|
10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.Автор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Первую часть статьи можно прочитать и прокомментировать здесь Этаж 6й. Умение использовать стратегии эмоционального выхода. Стратегии эмоционального выхода – это формулы. То есть – конкретные поведенческие и речевые стратегии, которые направлены уже не только на уменьшение интенсивности переживания, но и на последовательное движение в сторону реализации эмоционального посыла (того самого, что тренируется на втором этаже эмоционального интеллекта). Например, вы испытываете гнев на человека, который находится рядом с вами. Допустим, он с вам спорит. Само по себе наличие гнева означает то, что поведение этого человека мешает реализации каких-то ваших потребностей. Так как в этот момент, обычно, сложно сконцентрироваться на своих потребностях (и не только их озвучить, но и понять бывает ох как не просто), то навыки EQ помогают вам настроить свое поведение и речь таким образом, чтобы изменить поведение другого человека или ситуацию. То есть обеспечить вам ощущение того, что ваши границы не нарушаются. Пусть такие формулы не реализуют вашу исходную потребность – но они убирают ощущение препятствия на вашем пути. И, соответственно, убирают и нересурсную эмоцию. Этаж 7й. Умение управлять эмоциональными шаблонами. Так уж заведено у человека, что большинство его проблемных эмоциональных ситуаций имеют свойство повторяться. С теми же людьми, в тех же обстоятельствах и с теми же последствиями. Это связано с особенностями организации человеком пространства вокруг себя в семье, на работе, в процессе достижения целей. Ведь, чаще всего, человек использует одни и те же поведенческие стратегии (для упрощения своей жизни). А любой шаблон, по определению, не может (и не должен) соответствовать всем возможным жизненным ситуациям. Отследив свои эмоции на некотором протяжении времени, можно выделить определенные группы людей (значимые, близкие, неблизкие, случайные) и явлений, с которыми у вас связаны ваши эмоции. Совместив же эти наблюдения с формулами эмоционального реагирования, вы получаете шанс нивелировать эмоциональные перегрузки. Важно уточнить, что эмоциональные формулы, по сути, тоже являются шаблонами. Но их использование целесообразно именно при наличии очагов эмоционального напряжения. Которое они снимают, и за счет этого меняют ваше эмоциональное состояние. То есть эмоциональные формулы не строят ваши отношения с людьми и не обеспечивают ваш успех – они создают для этого эмоциональные условия. Все – таки с уверенностью достигать цели проще, чем в гневе или страхе… Этаж 8й. Умение получать обратную связь. Под умением получать обратную связь понимается способность во время диалога с другим человеком получить информацию о том, что этот человеком испытывает к вам. Или же умение спросить о том, что этот человек понял о вашем состоянии. Теоретически очень простые навыки, которые можно уместить буквально в несколько простых вопросов. На практике же выясняется, что собирать обратную связь – дело не из легких. Во-первых, люди сами плохо разбираются в своих эмоциях и чувствах, а потому им тяжело вам сообщить то, в чем они плохо разбираются. Во-вторых, если человек в чем-то плохо разбирается, то, зачастую, этот факт он воспринимает как собственную слабость, и тем самым еще больше снижает вероятность своей открытости. Далее, многие люди сами эмоции считают слабостью и потому не готовы о них говорить. Еще больше ситуация осложняется тем, что потребность в прояснении эмоциональных отношений обычно возникает на высоте эмоциональных ситуаций. А кто сказал, что другой человек владеет навыками эмоционального интеллекта также хорошо, как вы?!? J. Если же нужно получить информацию по вашему состоянию – тот тут выходит еще один подводный камень – окружающие люди могут плохо или ошибочно воспринимать ваши эмоции в момент собственной эмоциональной вовлеченности. Добавьте сюда эгоистическую заинтересованность в следовании собственным потребностям. И на выходе вы получите понимание того, почему так сложно получить от окружающих качественную эмоциональную обратную связь. Этаж 9й. Умение демонстрировать и адаптировать свои эмоции под конкретные задачи. Вот это уже высший пилотаж. Речь на этом этаже ЭИ идет о том, чтобы знать и уметь какие эмоции, как и когда показывать окружающим, чтобы добиваться от них изменения поведения. Этот навык лежит в основе лидерства, мотивации персонала, воспитания детей, активных продаж, конфликтологии, мозговых штурмов, преподавания…Список можно продолжать очень долго. Если же говорить обобщенно, 9й этаж – это этаж как умелого манипулирования собственными эмоциями и эмоциями окружающих, так и этаж защиты от манипуляции окружающих людей. С одной стороны – это чрезвычайно полезные навыки. А с другой стороны – это еще и весьма спорные навыки с точки зрения социальной морали. Ведь идеальные манипуляторы – это социопаты. Так что тут человек развивается исходя из своих собственных представлений о «правильном» векторе развития. Этаж 10. Экстренная самопомощь К последнему этажу эмоционального интеллекта относятся навыки быстрого устранения эмоционального напряжения по типу блокирования эмоционального переживания. Это самый простой (в плане освоения) набор навыков, но последним он изучается в силу того, что не учит взаимодействовать с причинами возникновения эмоций. Нужен же он как неотложная помощь в ситуациях, когда вам некогда подключать свои мозги или мозги отчаянно не хотят работать. Это полезно при тревожно-фобических расстройствах, в работе с гневом, в стрессовых ситуациях, при ПТСР, и в любой повседневной ситуации, где необходимо удержать себя в руках. Эти навыки сдерживания, а не управления. Но они тоже нужны. Если вы считаете, что в структуре эмоционального интеллекта есть место еще для каких-либо групп навыков – буду рад и благодарен услышать ваше мнение. Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|