Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Актуальность данной темы обусловлена тем, что педагогам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

В настоящее время недостаточно исследований, посвященных изучению профессиональных деформаций педагогов и, как следствие, – мало рекомендаций по предотвращению деформаций личности.

Над проблемами эмоционального выгорания работали следующие психологи: Г.Селье, Р.П.Мильруд, К.Маслач,  В.В.Бойко,  Д.Трунов, В.Е.Орел, Л.М.Митина, Н. В. Кузьмина, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, В.Д.Шадриков, М.И.Лисина, А.И.Сильвестров, Е.В.Субботский, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина и др.

Совершенно очевидно, что работа педагога, в силу предъявляемых ею высоких требова­ний, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочи­ми ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, паци­ентами,  в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал со­стояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

В 1981 г. К. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоцио­нального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — ут­рату профессионального мастерства.

К. Маслач в 1982 году выделила три основных признака синдрома "эмоционального сгорания":

1. Индивидуальный предел возможностей эмоционального "Я" противостоять истощению, "сгоранию", самосохраняясь;

2. Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3. Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции  или их негативные последствия.

Выделяют три фактора, играющие существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностный, ролевой, организационный. Исследуя личностный фактор, специалисты пришли к выводу, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.

Исследования А. Пайнс показали, что, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что "сгорающие" люди - это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые, интровертированные. 

К.Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной ра­бочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование по­нятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание), в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания», охватывает значительный круг профессий [2].

В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симпто­мов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, исто­щение; психосоматические недомогания, бессонница, негатив­ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой ра­боте; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, на­пряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апа­тия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чув­ства вины [3].

Этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей, после того как учеными были определены сущность и основные признаки синдрома эмоционального сгорания.

Некоторые исследователи, в том числе П.Торнтон, при изучении личностного фактора  принимали во внимание следующие показа­тели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Од­нако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционально­го сгорания» [10]. Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. [9].

Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «выгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интровертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей [11].

Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик на развитие эмоционального выгорания, но неоспорим тот факт, что личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания». Из чего следует неоспоримость как положительного, так и отрицательного взаимодействия личностных качеств специалиста и реальности профессии. Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которая сводится к четырем мифам:

- Мне нельзя ошибаться.

- Я должен быть сдержанным.

- Я не имею права быть предвзятым.

- Я обязан быть во всем примером для подражания [12].

Есть ряд состояний человека, резко уменьшающих его мотивационный потенциал. При психическом пресыщении, монотонности жизни, утомлении исчезает желание выполнять работу,  к которой вначале имелся положительный мотив. Очень сильно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Симптомом эмоционального «выгорания также является ощущение тревоги и депрессии. Депрессия (от лат. depressio — подавление) — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близких. Сила потребностей, влечений резко снижается, приводит к пассивному поведению, безынициативности [8]. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). Б. Пелман и Е. Хартман,  обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность [6].

Контакты становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Деперсонализация – это изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения, в работу, в близких. Она возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а в легкой форме наблюдается и у здоровых людей при эмоциональных перегрузках.

Редуцирование личностных достиже­ний проявляется в снижении оценки своей компетентности (негативное воспри­ятие себя как профессионала), уменьшении ценности своей деятельности, недовольстве собой, безразли­чие к работе, негативном отношении к себе как к личности [4].

Часто сопровождаются стрессом экстремальные ситуации, когда у педагога возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективной невозможностью выполнить их. Стресс, вызван­ный трудностями,  как состояние психической напряженности,  опасностями, в целом, мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критичес­кий уровень, то он превращается в дистресс, снижающий ре­зультаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственно­сти и т.д. [5].

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и кон­фликтов в этой сфере; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой, ситуации изменения требований к про­фессии, внутренних кризисов и др. Появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности, может способствовать ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере.

В условиях нашей социокультурной системы стрессы формируют вредоносные эффекты, создающие барьеры в профессиональной деятельности  педагога. И, естественно, блокируют его коммуникативную активность в системе переподготовки и повышения квалификации, что создает субъективно-объективный стресс - эмоциональное напряжение, которое в результате повышает риск развития эмоционального «выгорания».

В.Т. Абрумова выделяет следующие реакции на стресс, которые сходны с эффектами «выгорания»:

1. Пессимистическая ситуационная реакция выражена в первую оче­редь изменением мироощущения, установлением мрачной окраски миро­воззрения, суждений и оценок, видоизменением и переструктурированием системы ценностей. Такое восприятие вызывает стойкое снижение уровня оптимизма, что, разумеется, преграждает путь к продуктивному планирова­нию деятельности в будущем. Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам. Мир воспринимается человеком в самых «чер­ных» тонах. Такая скованность собственной воли, якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся событий или условий, вызывают вторичное снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей.

2. Реакция эмоционального дисбаланса характеризуется отчетливым превалированием отрицательной гаммы эмоций. Человек ощущает чувство дискомфорта той или иной степени выраженности. Общий фон настроения снижен. Помимо широкого диапазона отрицательно окрашенных эмоций, ре­акция эмоционального дисбаланса характеризуется сокращением круга.

3. Ситуационная реакция демобилизации отличается наиболее резки­ми изменениями в сфере контактов: отказом от привычных контактов или по меньшей мере значительным их ограничением, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, бес­помощности, безнадежности. Практически человек избегает включения в какие бы то ни было сферы деятельности, кроме самых необходимых, социально контролируемых, к которым принуждают его установленные и принятые им самим правила и требования общества. Наблюдается также частичный отказ от деятельности.

4. Ситуационная реакция оппозиции характеризуется повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности.

5. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в основе своей тревожный компонент. Вследствие этого здесь наблюдаются в наиболее выраженном виде соматовегетативные проявления (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна) [1].

Но, несмотря на схожесть эффектов выгорания и профессиональных стрессов, не следует отождествлять их. Синдром эмоционального выгорания скорее является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов.

В хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом чело­веком, берет свое начало синдром «выгорания».

Эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомле­нию. Трудовое утомление понимается как комплекс соответст­вующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы. Он переходит на более высокий уровень энергетического функционирования, понижающих работоспособность и создает конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Сопровождается утомление раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Могут возникнуть изменения личности — эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабиль­ность, возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера. На стадии выраженного переутомления все это приобре­тает устойчивые черты — интровертность, замкнутость, агрес­сивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значи­мых мотивов. Наиболее распространённое изменение личности профессионала – это хроническое переутомление.

К устойчивым изменениям личности приводит постоянное воздействие разрушающих факторов. Но негативные переживания закрепляются соответствующие формы реагирования, и эпизодические проявления отрицательных эмоций трансформируются в устойчивые черты: интровертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, агрессивность, сужение круга значимых мотивов.

Значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».

Личностные особенности педагога могут способствовать формированию нервного перенапряжения. Мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение.

К факторам социально-производственной природы нервного перенапряжения относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких и т.д.), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, сопровождающаяся раздражительностью, нетерпением, торопливостью в процессе работы, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, экстремальные ситуации.

Эмоциональные нагрузки, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального кон­такта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, терпения, выдержанности и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлени­ях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возни­кать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда че­ловек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически.

Бойко В.В. рассматривает  «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [7].

Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение,  бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Полноценная профессиональная деятельность выра­жается в том, что педагог как субъект труда при­зван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, со­ответствующих стандартам; уметь анализировать и регулиро­вать технологические процессы и т.д. Основными факторами негативного влияния трудового про­цесса на личность педагога являются стереотипы: когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные, организационный.

Организационный фактор оказывает воздействие на развитие синдрома «сгорания». Его влияние связано с тем, что рабо­та может быть сложной по содержанию, но недостаточно орга­низованной, не оцениваемой должным образом, а характер ру­ководства может не соответствовать содержанию работы и т.д.

Существенную роль в «эмоциональном выгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий.

Профессиональные кризисы являются следующим неблагоприятным фактором, связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в работе педагога, неодно­кратно проявляющиеся в течение всей профессиональной дея­тельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. На начальном этапе они могут возникать, например, в профессиональной деятельности при переходе к смежной спе­циальности внутри профессии, при необходимости переквали­фикации и т. д. В таких ситуациях у специалиста может наблюдаться снижение профессио­нальной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту. Либо  наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции при кризисе.

В некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отно­шения к труду может служить удовле­творенность профессией, которая ос­нована на сознании пра­вильности выбора профессии, соот­ветствия своих способностей требова­ниям профессии, результативности своего труда.

Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, такое как синдром «выгорания», могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.

Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование. Деформация является следствием «выгорания», когда защитные механизмы ослабевают на столько, что социальный работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005. №6.
  2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.– сер.14, Психология.– 2000. №1.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. –М.:Наука,2006.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1993.
  5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий.– М,2001.
  6. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.– Саратов,2004.
  7. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.– М.: Академический проект, 2003.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 2004.
  9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2003.– №1.
  10. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. – М,2007.
  11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.–СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 2008.–
  12. Роли и функции социальных работников. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и функции/Лаврененко И.М.. Мещанкина И.С.– М,2004.


Просмотров: 4954
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"?
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Почему возникает синдром эмоционального выгорания и как с ним справиться.
  • Синдром эмоционального выгорания. Не выгорающие личности.
  • «Меня здесь нет» или синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания на работе.
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко.
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания
  • Арт-терапия и личностные ресурсы эмоционального выгорания профессионала
  • Профилактика эмоционального выгорания педагога
  • БАЛИНТОВСКИЕГРУППЫ,КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» У ПЕДАГОГОВ
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания. Пути выхода.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • «Сказкотерапия как метод профилактики эмоционального выгорания у работников Ессентукского ЦР».
  • Синдром эмоционального выгорания. Клинические проявления.
  • Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.
  • Синдром эмоционального выгорания. Стадии.
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии
  • 10 правил как вступить в "клуб эмоционального выгорания"
  • 10 правил как вступить в "клуб эмоционального выгорания"
  • Опыт выхода из синдрома эмоционального выгорания.
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь