Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.

Автор статьи: Яна Дунаева

Программа развития Эмоционального Интеллекта EI в подростковом возрасте

Данная программа базируется на концепции, что Эмоциональный Интеллект , далее по тексту ЭИ, отражает единство аффективных и интеллектуальных процессов. Основная роль отводится развитию ментальных способностей, которые помогают осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, а также практических навыков управления ими.

Все обучение необходимо проводить преимущественно в игровой форме – через реальное проигрывание проблемных ситуаций, преодоления трудностей  и поиска прогрессивных решений посредством управления своим эмоциональным состоянием и состоянием партнера, через создание эффективных межличностных коммуникаций, сотрудничество для достижения поставленных целей.

Для поставленных задач прекрасно подойдут:

- элементы индивидуальной и групповой психотерапии (арттерапия, гештальт-подход, психодрама);

- коучинг;

- тренинг (социально-психологический тренинг, мозговой штурм, аутотренинг, дыхательные упражнения);

- совместная деятельность, особенно совместная творческая деятельность;

- Игровая деятельность, в том числе: игротерапия, коммуникативные, ролевые, имитационные игры.

И другие методы. 

Программа рассчитана на 12 тем-занятий, каждое из которых целесообразно проводить один раз в неделю. Занятия проводятся в группе не менее 6 и не более 12 человек. Программа ориентирована прежде всего на подростков от 12 до 16 лет, но может быть использована и для других возрастных категорий с незначительными корректировками в игровых заданиях. 

Программа разработана мною и не претендует на единственно возможную, идея и концепция может быть развита далее. Например, допустимо дополнить или заменить некоторые темы заданиями, направленными на Профориентацию и Формирование позитивного образа будущего каждого участника.

Программа развития Эмоционального интеллекта

12 основных тем-занятий

1-е занятие ЗНАКОМСТВО. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

Знакомство (через игру). Хорошо работает для этой цели игра - ассоциация: необходимо назвать слово (животное, растение и пр) на первую букву своего имени. Например: Олег - Орел, и так далее. Каждый последующий участник называет сначала тех, кто уже назвал себя свое имя и ассоциацию, а затем называет себя. Как результат -  все быстро знакомятся и запоминают имена друг друга.

Задача: познакомить участников друг с другом и донести основную цель обучающего курса. Определить уровень ЭИ.

Понятие ЭИ. Определение уровня выраженности ЭИ с помощью тестовой методики MSCEIT и опросника Bar-On EQ-i.

Обратная связь – делимся впечатлениями.

2-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА-1.

Разминка, делимся новостями

Задача: Знакомство с понятием эмоций чувств и их предназначением, позитивные и негативные, отличия от чувств. (по Изарду – 8 пар)

Изучаем на практике через игру  первые четыре пары:

 Удовольствие - радость

Интерес - возбуждение

Удивление - испуг

Горе – страдание

Делимся впечатлениями. ДЗ (например, отследить и записать причины возникновения изученных эмоций в течение недели)

3-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА-2.

Разминка, новости, ДЗ

Задача: Знакомство со следующими четырьмя парами эмоций:

Гнев - ярость

Страх - ужас

Отвращение - омерзение

Стыд – унижение

Делимся впечатлениями, ДЗ

4-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ.

Разминка, новости, ДЗ

Задача: Сформировать навык управления своими эмоциональными состояниями и отработать его на практике.

Способы управления эмоциями, на примерах, в игровой форме, все проигрываем.

Делимся впечатлениями. ДЗ (например, значимую эмоцию отследить и применить полученные знания (навык)

5-е занятие. САМОПОЗНАНИЕ. СОБСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.

Разминка. Новости. ДЗ.

Задача: развить такие качества, как: Самооценка и адекватность, уверенность в себе, воодушевление, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждый получает индивидуальное задание, творческое. Для более глубокого познания себя и раскрытия своих способностей.

Делимся впечатлениями. ДЗ.

6-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. ПОЗНАНИЕ ПАРТНЕРА.

Разминка, новости, ДЗ

Задача: научиться наиболее точно определять эмоциональное состояние другого человека по характерным признакам.

Повторяем изученные эмоции и учимся определять эмоции у другого по выражению лица, положению тела и другим признакам, работы в парах, по сценарию и импровизация. Групповая работа.

