Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.

Существует устойчивое убеждение родителей о том, что любимое чадо к такому-то возрасту должно достичь определенных высот в сфере познания. И мало кто понимает важность развития эмоциональной сферы ребёнка. Психическое развитие которого напрямую зависит от того, какие эмоции он испытывает и проявляет.
Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и учащихся младших классов с повышенным уровнем тревожности и страхами.
Тревожные детки часто встречаются в семьях, где либо авторитарный стиль воспитания, либо сами родители очень тревожны, либо в семье напряженные отношения, либо есть другая причина, которую можно выяснить в ходе беседы с родителями или при обследовании ребенка.
Детские страхи разнообразны. Некоторые дети просыпаются по ночам и плачут, требуя, чтобы мама спала рядом. Другим снятся кошмары. Кто-то боится темноты. Кому-то страшно оставаться дома одному. Иногда возникают страхи за родителей, дети переживают, что с мамой или папой может что-нибудь произойти. Так же дети боятся преодолевать препятствия: плавать в бассейне, выходить на ринг, сцену, отвечать у доски или с места на занятиях.
Причины детских страхов зависят от разных факторов. Это и жизненный опыт ребенка, и степень его самостоятельности, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, неуверенности. Страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. И большинство из них обусловлены возрастными особенностями развития, и носят так сказать, временный характер.
Однако, если страх устойчивый и мешает жизни ребенка, то нужна помощь психолога.
На первом этапе работы со страхами выстраиваем доверительные отношения с ребенком. Используем упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.
Для получения более подробной информации в своей работе используем кинезио-тест по методу «Единый мозг» Г.Стокса, Д. Уайтсайда концепции «Три в одном». С помощью мышцы-индикатора получаем ответ, на каком уровне находится проблема (сознание, подсознание, тело), отслеживаем возраста, когда было ощущение страха.
Затем переходим к сбору информации о страхе. Беседуем с ребенком, отслеживаем его внутреннее состояние, выявляем место нахождения страха, его размер, цвет: «Закрой глаза, посмотри, где прячется твой страх, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму, какого он цвета, размера, на что похож?» Если ребенок затрудняется, предлагаем варианты: «Это что-то большое? Это темные цвета или яркие? Если бы ты рисовал, это была бы клякса? Размытое пятно? А что тебе это напоминает? Если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?» Затем обсуждаем ощущения ребенка: «Какие неприятные ощущения вызывает этот образ? (сдавливание, жжение, тяжесть…) У него есть запах?» Для обеспечения неврологической связи между задним и передним отделами мозга накладываем руки таким образом: одна рука на затылке, другая на лбу у маленького человечка.
На следующем этапе ребенку предлагаем нарисовать возникший у него образ страха красками. Это могут быть расплывчатые фигуры, мазки, кляксы, либо тот образ, который представился ребенку. И передаем этому образу все вышеописанные ощущения. Перед тем как начнется прорисовывание, психолог предлагает ребенку следить глазками за карандашом (рисуем горизонтальную восьмерку) и говорить следующие слова: «Я чувствую страх» (несколько раз). После того, как ребенок нарисовал свой страх, предлагаем сложить рисунок (лист формата А 4 бумага для ксерокса) пополам и разгладить его рукой. Затем листочек раскрываем и смотрим, что получилось. Если ребенок желает еще добавить красок, то добавляем. Идет обсуждение рисунка: «Что ты чувствуешь, когда смотришь на это изображение? Тебе страшно? (тревожно?)» Далее ребенку необходимо этот рисунок разорвать на мелкие кусочки со словами: «Я освобождаюсь от чувства страха (или тревоги)». Рисунок разрывается. Далее ребенок смотрит на нарисованный крестик, изображенный черным фломастером на карточке, и делает перекрестные движения (левая рука достает до правого колена, а правая рука до левого колена – маршируем) по тем возрастам, которые были выявлены через кинезио-тест. Затем ребёнку предлагается побывать на сказочной полянке, рассказать о том, что растет на ней. Психолог интересуется, какие чувства возникают у ребенка на полянке? Есть ли там водоем (ручей, река, водопад, озеро, море?) Предлагается поплескаться и освободиться от всех переживаний. Далее отслеживаем внутреннее состояние с целью проверки результатов работы: «Закрой глаза, вспомни ту ситуацию, когда у тебя возникал страх. Что чувствуешь сейчас? Посмотри на то место, где он располагался: «Что изменилось (форма, размер, цвет?)», «Он совсем исчез?» Если наблюдаются остаточные явления, то проводится работа и с ними: «Закрой глаза. Посмотри на то место, где располагался страх. Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который тебе нравится, или ты можешь его уменьшить в размерах, как тебе хочется, или до полного исчезновения. Ты можешь поместить на освободившееся место то, что приятно тебе, какой-нибудь образ, можешь поместить чувство уверенности или радости». Затем ребенок рисует новый рисунок, изображающий уверенность, радость или спокойствие. В конце занятия благодарим ребенка за хорошую работу и дарим этот рисунок.
Мы рассмотрели с вами один из вариантов занятия с ребенком, испытывающим страх или тревожность.
Такие занятия эффективны при совместном взаимодействии педагога-психолога и родителей. За 3 года в МАОУ прогимназия коррекционные занятия посетили 114 воспитанников. Из них 93участника психокоррекционных мероприятий освободились от негативных эмоций, что составляет 71,6%. Если же родители не меняют тактику поведения по отношению к ребенку, то происходит лишь снятие психоэмоционального напряжения. Так, у 21 ребенка произошло выравнивание эмоционального состояния, что составляет 18,4%. Поэтому, уважаемые родители, будьте внимательны к своему ребенку, вовремя обращайтесь к специалистам.



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страх родителей сказать ребенку «Нет» делает его хрупким перед жизнью!
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Если ты ничего не боишься, значит, страх в тебе больше, чем ты.
  • У страха глаза велики....или как помочь ребенку справиться со страхами
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Сине-зеленый цвет. Что значит, если вам нравится этот цвет?
  • Закрой глаза и сделай шаг вперед (сказка про то, как победить страх)
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Мир «страха» и мир «любви». Какой хотите своему ребенку?
  • А если на приёме у психолога Вам что-либо не понравилось?
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Насколько важен жизненный опыт для психолога? Если тебе 20+, но 30-. :)
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка.
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Если ваш ребёнок испытывает страх
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь