|
Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.Автор статьи: Яна Дунаева
Данная программа базируется на концепции, что Эмоциональный Интеллект , далее по тексту ЭИ, отражает единство аффективных и интеллектуальных процессов. Основная роль отводится развитию ментальных способностей, которые помогают осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, а также практических навыков управления ими. Все обучение необходимо проводить преимущественно в игровой форме – через реальное проигрывание проблемных ситуаций, преодоления трудностей и поиска прогрессивных решений посредством управления своим эмоциональным состоянием и состоянием партнера, через создание эффективных межличностных коммуникаций, сотрудничество для достижения поставленных целей. Для поставленных задач прекрасно подойдут: - элементы индивидуальной и групповой психотерапии (арттерапия, гештальт-подход, психодрама); - коучинг; - тренинг (социально-психологический тренинг, мозговой штурм, аутотренинг, дыхательные упражнения); - совместная деятельность, особенно совместная творческая деятельность; - Игровая деятельность, в том числе: игротерапия, коммуникативные, ролевые, имитационные игры. И другие методы. Программа рассчитана на 12 тем-занятий, каждое из которых целесообразно проводить один раз в неделю. Занятия проводятся в группе не менее 6 и не более 12 человек. Программа ориентирована прежде всего на подростков от 12 до 16 лет, но может быть использована и для других возрастных категорий с незначительными корректировками в игровых заданиях. Программа разработана мною и не претендует на единственно возможную, идея и концепция может быть развита далее. Например, допустимо дополнить или заменить некоторые темы заданиями, направленными на Профориентацию и Формирование позитивного образа будущего каждого участника. Программа развития Эмоционального интеллекта 12 основных тем-занятий 1-е занятие ЗНАКОМСТВО. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Знакомство (через игру). Хорошо работает для этой цели игра - ассоциация: необходимо назвать слово (животное, растение и пр) на первую букву своего имени. Например: Олег - Орел, и так далее. Каждый последующий участник называет сначала тех, кто уже назвал себя свое имя и ассоциацию, а затем называет себя. Как результат - все быстро знакомятся и запоминают имена друг друга. Задача: познакомить участников друг с другом и донести основную цель обучающего курса. Определить уровень ЭИ. Понятие ЭИ. Определение уровня выраженности ЭИ с помощью тестовой методики MSCEIT и опросника Bar-On EQ-i. Обратная связь – делимся впечатлениями. 2-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА-1. Разминка, делимся новостями Задача: Знакомство с понятием эмоций чувств и их предназначением, позитивные и негативные, отличия от чувств. (по Изарду – 8 пар) Изучаем на практике через игру первые четыре пары: Удовольствие - радость Интерес - возбуждение Удивление - испуг Горе – страдание Делимся впечатлениями. ДЗ (например, отследить и записать причины возникновения изученных эмоций в течение недели) 3-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА-2. Разминка, новости, ДЗ Задача: Знакомство со следующими четырьмя парами эмоций: Гнев - ярость Страх - ужас Отвращение - омерзение Стыд – унижение Делимся впечатлениями, ДЗ 4-е занятие. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ. Разминка, новости, ДЗ Задача: Сформировать навык управления своими эмоциональными состояниями и отработать его на практике. Способы управления эмоциями, на примерах, в игровой форме, все проигрываем. Делимся впечатлениями. ДЗ (например, значимую эмоцию отследить и применить полученные знания (навык) 5-е занятие. САМОПОЗНАНИЕ. СОБСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ. Разминка. Новости. ДЗ. Задача: развить такие качества, как: Самооценка и адекватность, уверенность в себе, воодушевление, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый получает индивидуальное задание, творческое. Для более глубокого познания себя и раскрытия своих способностей. Делимся впечатлениями. ДЗ. 6-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. ПОЗНАНИЕ ПАРТНЕРА. Разминка, новости, ДЗ Задача: научиться наиболее точно определять эмоциональное состояние другого человека по характерным признакам. Повторяем изученные эмоции и учимся определять эмоции у другого по выражению лица, положению тела и другим признакам, работы в парах, по сценарию и импровизация. Групповая работа. Выводы. Делимся впечатлениями. ДЗ 7-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАЦИЯ. Разминка, новости, ДЗ Задача: научится грамотно и эффективно выстраивать межличностную коммуникацию для достижения поставленных целей. Моделируем проблемную ситуацию на основании выданных заданий (или по возникающей потребности у участников), определяем эмоции у участников конфликта и учимся эффективно взаимодействовать, управлять состоянием другого человека. Анализ. Обмен впечатлениями. Работа над ошибками. ДЗ. 8-е занятие. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. КОНФЛИКТЫ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ. Разминка. Новости. ДЗ. Задача: Научиться решать конфликты, используя такие качества, как эмпатия и социальная ответственность. Изучить, сформировать, закрепить. Обмен впечатлениями. ДЗ. 9-е занятие. СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ. Разминка, новости, ДЗ. Задача: развить и сформировать такие качества, как гибкость поведения, социальная чуткость, способность решать проблемы, связь с реальностью, способность быть в состоянии «здесь и сейчас». Обмен впечатлениями, ДЗ. 10-е занятие. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ Разминка, новости. ДЗ. Задача: Развить устойчивость к стрессовым ситуациям, умение контролировать импульсивность, освоить способы управления гневом и восстановления после стрессовых ситуаций. Обратная связь, ДЗ. 11-е занятие. СПОСОБНОСТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ. Разминка, новости, ДЗ. Задача: освоить и развить навыки эффективного взаимодействия с группами людей, в том числе: Способности оказывать влияние на других, проявлять качества лидера, умения делегировать обязанности, самостоятельно принимать решения, умение вести за собой людей, воодушевлять. Обмен впечатлениями. ДЗ. 12-е занятие. СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ/КВЕСТ ИТОГИ. Задача: резюмировать и применить на практике полученные знания и умения. Данное занятие можно провести в одном из двух форматов:
ИЛИ
Определение уровня ЭИ. Сравнение результатов с первоначальными. Обмен впечатлениями. Как показывает практика, очень хорошо работает проведение тестов на определение уровня ЭИ у родителей подростков перед началом тренинга и в завершении его проведения. Хотя, есть мнение, что уровень ЭИ у взрослых людей априори выше, чем у детей и подростков. Хороших тренировок! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|