Выводы. Делимся впечатлениями. ДЗ

7-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАЦИЯ.

Разминка, новости, ДЗ

Задача: научится грамотно и эффективно выстраивать межличностную коммуникацию для достижения поставленных целей.

Моделируем проблемную ситуацию на основании выданных заданий (или по возникающей потребности у участников), определяем эмоции у участников конфликта и учимся эффективно взаимодействовать, управлять состоянием другого человека.

Анализ. Обмен впечатлениями. Работа над ошибками. ДЗ.

8-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. КОНФЛИКТЫ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ.

Разминка. Новости. ДЗ.

Задача: Научиться решать конфликты, используя такие качества, как эмпатия и социальная ответственность. Изучить, сформировать, закрепить.

Обмен впечатлениями. ДЗ.

9-е занятие. СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ.

Разминка, новости, ДЗ.

Задача: развить и сформировать такие качества, как гибкость поведения, социальная чуткость, способность решать проблемы, связь с реальностью, способность быть в состоянии  «здесь и сейчас».

Обмен впечатлениями, ДЗ.

 10-е занятие. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ

Разминка, новости. ДЗ.

Задача: Развить устойчивость к стрессовым ситуациям, умение контролировать импульсивность, освоить способы управления гневом и восстановления после стрессовых ситуаций.

Обратная связь, ДЗ.

11-е занятие. СПОСОБНОСТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ.

Разминка, новости, ДЗ.

Задача: освоить и развить навыки эффективного взаимодействия с группами людей, в том числе: Способности оказывать влияние на других, проявлять качества лидера, умения делегировать обязанности, самостоятельно принимать решения, умение вести за собой людей, воодушевлять.

Обмен впечатлениями. ДЗ.

12-е занятие. СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ/КВЕСТ

ИТОГИ.

Задача: резюмировать и применить на практике полученные знания и умения.

Данное занятие можно провести в одном  из двух форматов:

  • Социально-психологический тренинг. Опираясь на полученные знания и сформированные навыки, участники могут принять участие в тренинге, где в полной мере смогут их применить под руководством наставника-тренера.

ИЛИ

  • КВЕСТ. По составленному сценарию участникам будет предложено разыграть действия, в которых будет необходимость применить на практике полученные знания и навыки.

Определение уровня ЭИ. Сравнение результатов с первоначальными. Обмен впечатлениями.

Как показывает практика, очень хорошо работает проведение тестов на определение уровня ЭИ у родителей подростков перед началом тренинга и в завершении его проведения. Хотя, есть мнение, что уровень ЭИ у взрослых людей априори выше, чем у детей и подростков. 

Хороших тренировок!



Просмотров: 810
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Повышение уровня уверенности в себе через занятие спотром
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • Авторская программа по арттерапии "Страна волшебшых красок" (занятие 4)
  • Авторская психокоррекционная программа по арттерапии "Страна волшебных красок" (занятие 1)
  • Авторская психокоррекционная программа по арттерапии "Страна волшебных красок" (занятие 6)
  • Авторская психокоррекционная программа по арттерапии "Страна волшебных красок" (занятие 5)
  • Авторская психокоррекционная программа по арттерапии "Страна волшебных красок" (занятие 2)
  • Наполнять свою жизнь яркими впечатлениями - легко!
  • Превращаем занятие в увлекательную игру
  • Развивающие занятия для детей 2-3 лет (Занятие 2)
  • Занятие 2 Ловушка для родителей или личная ответственность.
  • Война – очень человечное занятие
  • Разминка для проведения тренинга
  • Развивающее занятие для детей 2-3 лет
  • Практическое занятие работы с чувственностью.
  • Как найти занятие по душе: 16 вопросов на которые надо ответить
  • Неблагодарное занятие - завоевывать мир
  • Занятие 3 Ребенок - это Другой.
  • Как найти своё занятие?
  • Занятие 1 Безусловное принятие
  • Почему самоанализ - бесполезное занятие?
  • Как выбрать ребёнку занятие по душе.
  • Отцовство как наиважнейшее занятие для мужчин
  • Как превратить ремонт в квартире в увлекательное занятие?
  • Познание себя происходит через другого...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь