Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости

2018, Жданова Ксения Федоровна, магистрант

(ПИ ТОГУ Хабаровск)

 

 

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости (риелторов)

 

В статье актуализируется проблема изучения совладания риелторов с тяжелыми жизненными ситуациями. Проводится анализ профессиональной деятельности риэлторов. Выясняется, что для успешного совладания с тяжелыми жизненными ситуациями, риелторы  используют эмоциональный  интеллект, как основной личностный ресурс. Утверждается, что профессиональная деятельность риелтора подразумевает наличие большого количества стрессовых ситуаций, которое способствует появлению синдрома эмоционального выгорания. Отсюда встает необходимость, включения знаний о копинг-стратегиях, для защиты от эмоционального выгорания у риелторов.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, совладание риелторов с тяжелыми жизненными ситуациями, компетенция, синдром эмоционального выгорания, копинг-стратегии.

 

Zhdanova Ksenia Fedorovna

The relationship of emotional intelligence and the choice of coping strategies of real estate professionals (realtors)

 

The article actualizes the problem of studying the coping of realtors with difficult life situations. The analysis of professional activity of specialists in the field of real estate (realtors). It turns out that to successfully cope with difficult life situations, realtors use emotional intelligence as the main personal resource. It is argued that the professional activity of the realtor involves constant communication with different people, the presence of a large number of stressful situations, which contributes to the emergence of emotional burnout syndrome. Hence, there is a need to include knowledge about coping strategies to protect against emotional burnout in realtors.

Keywords: emotional intelligence, coping with realtors with difficult life situations, competence, emotional burnout syndrome, coping strategies.

 

 

Профессиональная деятельность на определенном этапе онтогенеза становится ведущим видом деятельности, в котором происходит с одной стороны генезис человеческой личности, а с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает негативное влияние на личность человека – А.Адлер [1,с.27] высказывание Адлера можно интерпретивовать как конструктивный и деструктивный способы профессионализации. Изменения происходящие в личности, ее структуре, профессионально-психологических качествах, свойствах и процессах являются частью профессионализации личности. Наряду с конструктивными изменениями, которые способствуют развитию и росту личности, происходят и деструктивные, оказывающие пагубное влияние на личность (профессиональные деформации).

Одним из видов профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания (СЭВ), представляющий собой проявление профессиональной деформации личности в эмоционально – волевой сфере,   наиболее ярко проявляется в виде эмоционального истощения, ущербной профессиональной позиции, астении, пассивности, стагнации. К особой зоне риска СЭВ относятся профессии в системе « Человек-человек».

Зачастую данные исследование проводились на педагогах, медицинских работниках, военнослужащих. Предпосылки формирования СЭВ у специалистов сферы недвижимости ранее не рассматривались. Исходя из этого, отсутствуют знания о специфике, структуре и профилактике формирования СЭВ у риэлторов.

Актуальность данного направления, заключается в определении психологических факторов, позволяющих риелтору:

  • Зарекомендовать себя как психологически устойчивого профессионала, к которому можно неоднократно обратиться за помощью в подборе недвижимости
  • Достойно составить конкуренцию другим специалистам этой сферы бизнеса
  • Поддерживать престиж агентства недвижимости на высоком уровне

 

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность специалистов в сфере недвижимости насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Они создают предпосылки для возникновения эмоционального выгорания специалистов в сфере недвижимости (риэлторов).

Профессиональная деятельность риэлторов характеризуется:

  • Отсутствием стабильной заработной платы (заработная плата напрямую зависит от количества сданных сделок в месяц)
  • Динамичностью
  • Высокой степенью мобильности
  • Высокой степенью ответственности в подборе подходящих клиентам вариантов жилья
  • Интенсивной эмоциональной нагрузкой, связанной с ежедневным общением с большим количеством людей, зачастую скептически к ним настроенным
  • Отсутствием времени, проведенного без мобильного телефона и отсутствием выходных и красных дней календаря

Рассмотрим высокий эмоциональный интеллект как ресурс личности риэлтора, в  совладании с тяжелыми жизненными ситуациями.

Эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. [6,с.31]

Для оценки уровня эмоционального интеллекта применялся тест на эмоциональный интеллект  Холла, [7,с.56] который позволяет исследовать следующие структурные элементы эмоционального интеллекта, представленные в опроснике в шкалах:

  • эмоциональная осведомленность– понимание, какие конкретно эмоции вы сейчас чувствуете и почему;
  • управление своими эмоциями– свойственно ли вам умение подчинять собственные эмоции и использовать их для достижения тех или иных целей;
  • управление эмоциями других людей– умеете ли вы влиять на чувства других людей, использовать их эмоции для достижения своих целей, целей компании и т.д.;
  • эмпатия– в принципе этим словом обозначается умение сопереживать, сочувствовать, но в данном контексте важнее другое значение – понимание, какие чувства и эмоции испытывают другие люди в данный момент и почему;
  • самомотивация– умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций.

 

Описание выборки: В исследовании принял участие 51 специалист сферы недвижимости, относящийся к различным возрастным группам и профессиональным категориям: 

  • руководители агентств недвижимости, менеджеры и риелторы со стажем работы более 5 лет - 12 человек
  • риелторы с опытом работы 1-5 лет – 39 человек

Все риелторы показали высокий уровень эмоционального интеллекта, уровень выраженности в процентах, представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Эмоциональный интеллект

уровень выраженности в %

низкий

средний

высокий

эмоциональная осведомленность

30,1

33,9

35,9

управление своими эмоциями

22,3

43,8

33,8

управление эмоциями других людей

20,2

31,6

48,1

эмпатия

29,8

34,6

35,5

самомотивация

10,4

27,3

62,2

 

При этом компоненты эмоционального интеллекта не имеют однородной выраженности. Наиболее развиты у специалистов в сфере недвижимости самомотивация, управление эмоциями других людей, наименее – эмпатия и управление своими эмоциями.

