10 этажей эмоционального интеллекта

10 этажей эмоционального интеллекта

Про состояние ЭИ в России можно прочитать здесь  

А про основные задачи развития EQ здесь 

В текущей статье хотелось бы уделить внимание конкретному плану развития Эмоционального интеллекта. 

Для этого, давайте представим весь объем знаний эмоционального интеллекта в виде этакого 10-этажного здания. Каждый этаж этого здания будет полноценным строением. При этом, приобретая навыки отдельно взятого этажа, вы получаете возможность их сразу же применять на практике. И ваше эмоциональное состояние будет меняться. Но чем больше вы освоите этажей, тем ваши способности к управлению эмоциями будут более совершенными и эффективными. Все те навыки, которые будут описаны ниже не являются 100% авторскими или принадлежащими к какому-то конкретному направлению психотерапии. Это микс, который собирался специально для целей эффективного обращения с эмоциями и чувствами человека.

Этаж 1й. Умение понимать суть эмоций. 

Языки начинаются с азбуки, математика с таблицы умножения, химия – с таблицы Менделеева, а ЭИ начинается с эмоциональной карты. Эмоциональная карта – это сгруппированные наборы эмоций с четкими определениями (смыслом), описанием ощущений,  образов и мыслей характерных для тех или иных эмоций.

Пример. Гнев, радость, печаль, вина, одиночество. Я на 100% уверен, что все эти слова вам хорошо известны. И вы «понимаете» их смысл. Точней – вам кажется, что вы его понимаете. На самом деле, у вас есть лишь образное представление об этих эмоциях. И оно значительно отличается от подобного представления у ваших близких, коллег, знакомых или клиентов. Можете проверить. Прямо сейчас попробуйте дать определение описанным выше эмоциям в одно предложение. При этом сделайте определение достаточно простым и точно отражающим суть эмоции. Плюс, при определении эмоций исключите описательные явления и метафоры. И тогда вы, что называется на собственной шкуре поймете чем отличается ржавчина на капоте от реального определения коррозии металла.  И да, еще не забудьте подумать о том, как с этим же заданием справятся люди без вашего опыта и образования.    

Этаж 2й. Умение понимать мотивы эмоций.  

Каждое чувство человека содержит в себе 3 важнейшие компоненты: смысл (тот, что был озвучен как 1й этаж EQ), энергетический  заряд и подсказку относительно того, в каком направлении ваше подсознании рекомендует вам действовать в ближайшую секунду вашей жизни. Вот эта самая подсказка, или мотив эмоции и является сутью второго этажа ЭИ.

Для чего вам нужно знать мотивы эмоций? Давайте возьмем любую нересурсную (то есть – неприятную и плохо переносимую среднестатистическим человеком) эмоцию. Например, гнев, страх или вину. Что делает большинство людей с этими эмоциями? Называет их «плохими», «негативными». Обзывает стрессом, депрессией или плохим настроением.  Или же и вовсе старается вытеснить из сознания, потому как они «заставляют страдать» или так велят социальные предписания. Но единицы (в %) стремятся сознательно (или чаще – интуитивно) следить за тем, о чем подсказывают эмоции. Ведь знание о том, что видит в ситуации свое подсознание, как минимум, расширяет ваши возможности.     

Этаж 3й. Умение фокусироваться на своих эмоциях.

Важное утверждение – «человек НЕ любит фокусироваться на своих эмоциях». По самым разным причинам. Эмоции современного человека стали очень сложным инструментом (это уже не сигналы типа  «беги или дерись»). Это и субъективное ощущение страдания от нересурсных эмоций. Это и навязанное утверждение о том, что «в эмоциях нет ничего разумного». Это и  банальное неумение пользоваться своими эмоциями на полную катушку. Добавьте сюда соус из психологических защит, и вы получите четкое понимание того, откуда вообще берутся феномены «алекситимии», «эмоционального накручивания» и неврозов.  

Вспомните сами любую сложную для вас эмоциональную ситуацию. Что вас заставляло напрягаться больше всего? Суетливый бег мыслей, которые словно молекулы газа в модели броуноского движения хаотично стучат в закрытой комнате вашего сознания, и никак не могу найти выход. Ощущение беспомощности от осознания того, что вы сами не можете решить ситуацию (притом желательно быстро, эффективно и приемлемо для окружающих). Тщетное перебирание фактов на предмет поиска причинно-следственной связи в ситуации. Всех подобных переживаний можно избежать за счет навыка фокусирования на эмоциях. Ведь осознание эмоции дает возможность найти выход из ситуации, опираясь на опыт вашего подсознания – намного более широкий и богатый, чем опыт вашего сознания.

