ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.

ЗАНЯТИЕ 3

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Цель занятия: познакомить учащихся с основными причинами тревожных состояний, возникающих в экзаменационных условиях, и техниками, способствующими снятию напряжения.

Материальное обеспечение: нет.

1.     Обобщение материала предыдущего занятия

2.     Мини-лекция «Стресс и тревожность»

«Наверное, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность – негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве.

Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации – схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают – мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.

Широко известный термин стресс ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса – эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.

Чикагский врач Э. Джекобсон однажды обратил свое внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере рас­слабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала на­прячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой».

«Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит воз­можность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлек­сивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон).

3.     Представление учащимся техник нервно-мышечной релаксации

Ведущий предлагает учащимся выполнить некоторые техники нервно-мышечной релаксации по Джекобсону, направленные на релаксацию и восстановление энергии для продуктивной работы (Приложение 3).

Примеры техник нервно-мышечной релаксации:

Расслабление лица, шеи, плеч и верхней части спины (~5 минут)

«Позвольте всем вашим мышцам освободиться от напряжения и отяжелеть. Устройтесь поудобнее.

 

  • Наморщите лоб, наморщите его сильнее. А теперь перестаньте морщить лоб. Расслабьтесь и разгладьте его. Представьте, что лоб и кожа на голове разглаживаются по мере расслабления.
  • Нахмурьтесь и наморщите брови, ощутите напряжение. Продолжайте напрягать брови и лоб. Снова разгладьте лоб. Теперь закройте глаза. Ваши глаза закрыты, вам удобно и приятно. Обратите внимание на ощущение расслаб­ленности.
  • Сожмите челюсти и стисните зубы. Изучите напряжение в челюстях. Теперь расслабьте челюсти. Слегка разомкните губы. Ощутите расслабление.
  • Плотно прижмите язык к нёбу. Определите место напряжения. Теперь позвольте языку вернуться в его естественное, удобное положение.
  • Сомкните губы так крепко, как можете. Расслабьте губы. Отметьте контраст ощущений при напряжении и расслаблении. Почувствуйте, как расслабляется ваше лицо, лоб, кожа головы, глаза, челюсти, гу­бы, язык, горло. Расслабляетесь все больше и больше.
  • Переходим к мышцам шеи. Запрокиньте голову как можно дальше, чтобы почувствовать напряжение в шее. Поверните голову направо, почувствуйте смену напряжения. Теперь поверните ее налево. Теперь выпрямите и наклоните голову вперед. Подбородок давит на грудь. Теперь позвольте голове вернуться в первоначальное положение и почувствуйте рас­слабление.
  • Пожмите плечами. Сохраните плечи напряженными. Уроните плечи и расслабьтесь. Почувствуйте, как Ваша шея и плечи расслабляются. Теперь снова пожмите плечами и сделайте ими круговое движение.
  • Подвигайте плечами вверх-вниз и вперед-назад. Почувствуйте напряжение в плечах и верхней части спины. Расслабьте плечи. Позвольте расслаблению проникнуть глубоко в ваши плечи и перейти в мышцы спи­ны. Расслабьте шею и горло, челюсти и другие части лица. Ощущение расслабления про­никает все глубже и глубже».

4. Обмен впечатлениями. Обсуждение материала занятия и выдача пакета упражнений



Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • Простые техники релаксации - помощь в состояниях тревоги, напряжения, стресса, при нарушениях сна.
  • Первые шаги преодоления стресса: ощущение «здесь-и-теперь»
  • «Волшебные пластинки» или как не расшибить себе лоб
  • Как сберечь свой лоб на пути к цели.
  • Когда разбаловал партнера, и теперь он воспринимает Ваши усилия как должное…
  • Про лоб
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Снятие псхо-эмоционального напряжения через физическое расслабление мышц. (Инструкция к применению)
  • Жена все знает! Что теперь?
  • Критическая ситуация: стресс - невозможность реализации "витальных" здесь-и-теперь установок.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Болит затылок головы, шея и плечи - психологические причины. Что делать?
  • Теперь книгу можно приобрести.
  • Как же «Мы» теперь без неё, а...
  • «Теперь я первоклашка». Еще раз об адаптации к школе
  • Как проверить себя на уровень напряжения/зажатости? Стресс-тест д-ра Хасая Алиева
  • Я теперь пенсионер. Как не потерять себя?
  • профилактика нервно-психического напряжения у социальных работников
  • Я себя слепила для тебя, любимый...а теперь я это поняла.
  • Пирамида потребностей без фундамента. Как теперь жить?
  • Я сделала выводы, теперь все будет по-другому.
  • Про кризис идентичности: Кто я теперь?
  • Психотерапия. Теперь быстро?
  • ЗОЖ. Теперь вы можете начать действовать.
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь