|
Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессийАвтор статьи: Иванов Вячеслав Иванович
Что же являет собой профессиональное эмоциональное выгорание специалиста? Чем оно опасно? И, почему педагоги, как никто другие, подвержены этому страшному недугу? Для начала предлагаю раобраться с тем, что же такое проффессиональное эмоциональное выгорание.Во-первых: это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека, что вызывает несоответствие между требованиями к работнику, и его реальными возможностями. Причин выгорания специалиста несколько. -- Это и последствия системы "Человек-человек", т.н. издержки рабочей специальности. Ведь, постоянно общаясь с людьми -- довольно трудно находиться в тонусе. Это и постоянно ускоряющийся современный ритм города, который предъявляет к специалисту новые требования, это и неблагоприятные условия на рабочем месте. -- Не всем довелось работать в комфортных офисных условиях.Особенно это касается перефирии нашей страны. Подразделяют три стадии эмоционального выгорания. Первая стадия характеризуется приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний. Второй стадии характерно появление учачающихся конфликтов, в общении с коллегами. Третья хакрактеризуется полной апатией, потерей интереса к жизни, смещением фокуса профессиональных интересов. Что же делать? Неужели человек обречён? Нет, как можно заметить из названия "проффессиональное эмоциональное выгорание" напрямую связавно с эмоциональной составляющей. Кстати, под помогающими проффессиями я понимаю не только педагогов, преподавателей, но и руководителей, координаторов и менеджеров проектов. Многие из них, если не напрямую, то косвенно участвую в процессе помощи другим людям. В качестве профилактических мер по коррекции вышеописанных состояний, я рекомендую непосредственно работу с эмоциональным интеллектом личности. Долгое время считалось, что IQ играет важнейшую роль в развитии личности,в достижении ей поставленных целей, карьерных вершин. Первые исследования в области эмоционального интеллекта (косвенным образом) принадлежат никому иному, как Чарльзу Дарвину. Проблематики эмоций известный учёный коснулся в своём фундаметальном труде «Выражение эмоций у людей и животных». На сегодняшний день имеется несколько моделей эмоцианального интеллекта. 1) Модель Майера — Саловея — Карузо (модель способностей) В основу данной модели входят такие основополагающие вещи, как: -восприятие эмоций; -понимание эмоций; -использование эмоций для стимуляции мышления; -управление эмоциями. 2)Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-ОнаЭта модель отличется от предыдущей тем, что добавилось несколько новых компонентов, таких как: -ассертивность; -самоуважение; -эмоциональная осознанность; -оценка действительности; -эмпатия; -самоактуализация; -оптимизм и -счастье. Учёными выделены и другие модели эмоционального интеллекта, однако я предлагаю ориентироваться на смешанную модель. В которую я отнёс такие параметры, как: -Эмоциональная осознанность: способность ощущать себя "здесь и сейчас", способность вследствие этого контролировать своё эмоциональное поведение, держать эмоции под контролем. -Самоактуализация; -Мотивация. Многие другие параметры, такие как эмпатия -- не являются прямыми, а лишь -- являют собой следствие эмоциональной осознанности. Что же необходимо для того, что бы находиться здесь и сейчас? Ведь, человек, так уж он устроен --- живёт либо в прошлом, либо в будущем. В настоящем как известно могут жить только дети. Взрослый человек, живущий настоящим моментом, похож на ребёнка, и выглядит по-меньшей мере -- странно. Безусловно, если цель человека -- произвести впечатление на человека, напрмер на девушку, вполне допустимо довериться поведению порыва. Однако, если такое поведение будет посмтоянным, надолго эта девушка с Вами не останется,-- можете будет покойны. Техники, способствующие осознанному поведению: 1). Техника STOP. Наша жизнь, по-большей части состоит из стрессов. Особенно, это касается жителей мегаполисов. Мы не всегда можем найти адекватный способ борьбы со стрессом, и, как следствие, попадаем в ловушку зависимостей. -- Вредные привычки, шоппинг, конфликтные ситуации на работе и т.д. Кажется, что всему этому нет конца и края. Соответственно, попадая в петлю вредных привычек, мы чувствуем, как наша жизненная энергия уходит сквозь пальцы. Техника СТОП возможно в нескольких вариантах выполнения. Выберите для себя наиболее оптимальный. И приступайте к работе. Первый вариант выполнения данной техники подразумевает бОльшую саморефлексию, и погруженность, нежели второй. Когда Вам захочется совершить какое-либо необдуманное действие, сделайте глубокий вдох, выдохните. Медленно. Чувствуя выдох каждой клеткой своего тела. И...не делайте данного необдуманного действия, вместо этого, позвольте себе немного порефлексировать. - Спросите себя, что Вы делали до того, как спросили "Стоп", что чувствовали? О чём думали? Попытайтесь оценить своё эмоциональное состояние, до того, как Вы сказали себе "Стоп", и соответственно -- после этого. Второй вариант более радикален, однако, не менее действенный. В момент, когда Вы хотиите сделать действие, которое может повляить на Ваше эмоциональное состояние негатитвным образом -- упадком сил, в дальнейшем, снижением воли и т.д. (захотелось в очередной раз покурить, купить бесполезную ерунду ...и т.д.), необходимо жёстко и уверенно произнести себе "СТОП!" Разница в первом, и втором варианте в том, что во втором случае, Вы ничего не объясняете себе. Просто говорите "Стоп!", и всё. После чего, Ваш организм, а именно -- его телесная составляющая попадает в некое замешательство, не понимая, что же делать дальше. 2). Развитие эмпатии. Мы сможем развить в себе чвуство эмпатии тремя способами. -- Культивируя у себя чувство вины,-- люди у которых высоко развито чувство вины, отменные способности к сопереживанию, эмпатии, распознаванию эмоциональных реакций у других людей.
Развитие осознанности собственных эмоций. И сдерживание тех эмоциональных реакций, которые не принесут никакой выгоды ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. Это отнюдь не означает того, что нужно быть подобным роботу. И не показывать своих подлинных чувств. Отнюдь. Это лишь значит умение контролировать собственные эмоции. Эверетт Шостром не был согласен с Карнегги в той части, что необходимо быть толерантным, терпеливым, доброжелательным, по отношению к другим людям. Надо, но, не всегда! И, если Вы всегда будете стараться избегать конфликтов, то по словам Шострома,-- скоро окажетесь у него на приёме. В заключении хочется заметить, что эмоциональный интеллект развивается в двух ситуациях: когда мы влюблены, и когда нам страшно. Таким образом, следует сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта возможно только при выходе из так называемой зоны комфорта. -- Чем чаще мы сталкиваемся с новыми для себя задачами,тем крепече будет наш эмоциональный интеллект. Любите! И будьте здоровы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|