад, озеро, море?) Предлагается поплескаться и освободиться от всех переживаний. Далее отслеживаем внутреннее состояние с целью проверки результатов работы: «Закрой глаза, вспомни ту ситуацию, когда у тебя возникал страх. Что чувствуешь сейчас? Посмотри на то место, где он располагался: «Что изменилось (форма, размер, цвет?)», «Он совсем исчез?» Если наблюдаются остаточные явления, то проводится работа и с ними: «Закрой глаза. Посмотри на то место, где располагался страх. Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который тебе нравится, или ты можешь его уменьшить в размерах, как тебе хочется, или до полного исчезновения. Ты можешь поместить на освободившееся место то, что приятно тебе, какой-нибудь образ, можешь поместить чувство уверенности или радости». Затем ребенок рисует новый рисунок, изображающий уверенность, радость или спокойствие. В конце занятия благодарим ребенка за хорошую работу и дарим этот рисунок. Мы рассмотрели с вами один из вариантов занятия с ребенком, испытывающим страх или тревожность. Такие занятия эффективны при совместном взаимодействии педагога-психолога и родителей. За 3 года в МАОУ прогимназия коррекционные занятия посетили 114 воспитанников. Из них 93участника психокоррекционных мероприятий освободились от негативных эмоций, что составляет 71,6%. Если же родители не меняют тактику поведения по отношению к ребенку, то происходит лишь снятие психоэмоционального напряжения. Так, у 21 ребенка произошло выравнивание эмоционального состояния, что составляет 18,4%. Поэтому, уважаемые родители, будьте внимательны к своему ребенку, вовремя обращайтесь к специалистам.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.