|
Как же «Мы» теперь без неё, а...Автор статьи: Гончаров Дмитрий Владимирович
Первое (без названия): Однажды, в одной из телепередач об артистах мне довелось слышать такую историю...
Во время съемок творческий коллектив актеров, состоящий из мужчин, проживал в гостинице и каждое утро они ожидали в холле, когда за ними приедет автобус.
Как обычно, время ожидания заполняли увлеченными обсуждениями «важного»...
И вот через это холл, мимо них, увлеченных интересными разговорами прошла женщина... Она была такая, и прошла так, что все перестали говорить, и все внимание сосредоточили на ней, все важные разговоры рассеялись как туман под утро... Все молчали и были прикованы к её образу, даже когда её уже не было в холле (мужчины, что с них взять)...
Она ушла, а мужчины остались, и возникла затянувшаяся пауза, смысл которой означал, что всем вместе и каждому в отдельности чего-то сильно не хватает...
И тут один, знаменитый актер с сожалением и может быть с горечью, но душевно (актеры умеют выдать нужную интонацию) сказал: «И как же МЫ теперь, без неё, а?»
Это потеря потерь, на десятилетия, да, что там, возможно до конца жизни...
Для человеческого «эго», и для его верного слуги ума это вот то, что нужно...
Потеря как опора в жизни, как способ почувствовать себя активным, живым, удерживающимся, цепляющимся за край скалы, так сказать. А вот выражаясь языком психоанализа - эта дама стала внутренним объектом в отношении которого построена картина приятного всемогущества. И для этой ситуации критика не важна, а личные границы построены произвольно... А от границ реальных пришлось отказаться под давлением принципа удовольствия...
Далее можно рассмотреть очень много различных контекстов (ситуаций), где есть похожая раскрашенная потеря и найти того, кто её сам же и создал. Как же я теперь без него, без неё, без успеха, без здоровья? Без ... и так далее. Как Вы понимаете эти вышеперечисленные вопросы выполнены в свернутой форме... В развернутом виде они будут выглядеть скорее всего так: Как же я теперь без него идеального? Как же я теперь без неё идеальной? Как же я теперь без абсолютного чувства собственной значимости?
Может быть кто-то предложит заменить философский термин «идеальный» на слово «незаменимый» или еще на что-то свое... Да, пожалуйста, у каждого может быть свое слово...Вы думаете я нападаю на идеальное, а вот и нет!
Но мне вот представляется, что термин «идеальный» все таки подходит лучше всего... Только идеальному теперь придется поискать новое место в своей душе Если что-то (кто-то) стало (стал) идеализированным образом (эту тему хорошо раскрыла психоаналитик Карен Хорни), то жить без этого стало проблемой. И остается только страдать... Как же теперь «Я без работы», «Я без машины», и даже «Я без любимой футболки?» Как Вы понимаете идеализированным образом может стать все, что угодно... Само собой время доминирования в психике идеализированного образа зависит от все таки реалистичной значимости предметов ... При наличии здоровой критики, разумеется Вы все еще помните свои первые шорты? Просто здорово, что нет!!!
Притча про монахов: Группа монахов-паломников подошла к броду на горной реке. Поток реки был сильным и мог легко сбить с ног. Рядом с бродом стояла молодая женщина с узелком и страшилась перейти реку в брод. Один из монахов взял её на руки и перенес на другой берег. Она тепло поблагодарила помощника, и он ответил «пожалуйста». Паломники пошли дальше, и через полчаса один из братьев-монахов возмущенно сказал: «Разве ты имел право прикасаться к женщине, ведь согласно твоего статуса, ты не должен был этого делать!» Монах ответил: «Брат, мой, да я взял её на руки, что бы перенести через реку, но потом оставил её на берегу! А ты, её все ещё несешь!»
Второе (тело): И вот теперь зададим простой вопрос, апеллирующий к реальности: «А как же эти вышеперечисленные потери для тела?» А что у каждого человеческого существа может быть реальнее тела?
Давайте вернемся к истории с актерами, в то место, где с таким порывом было сказано: «И как же МЫ теперь, без неё?» Предлагаю отождествиться с участниками этой ситуации. Как только Вы зададите этот простой вопрос и обратитесь к телу, так сразу же начнется процесс заземления в реальность... И разумеется конфликт реального и приятного... В котором приятное никак не хочет уступать …. Но через 5-10 секунд Ваша голова совершит несколько движений влево-вправо, может быть Вы посмотрите вправо, что бы удостовериться не приехал ли автобус, и Вы так и останетесь направленным слегка вправо, ожидая автобуса... Глаза будут совершать движения еще чаще, чем голова... Движения тела против застрявшего ума? Через час Вы не вспомните запаха её духов (потому что не сможете, Вы же не волк). Потом Вы будете работать, сосредотачиваясь на работе, потом будет предвкушение обеда, и наконец сам обед...
Потребности организма, «повседневная поведенческая практика», как говорил Мартин Хайдеггер начнут вытеснять идеальное... Постепенно, тело начнет диктовать нашему распоряжающемуся «эго» свою добрую волю... Обращаться за помощью к телу, как-то в основном, не принято? Но так мы только думаем! А делаем по-другому! Да, обычно большая часть затрудняющихся пытается все обдумать, в лучшем случае прочувствовать. Так продолжайте иметь дело с умом. Изменить это кроме Вас все равно некому? Кое-что можно делать через поведение и сознательно. Так говорят делал, древнегреческий философ Сократ в следующей истории:
Сократ любил ходить по рынку и смотреть различные товары. Он мог подробно разговориться с продавцом про свойства и пользу товара. Но потом ничего не покупал. Продавец спрашивал: «Почему?» На что философ отвечал: «Так много разных и интересных вещей без которых все же можно легко обойтись!»
Третье (сознание):
Только телесного подхода не достаточно. Необходима работа с сознанием. Даже в норме сознание не тождественно бытию. В норме одно сознание не тождественно другому сознанию. А с сознанием следует уметь обходиться.
В самостоятельном режиме через самосознание. Или через расширение сознания в режиме диалога с кем-то внешним. В этой истории про актеров произошло именно расширение застрявшего сознания за счет сознания «не застрявшего»... Так же как и в притче про монахов. Здесь очень важно заметить умеете ли Вы отказываться и терять (отпускать)? Этот жизненный навык так же важен, как способность достигать цели... Было бы неплохо уметь отпускать и терять... Или научиться этому. Очень хорошая, но безопасная практика отпускания «выбросить старые вещи». Вещи, которые еще можно носить, но есть подозрение, что Вы не оденете их никогда, даже на дачу. Это тот самый случай как про монахов-паломников. Отпустить навсегда, это НЕ значит уничтожить, это значит найти старому (привычному, идеализированному) новое место в своей душе! Представление есть, как и было, только оно теперь неидеализированное. Как сказано в Библии: суббота для человека, а не человек для субботы.
Четвертое (сопротивление): Если Вы привязались к чему-то или кому-то, что следовало бы потерять, или отпустить - это не значит, что теперь это не полученное/потерянное надо исключить из жизни или уничтожить. Это как раз и будет проблемой (Вот так наверняка будет!). Вы потратите себя любимого на сопротивление. Ну, попробуйте передвинуть рояль, если он не хочет? Представляется правильным, ничего не исключать, а лишь найти новое место для хранения. Выражаясь метафорическим языком переложить на другую полку, с другим назначением. Любимые шорты давно канули в Лету, но осталось приятное ощущение как это было. Уже не имеет смысла помнить, где они лежат после стирки. Вы совершенно свободны от заботы о прошлой вещи... Тоже самое касается отношений, привычек, старых жизненных опор... Но хорошо, что это было. В одном из направлений современной психологии, например, есть целый арсенал приемов, как перекладывать информацию с полки на полку. Главное не забывайте делать экологическую проверку!
Но если отпустить в самостоятельном режиме не удается, а такое бывает, найдите подходящего человека, который Вам душевно сопереживает и попробуйте это сделать вместе с ним. Именно об этом говорят вышеприведенные примеры. А вот равнодушный не поможет. Этого не случиться никогда. Проверьте своего помощника на душевность по отношению именно к себе, а не ко всему миру. Иначе, может случиться, что он наведет порчу на кошелек и аdios!
Пятое: «И вот как же Мы теперь без … ?» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|