Авторская психокоррекционная программа по арттерапии "Страна волшебных красок" (занятие 1)

Занятие 1 «Самое начало» из авторской психокоррекционной программы "Страна волшебных красок"

ЗАДАЧА – первичное психодиагностическое обследование, установление эмоционального контакта.

ОБОРУДОВАНИЕ – листы формата А-4, цветные карандаши, краски, музыкальное и мультимедийное сопровождение, мяч.

 

Вступление.

Задача - эмоциональный настрой на занятие.

Детям показываются слайды с изображением предметов для творчества, рисунков детей.

 

Разминка.

Задача – установление эмоционального контакта между участниками.

Игра “Волшебный мяч”

Участники бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя членов группы.

  

Рабочая часть.

1.     Психодиагностическая методика «Цвето-рисуночный тест»

Цель – диагностика психических состояний.

 Перед каждым ребёнком находится лист бумаги с нарисованным квадратом в левой половине и цветные карандаши – красный, жёлтый, синий, голубой, зелёный, чёрный, оранжевый, коричневый, розовый.

Инструкция для детей: «Сейчас квадрат вы раскрашиваете тем цветом, на которое похоже ваше настроение. А на правой стороне листа вы выполняете рисунок вашего настроения, то есть рисуете то, на что оно похоже».

(Приложение 1)

2.     Релаксационное упражнение «Улыбка»

- А теперь немного отдохнём и расслабимся. Устраивайтесь поудобнее и посмотрите наверх – представьте, что вы видите облачко – улыбнитесь ему, а теперь на небе появилась радуга – улыбнитесь ей, а вот пролетает стая птиц – улыбнитесь и им. А теперь посмотрите друг на друга и подарите улыбки каждому.

3.     Проективная методика «Дерево»

Цель -  психодиагностика личности ребёнка.

Детям предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

(Приложение 2)

 

Завершение.

Задача - символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций.

«Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

 

Вопросы для обсуждения:

- Какие принадлежности для творчества вы сегодня увидели?

- А какие мы использовали?

- Как вы думаете, какие качества нужны человеку, чтобы заниматься творчеством?

 

Обратная связь.

На лист ватмана каждый ребёнок приклеивает нарисованный им смайлик, который соответствует степени заинтересованности в занятии.

Приложение 1

Ключ к обработке результатов:

Цвет в квадрате

Примерный рисунок

Состояние (настроение)

Красный

Тетрадь, парта, класс, школьные атрибуты

Активность

Красный и жёлтый

Радуга, новый год, ёлка, мороженое, торт, конфеты, солнце, воздушные шары

Радость

Зелёный

Светофор, машина, телевизор, классная доска, жонглёр в цирке, беговая дорожка

Внимание, сосредоточение

Розовый

Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла

Мечтательность

Чёрный

Дождь, клякса, ученик за партой

Усталость

Оранжевый

Цветы, дети играют, животные, ребёнок помогает взрослому

Дружелюбие, доброжелательность

Жёлтый

Разбитая ваза, ребёнок с мамой

Искренность

Голубой

Душ, бассейн, море

Бодрость

Синий

Скакалка, волейбол, футбол

Азарт

Коричневый

Поле, скорая помощь, ребёнок упал, мама гладит по голове ребёнка

Сочувствие, сострадание

 

 

 

 

Приложение 2

Интерпретация изображения: 

Корни. 

Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам.

 Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.

Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт.

 Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, неуверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Ствол. 

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед.

Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость.

Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего.

Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.

У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.

Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.

Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.

Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.

Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.

Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он неудовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

 

На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми.

Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

 

Ветви. 

Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.

Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.

Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.

Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.

Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.

Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).

Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).

Крона. 

Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.

Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, - осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.

Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.

Крона типа «шкура барашка» - энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.

Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.

Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.

Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.

Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.

Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.

 

Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.

 

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.

 

Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.

Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Ребенок и смерть. Часть 1. Ребенок в зоологическом музее
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ребенок дня, ребенок ночи и цензура любовницы
  • Хороший ребенок - послушный ребенок?..
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Сердитый ребенок, не плохой ребенок
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Ребенок не хочет учиться: причины и возможные пути решения
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Корни и крона: семейные точки опоры
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Ваш ребенок кривляется...Навязчивые движения и тики у детей
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Какие секреты скрывает наш внутренний ребенок?
  • Как быть, если ребенок перестал Вас слушаться?
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь