|
ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.Автор статьи: Львицын Михаил Сергеевич
ЗАНЯТИЕ 3 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель занятия: познакомить учащихся с основными причинами тревожных состояний, возникающих в экзаменационных условиях, и техниками, способствующими снятию напряжения. Материальное обеспечение: нет. 1. Обобщение материала предыдущего занятия 2. Мини-лекция «Стресс и тревожность» «Наверное, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность – негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации – схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают – мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети. Широко известный термин стресс ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса – эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Чикагский врач Э. Джекобсон однажды обратил свое внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере расслабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала напрячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой». «Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит возможность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлексивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон). 3. Представление учащимся техник нервно-мышечной релаксации Ведущий предлагает учащимся выполнить некоторые техники нервно-мышечной релаксации по Джекобсону, направленные на релаксацию и восстановление энергии для продуктивной работы (Приложение 3). Примеры техник нервно-мышечной релаксации: Расслабление лица, шеи, плеч и верхней части спины (~5 минут) «Позвольте всем вашим мышцам освободиться от напряжения и отяжелеть. Устройтесь поудобнее.
4. Обмен впечатлениями. Обсуждение материала занятия и выдача пакета упражнений Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|