|
10 этажей эмоционального интеллектаАвтор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Про состояние ЭИ в России можно прочитать здесь А про основные задачи развития EQ здесь В текущей статье хотелось бы уделить внимание конкретному плану развития Эмоционального интеллекта. Для этого, давайте представим весь объем знаний эмоционального интеллекта в виде этакого 10-этажного здания. Каждый этаж этого здания будет полноценным строением. При этом, приобретая навыки отдельно взятого этажа, вы получаете возможность их сразу же применять на практике. И ваше эмоциональное состояние будет меняться. Но чем больше вы освоите этажей, тем ваши способности к управлению эмоциями будут более совершенными и эффективными. Все те навыки, которые будут описаны ниже не являются 100% авторскими или принадлежащими к какому-то конкретному направлению психотерапии. Это микс, который собирался специально для целей эффективного обращения с эмоциями и чувствами человека. Этаж 1й. Умение понимать суть эмоций. Языки начинаются с азбуки, математика с таблицы умножения, химия – с таблицы Менделеева, а ЭИ начинается с эмоциональной карты. Эмоциональная карта – это сгруппированные наборы эмоций с четкими определениями (смыслом), описанием ощущений, образов и мыслей характерных для тех или иных эмоций. Пример. Гнев, радость, печаль, вина, одиночество. Я на 100% уверен, что все эти слова вам хорошо известны. И вы «понимаете» их смысл. Точней – вам кажется, что вы его понимаете. На самом деле, у вас есть лишь образное представление об этих эмоциях. И оно значительно отличается от подобного представления у ваших близких, коллег, знакомых или клиентов. Можете проверить. Прямо сейчас попробуйте дать определение описанным выше эмоциям в одно предложение. При этом сделайте определение достаточно простым и точно отражающим суть эмоции. Плюс, при определении эмоций исключите описательные явления и метафоры. И тогда вы, что называется на собственной шкуре поймете чем отличается ржавчина на капоте от реального определения коррозии металла. И да, еще не забудьте подумать о том, как с этим же заданием справятся люди без вашего опыта и образования. Этаж 2й. Умение понимать мотивы эмоций. Каждое чувство человека содержит в себе 3 важнейшие компоненты: смысл (тот, что был озвучен как 1й этаж EQ), энергетический заряд и подсказку относительно того, в каком направлении ваше подсознании рекомендует вам действовать в ближайшую секунду вашей жизни. Вот эта самая подсказка, или мотив эмоции и является сутью второго этажа ЭИ. Для чего вам нужно знать мотивы эмоций? Давайте возьмем любую нересурсную (то есть – неприятную и плохо переносимую среднестатистическим человеком) эмоцию. Например, гнев, страх или вину. Что делает большинство людей с этими эмоциями? Называет их «плохими», «негативными». Обзывает стрессом, депрессией или плохим настроением. Или же и вовсе старается вытеснить из сознания, потому как они «заставляют страдать» или так велят социальные предписания. Но единицы (в %) стремятся сознательно (или чаще – интуитивно) следить за тем, о чем подсказывают эмоции. Ведь знание о том, что видит в ситуации свое подсознание, как минимум, расширяет ваши возможности. Этаж 3й. Умение фокусироваться на своих эмоциях. Важное утверждение – «человек НЕ любит фокусироваться на своих эмоциях». По самым разным причинам. Эмоции современного человека стали очень сложным инструментом (это уже не сигналы типа «беги или дерись»). Это и субъективное ощущение страдания от нересурсных эмоций. Это и навязанное утверждение о том, что «в эмоциях нет ничего разумного». Это и банальное неумение пользоваться своими эмоциями на полную катушку. Добавьте сюда соус из психологических защит, и вы получите четкое понимание того, откуда вообще берутся феномены «алекситимии», «эмоционального накручивания» и неврозов. Вспомните сами любую сложную для вас эмоциональную ситуацию. Что вас заставляло напрягаться больше всего? Суетливый бег мыслей, которые словно молекулы газа в модели броуноского движения хаотично стучат в закрытой комнате вашего сознания, и никак не могу найти выход. Ощущение беспомощности от осознания того, что вы сами не можете решить ситуацию (притом желательно быстро, эффективно и приемлемо для окружающих). Тщетное перебирание фактов на предмет поиска причинно-следственной связи в ситуации. Всех подобных переживаний можно избежать за счет навыка фокусирования на эмоциях. Ведь осознание эмоции дает возможность найти выход из ситуации, опираясь на опыт вашего подсознания – намного более широкий и богатый, чем опыт вашего сознания. Этаж 4й. Умение пересказывать свои эмоции другому человеку. Возможности человека разумного во многом упираются в его способность обмениваться информацией со своим социальным окружением. Притом речь идет не о сухом обмене познавательными данными (для этого можно запросто использовать механические носители информации), а именно об эмоциональном обмене. Накидайте сейчас список отношений, где требуется обмен эмоциями! Отношения коллег, начальника и подчиненного, друзей, семьи, покупателей и продавцов, клиентов и обслуживающего персонала, лидеров и ведомых…Этот список можно продолжать бесконечно. Но есть большое и жирное «НО». Большинство людей учат лишь этикету и вежливости – то есть умению мягко преподносить или активно скрывать свои эмоции. А вот умению выражать свои эмоции учат, разве что, на театральном помосте. Задумайтесь вот над каким примером. Один из показателей функционально здоровой семьи – это умение обмениваться любыми эмоциями со своим партнером так, чтобы от этого не страдали отношения. То есть о здоровой семье можно говорить тогда, когда вы можете преподнести своим близким презрение, гнев, страх, одиночество, скуку и т. д. по списку. Преподнести БЕЗ страха, что от вашего действия отношения развалятся. А учат ли этому людей массово? Вопрос риторический. Этаж 5й. Умение фильтровать эмоции. Если вы хоть раз в жизни вращали ручку уменьшения громкости на музыкальном центре или курсором мышки уменьшали звук на компьютере, то вам будет легко понять метафору фильтрования эмоций. Ее суть – это умение уменьшать интенсивность ваших эмоций тогда, когда они мешают диалогу с окружающими или вашему внутреннему монологу с самим собой. Именно уменьшать, а не выключать. Ведь отключить эмоции можно единственным способом – пустить себе пулю в лоб. Чего я вам категорически не рекомендую:). А вот изменять интенсивность эмоций вполне реально. Но тут требуется важное дополнение – текущий этаж ЭИ подразумевает именно уменьшение интенсивности переживания, а не попытки отключить эмоцию – ведь в последнем случае вы теряете ту энергию, которую в себе несет эмоция, и лишаете себя возможности ориентироваться в ситуации, опираясь на что-либо кроме ограниченного по ресурсам сознания. Стоит отметить, что первые 5 этажей эмоционального интеллекта – это место обитания тех навыков, которые не позволяют влиять на первопричину возникновения эмоций. Но меняют интенсивность переживания, делают его понятным и доступным для сознательной обработки. Следующие 5 этажей (во избежание громоздкости) я опишу уже в следующей статье. А пока у Вас есть возможность поделиться Вашим видением того, насколько описанные выше уровни навыков управления эмоциями первичны. То есть, стоит ли учиться управлению своими эмоциями с них, или же есть какие-либо другие пласты первично полезных знаний. Буду благодарен Вам за обратную связь. Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь Ну курс "Развитие эмоциональной устойчивости можно попасть тут >>>> Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|