Этаж 4й. Умение пересказывать свои эмоции другому человеку. 

Возможности человека разумного во многом упираются в его способность обмениваться информацией со своим социальным окружением. Притом речь идет не о сухом обмене познавательными данными (для этого можно запросто использовать механические носители информации), а именно об эмоциональном обмене. Накидайте сейчас список отношений, где требуется обмен эмоциями! Отношения коллег, начальника и подчиненного, друзей, семьи, покупателей и продавцов, клиентов и обслуживающего персонала, лидеров и ведомых…Этот список можно продолжать бесконечно.

Но есть большое и жирное «НО». Большинство людей учат лишь этикету и вежливости – то есть умению мягко преподносить или активно скрывать свои эмоции. А вот умению выражать свои эмоции учат, разве что, на театральном помосте. Задумайтесь вот над каким примером. Один из показателей функционально здоровой семьи – это умение обмениваться любыми эмоциями со своим партнером так, чтобы от этого не страдали отношения. То есть о здоровой семье можно говорить тогда, когда вы можете преподнести своим близким презрение, гнев, страх, одиночество, скуку и т. д. по списку. Преподнести БЕЗ страха, что от вашего действия отношения развалятся. А учат ли этому людей массово? Вопрос риторический.     

Этаж 5й. Умение фильтровать эмоции.

Если вы хоть раз в жизни вращали ручку уменьшения громкости на музыкальном центре или курсором мышки уменьшали звук на компьютере, то вам будет легко понять метафору фильтрования эмоций. Ее суть – это умение  уменьшать интенсивность ваших эмоций тогда, когда они мешают диалогу с окружающими или вашему внутреннему монологу с самим собой. Именно уменьшать, а не выключать. Ведь отключить эмоции можно единственным способом – пустить себе пулю в лоб. Чего я вам категорически не рекомендую:).

 А вот изменять интенсивность эмоций вполне реально. Но тут требуется важное дополнение – текущий этаж ЭИ подразумевает именно уменьшение интенсивности переживания, а не попытки отключить эмоцию – ведь в последнем случае вы теряете ту энергию, которую в себе несет эмоция, и лишаете себя возможности ориентироваться в ситуации, опираясь на что-либо кроме ограниченного по ресурсам сознания.

Стоит отметить, что первые 5 этажей эмоционального интеллекта – это место обитания тех навыков, которые не позволяют влиять на первопричину возникновения эмоций. Но меняют интенсивность переживания, делают его понятным и доступным для сознательной обработки.

Следующие 5 этажей (во избежание громоздкости)  я опишу уже в следующей статье. А пока у Вас есть возможность поделиться Вашим видением того, насколько описанные выше уровни навыков управления эмоциями первичны. То есть, стоит ли учиться управлению своими эмоциями с них, или же есть какие-либо  другие пласты первично полезных знаний. Буду благодарен Вам за обратную связь. 

Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь 

Ну курс "Развитие эмоциональной устойчивости можно попасть тут >>>> 

 Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи: 

                 



Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • Эмоции под контроль (техника по управлению эмоциями)
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Развитие эмоций - умение распознать и дать название своему эмоциональному состоянию
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Что есть эмоция? Карта эмоций
  • Во власти эмоций или власть над эмоциями
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций. Подавленные эмоции
  • Почему мы не проживаем эмоции. Чать II. Деструктивные способы проживания эмоций
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Кто Кем управляет: мы эмоциями ИЛИ эмоции нами?
  • 10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.
  • Эмоции и деньги - разве есть связь?
  • Есть ли польза от негативных эмоций?
  • Разоблачение мифов об эмоциях. Миф 3. Лучше жить без эмоций
  • Я не управляю эмоциями – эмоции управляют мной! Пограничное расстройство, ч.4.
  • Жизнь на эмоциях или эмоции для жизни
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Ёлочка эмоций - техника анализа эмоционального состояния.
  • Эмоции, как они есть. Есть и переваривать.
  • Мои родители нормальные, или какие эмоции можно считать легальными?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь