ЁЛОЧКА ЭМОЦИЙ - анализируем эмоциональное состояние вместе с Котейкой (используется колода матафорических карт "КОТЕЙКА")
Скоро - скоро Новый год! Пора наряжать Ёлочку! Вот и наш Котейка занялся Ёлочкой. Но не простой, а ЁЛОЧКОЙ ЭМОЦИЙ . А сделал он это так:
Чтобы помочь вам разобраться с какими чувствами и эмоциями прожил ребенок этот год, чтобы понять его состояние и потребности сейчас, наш Котейка попросил у ребят (или индивидуальная работа) нарядить Ёлочку своими эмоциями и чувствами! Работать можно индивидуально или группой.
1. Просим ребенка выбрать 10 карт с вопросом (если детей много, то просим их записать номера выбранных карт на листочке):
- У тебя целый год за плечами. Вспомни его самые веселые моменты и выбери 5 карт на которых Котейка похож на тебя ,когда ты был собой доволен. (Если ребенок затрудняется, не торопите его. Он может выбрать меньшее количество карт, либо выбрать их потом.)
- А теперь, вспомни, когда что-то не получалось или расстраивало тебя – каким ты был ? Найди таких Котеек.
2. Всего должно получится 10 карт. Если что-то смущает и не получается, можем предложить выбрать чуть позже. Карт тоже может быть не равное количество. Вполне возможно, что отрицательны эмоций может быть больше и наоборот.
3. Перед нами новогодняя Ёлочка. Но она не простая. Её нужно украсить нашими эмоциями и чувствами.
Предложите ребенку представить, что каждая выбранная карта – это хрустальный шарик с картинкой эмоций и чувств.
- Давай, развесим эти «шарики на Ёлочке чувств и эмоций»!
Вы даете это сделать САМОСТОЯТЕЛЬНО!. Без подсказок. Если работаете индивидуально, можно разложить карты у каждого шарика, если группой – написать номер карты в шарике. Ели есть желание , подготовьте сканы из «шариков » с изображением карт.
4. Если какой-то шарик остался пустым, еще раз пытаемся найти образ « +» или «-» в оценке своего эмоционального состояния за прошедшее время - делает ребенок сам.
5. Когда все готово, психолог мысленно «накладывает » на елочку пятиступенчатую пирамиду Маслоу. (картинка из открытых источников интернета,без указания авторства)
И начинает беседу, опираясь на расположение «шариков» в пирамиде Маслоу.
Здесь задаются вопросы и внимательно слушаются ответы. Психолог делает выводы об уровнях удовлетворенности ребенка и его потребностях во всех "областях " его жизни. (Анализ через беседу.)
6. В завершении можно выбрать ресурсную карту и расположить ее на месте «звезды» с вопросом:
- Давай представим, что сегодня уже новогодняя ночь. И мы можем загадать желание! Выбери того Котейку, которым ты хочешь быть в следующем году. Расскажи о нем. Хочешь ли ты быть таким? Загадаем это желание? Оно обязательно сбудется!
Вот такая несложная игра даст вам полное представление об эмоциональном состоянии ребенка, его ресурсах и потребностях.
В основу игры положена авторская методика психолога Ольги Хребодаровой – «Дерево ценностей»
Еще больше интересного об эмоциях и чувствах здесь - https://www.facebook.com/groups/1606547992778457/