|
У страха глаза велики....или как помочь ребенку справиться со страхамиАвтор статьи: Смирнова (Иванова) Татьяна Анатольевна
Что такое страх, знает каждый человек, более того, с ним мы давние знакомые с самого раннего детства. Многие из нас с легкостью вспомнят, как с замиранием сердца, робко делали первый шаг в темноту или ночью осторожно спускали ногу с кровати. Учащенное дыхание, потные ладошки, да еще и противные мурашки бежали по спине от того, что в углу комнаты «притаилась ведьма», а под кроватью нас поджидало «ужасное чудовище». Тема детских страхов практически неисчерпаема и всегда актуальна, ведь с ней рано или поздно сталкивается каждый родитель. Детские страхи не всегда являются абсолютным злом. К счастью, большинство детских страхов можно назвать нормативными, т.е. они обусловлены возрастными особенностями развития детской психики. Так, например, в 3-4 года малыш начинает бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства и т.д. В возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы идет быстрыми темпами, богатая фантазия дошкольника смешивает мир реальный и выдуманный. Поэтому для ребенка совершенно правдоподобны и на самом деле страшны всевозможные монстры, сказочные чудовища, «Бабки Ежки», злые колдуны и прочая нечисть (объекты детских страхов бесконечно разнообразны и их особенности зависят от жизненного опыта ребёнка). При правильном, чутком отношении взрослого, такие страхи носят преходящий характер и со временем благополучно изживаются, как болезни детского возраста, будь то «краснуха» или «ветрянка». Но если же вы заметили, что интенсивность страха у вашего ребенка возрастает, малыш становится неуверенным в себе, излишне тревожным, нерешительным или пассивным, неспособным к продуктивному взаимодействию с внешним миром, то это уже первые сигналы возможного эмоционального неблагополучия. В данном случае вы можете иметь дело с так называемыми внушенными страхами. Их источник – мы, взрослые (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка собственной тревожностью, неустанно, подчеркнуто, излишне эмоционально указывая на наличие опасности. Попросту говоря, у тревожных родителей вырастают тревожные дети. Другой причиной возникновения устойчивых невротических страхов у детей можно считать различные «запугивалки», занимающие лидирующую позицию в рейтинге «воспитательных уловок» среди родителей. Наверняка вам приходилось слышать от некоторых доведенных до белого каления мам: «Будешь плохо себя вести - доктор придет, укол сделает», «В полицию сейчас тебя сдам» или вариант для ребенка помладше - «Отдам Бабе Яге». Уверена, каждый родитель может с легкостью продолжить этот список. Имея благое намерение наставить на путь истинный, предостеречь от опасности любимое чадо, мы часто не задумываемся, не обращаем внимание на то, в какой форме это делаем. Вместо того, чтобы сказать: «Будь внимателен» (и указать, на что именно нужно обратить внимание), порой просто шепнуть «Тихонечко» (опять же, объяснить почему) нам проще и быстрее крикнуть «Не лезь – упадешь и ногу сломаешь!», «Не трогай – обожжёшься!». А потом мы искренне удивляемся, откуда в сознании ребенка поселилась мысль, что мир потенциально опасен, а все вокруг - скрытые враги, и каждый только о том и думает, как бы его похитить. Что же делать, если вы замечаете, что у ребенка всё-таки формируется навязчивый страх? Во-первых, убедитесь, что не ваши опрометчивые высказывания являются источником. Следует избегать формулировок типа «смотри, какая огромная собака, не бойся, она не кусается". Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». Во-вторых, при всей очевидности того факта, что страх «бабаек», чудовищ или громкого пылесоса иррационален по своей природе, попытки взрослых заглушить страх с помощью подбадривающих высказываний вроде: «да чего тут бояться!», «ну что ты как маленький», «да нет тут ничего!» в большинстве случаев терпят фиаско. Гораздо эффективнее признать, что страх реален. В доброжелательной и спокойной манере постарайтесь донести до ребенка, что вы ему сочувствуете и понимаете, как сильно он напуган. И вообще не один он может испытывать страх, все люди иногда боятся, даже взрослые. Постарайтесь разобраться, что именно тревожит вашего малыша. Очень часто пугает сама ситуация неизвестности. Поэтому в доступной форме, на понятном для ребенка языке постарайтесь раскрыть природу вещей или событий, вызывающих страх. Например, если ребенок боится звука закипающего чайника, можно объяснить, что водичка, которую мы пьем льется из крана. Чтобы приготовить вкусный чай нужно хорошенько нагреть воду. Когда в чайнике вода нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной. Иногда бывает уместен метод косвенной демонстрации. Если ребенок боится грозы или собак, то можно рассказать малышу какую-нибудь сказку и даже нарисовать иллюстрацию к ней, где у героя были похожие переживания, но всё в итоге закончилось благополучно. Можно вместе посмотреть добрый фильм про детей и их четвероногих любимцев, благо сейчас такие семейные комедии в изобилии. Когда ребенок успешно преодолел эту ступеньку в борьбе со своим страхом, можно смело переходить к демонстрации на расстоянии. Например, если ребенок боится работающего пылесоса, (боится, что его может засосать), один из родителей может держать его на руках или за руку, а другой тем временем может включить пылесос, демонстрируя, что способно, а что не способно попасть вовнутрь этого «страшного зверя» – волос, крошки могут, а игрушки, носки и тем более нога – нет, и т.д. Так же как и взрослые, дети легче справляются с чувством страха, обретают ощущение безопасности, когда имеют возможность контролировать, преобразовывать пугающую их ситуацию. Так для ребенка, боящегося темноты, «палочкой выручалочкой» может быть фонарик или ночник, который он может сам включать или выключать, когда посчитает нужным. И, наверное, самое ценное, чем может помочь родитель, это вселить в ребенка уверенность в том, что он всегда может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны любящего взрослого, который в любой момент готов прийти ему на помощь. Несмотря на то, что борьба со страхами может быть затяжной, а положительный эффект наступает не так стремительно, как нам хотелось бы, запаситесь терпением и непременно отмечайтепохвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха. Искренняя похвала родителя - наилучшее поощрение, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь, то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|