 

Высокий эмоциональный интеллект не только позволяет лучше справляться с определенной группой ситуаций (например, экзамены, соревнования, разрыв отношений, физическая и психологическая потеря близкого), но и к самой ситуации относиться более позитивно, как к временной, проходящей, а также рассматривать ее как вызов внутреннему потенциалу, который мобилизует на активные действия, как возможность для личностного роста, причину позитивных изменений. Высокий эмоциональный интеллект расширяет репертуар активных, проблемно- ориентированных стратегий совладания, снижая риск обращения к деструктивным (агрессивным, конфронтативным) или избегающим стратегиям, то есть является детерминантой традиционно более адаптивных стратегий и способов поведения. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет человеку адекватно оценивать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями, результатом чего является предпочтение менее адаптивных копинг-стратегий или применение защитных механизмов. В целом, можно говорить о том, что в значительной мере именно эмоциональный интеллект как способность понимать эмоции, управлять ими, облегчать процесс принятия решений, проявляющийся в оптимизме, самоконтроле, ассертивности, эмпатии, способности выстраивать адекватные межличностные отношения, делает возможным эффективное, с точки зрения результата, оптимальное, с точки зрения внутренних условий; и адекватное внешним условиям поведение человека в трудных жизненных ситуациях.

 

Таблица 2

 

ФИО риелтора

возраст

Конфронтационный копинг

Дистанцирование 

Самоконтроль

Поиск социальной поддержки 

Принятие ответственности 

Бегство-избегание 

Планирование решения проблемы 

Положительная переоценка 

Выраженная напряженность копинга

Эдуард

24

61,1

76,2

88,9

33,3

75,0

87,5

72,2

18,8

Самоконтроль

Елена

46

44,4

37,5

75,0

88,9

5,6

33,3

66,7

0,0

Поиск соц.поддержки

Алексей

27

56,2

48,3

60,4

43,1

11,1

67,8

50,0

43,8

Бегство-избегание

Екатерина

28

50,0

56,2

58,1

61,1

26,8

70,1

66,7

75,0

Бегство-избегание

Галина

30

48,2

50,4

77,0

50,0

5,6

33,3

11,1

106,3

Положительная переоценка 

Дмитрий

31

52,4

55,8

89,0

33,3

11,1

50,0

50,0

12,5

Самоконтроль

Роман

35

62,9

77,3

89,8

5,6

25,0

50,0

27,8

18,8

Самоконтроль

Евгений

26

41,2

57,1

86,1

16,7

19,2

33,3

27,8

56,3

Самоконтроль

Виктор

36

63,7

41,9

88,1

18,6

16,9

83,3

33,3

12,5

Самоконтроль

Анна

32

40,0

34,2

55,4

88,9

11,1

66,7

22,2

43,8

Поиск соц.поддержки

 

В основном у риелторов преобладающей копинг-стратегией является самоконтроль, что является хорошим показателем для совладания с тяжелыми жизненными ситуациями.

 

В заключении хотелось бы сказать, что эффективная профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания осуществляется посредством реализации коррекционно-развивающей работы, основным содержанием которой, являются мероприятия, направленные на обучение специалистов теоретическим основам понятий о стрессе, эмоциональном интеллекте, СЭВ, о копинг-стратегиях (совладающем поведении), а так же обучении осознавания и принятию своего эмоционального состояния, нейтрализация негативных эмоций.

Психологическими средствами, которые входят в коррекционно-развивающую работу по предупреждению СЭВ являются: дискуссионные методы, тестирование, план лекций, специальные упражнения.

 

fluffox[email protected]gmail.com

Список литературы

 

1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2005.

2.Асаул А.Н. Экономика недвижимости [Текст] / Асаул А.Н. - 2-е изд. – СПб. – 2007. – 624 с.

3.Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России [Текст] / Балабанов И.Т. – М.: Финансы и статистика – 2008 – 194 с.

4.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/ – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 528 с

5.Выготский Л. С. Собрание сочинений : в б т. / Л. С. Выготский/ — М. : Педагогика, 2008. - Т. б. - 564 с.

6.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе/ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. —

7.Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59

8.Российская Гильдия Риэлторов // URL: http://www.rgr.ru/

 

 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Синдром эмоционального выгорания. Не выгорающие личности.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональный потенциал
  • Диагностика и лечение эмоционального выгорания для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Эмоциональный интеллект как основа профессиональной компетентности сотрудника УИС
  • Почему возникает синдром эмоционального выгорания и как с ним справиться.
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • Как развивать эмоциональный интеллект - осознание собственных эмоций
  • Диагностика и лечения эмоционального выгорания живописными картинами по программе МИРОТОК для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Влияние эмоционального интеллекта на пищевое поведение и набор лишнего веса.
  • Эмоциональный интеллект и управление судьбой
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Как использовать эмоциональный интеллект и отстаивать свои интересы. Злость и защита границ.
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Психологическая помощь и синдром эмоционального выгорания
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать.
  • Кинотренинг. Образная диагностика уровня эмоционального выгорания
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Фазы синдрома эмоционального выгорания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь