|
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощьАвтор статьи: Скрицкая Татьяна Владимировна
Жизнь надо устраивать до того состояния, пока она не станет устраивать тебя (с)
За последние несколько десятилетий наша жизнь сильно изменилась. За это время все более популярными становятся книги и семинары по снижению стресса, управлению стрессом, по гармонизации жизни. Жизнь в городе и высокая занятость на работе отнимают много времени и сил. Поэтому уже с 70х годов ХХ века, психологи, работающие на предприятиях, начали исследовать работников и определять особенности характера и поведения, влияющие на производительность труда, уровень стресса и показатели здоровья. Похожие исследования проводились в Советском Союзе и за рубежом. Основной целью этих исследований было определение ключевых факторов поддержания хорошего самочувствия, работоспособности и сохранению здоровья городских жителей и работников крупных предприятий в разных сферах экономики. Результаты исследований в разных странах оказались идентичны. Удалось установить, что сфера профессиональных интересов человека определяется в юности и в дальнейшей жизни люди меняют места работы именно «в своей» сфере. Также вызвала большой интерес психологов и врачей следующая особенность: люди, считающие для себя наиболее привлекательной работу в сфере «человек - человек», с возрастом имеют больше хронических заболеваний и меньшую продолжительность жизни. Работа в сфере «человек - человек» относится к так называемым «помогающим профессиям». Что же это за профессии и какие люди их для себя выбирают? Основные «помогальщики» - это психологи, учителя, медицинские и социальные работники, специалисты сферы услуг (продавцы, парикмахеры, таксисты и т.д.). Люди, выбирающие работу с большим количеством общения с другими людьми, чаще испытывают напряжение, находятся в ситуации длительного стресса из-за интенсивного общения и необходимости контролировать себя. От физического и психологического состояния «помогальщика» зависит качество выполнения и результативность работы. Давно известно, что для эффективной работы специалисту помогающей профессии просто необходимо быть именно квалифицированным специалистом. Профессиональные психологи, учителя, врачи и другие специалисты, работающие в другими людьми, опираются на определенные технологии, существующие в профессии. В современном мире врачевание, психологическая помощь и работа учителя не являются искусством, уже несколько десятилетий во всех этих специальностях существуют определенные техники и технологии, гарантирующие получение запланированных результатов. Определенные черты характера, высокая загруженность на работе или токсичные отношения с коллегами у «помогальщиков» приводят к снижению результатов работы и нарастанию раздражительности у специалистов. Изменение характера и поведения стали обозначать термином «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). Впервые этот синдром был описан американскими учеными в 70ые годы ХХ века. СЭВ - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При развитии эмоционального выгорания у специалистов быстро возникает усталость, раздражительность, им с трудом удается решать новые задачи и нарастает неудовлетворение от выполнения работы. Это определенный защитный механизм, приводящий специалиста к частичной или полной утрате сочувствия, сопереживания, уважения к другому человеку во время своей профессиональной деятельности. «Выгоревший» специалист большую часть рабочего времени функционирует на минимальном уровне эмоционального включения. Такое состояние позволяет экономить личные психологические ресурсы, но также может приводить к снижению качества работы и увеличению количества ошибок. Также возрастает количество жалоб на работу такого сотрудника. Также в СЭВ включили снижение самооценки, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам и клиентам. Считалось, что выгорание приводит к состоянию изнеможения и ощущению собственной бесполезности. И все же чаще развитию СЭВ способствуют личностные особенности специалиста: высокая эмоциональная подвижность, развитый самоконтроль, способность подавлять отрицательные эмоции, тревожность как черта характера и неумение справляться негативными переживаниями. Существенное влияние на развитие эмоционального выгорания оказывает отсутствие должного материального вознаграждения за работу. Низкая зарплата переживается специалистом как непризнание его труда, бесполезность работы, понижает самооценку и приводит к быстрому возникновению раздражения во время выполнения своих профессиональных обязанностей. По данным различных исследований, среди специалистов помогающих профессий, СЭВ распространен от 7-8% у молодых специалистов, до 70-85% у психиатров и психотерапевтов с большим стажем работы. Чаще выгорание развивается при длительном контакте с человеком в трудной жизненной ситуации, при объективных обстоятельствах, когда работа «помогальщика» (врача, медицинской сестры, психолога, соцработника и пр.) не может избавить пациента/клиента от страдания. Также низкий социальный статус профессии, например, учителя и медсестры, чаще приводит к выраженному СЭВ у большого количества специалистов. Например, по данным собственных исследований , было установлено, что средний медицинский персонал гораздо чаще чувствовал раздражение к пациентам, и указывал на меньшее удовольствие от работы, чем врачи. Основные признаки выгоревшего специалиста:
Профилактика СЭВ: Основным в лечение СЭВ является профилактика! Именно поэтому одновременно с исследованиями эмоционального выгорания была начата работа по разработкам в психологии здоровья и благополучия человека. Специалистам, работающим в сфере «человек-человек», основное внимание стоит обратить на снижение стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Также уделить внимание выравниванию баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением (оплатой труда). Если за свою работу невозможно получать адекватную оплату, то это является серьезным основанием либо для смены места работы, либо стоит снизить интенсивность нагрузки. Недостаточная финансовая компенсация и нехватка времени и средств для физического восстановления быстро приведут к развитию СЭВ. Также самому специалисту необходимо уделять внимание психогигиене своей работы и жизни, которая заключается в следующем:
Моя собственная работа психологом и семейным терапевтом приучила уделять внимание графику жизни с режимом работы и отдыха. Также всегда помогает повышение квалификации, общение с коллегами и участие в жизни профессионального сообщества. Сложность работы в помогающей профессии заключается еще и в том, что клиенты/пациенты и коллеги оценивают нашу профессиональную компетентность по способности справляться с трудностями в собственной жизни. Поэтому, если хочешь быть эффективным специалистом, то также придется стать экспертом по психологическому благополучию и быть готовым постоянно уделять внимание собственной жизни и делать ее лучше и разнообразнее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|