А теперь поговорим о смысле жизни

А теперь поговорим о смысле жизни...

А теперь поговорим о смысле жизни

                                          "Итак, главное недоразумение остается в том,                                                                         что люди готовятся к смерти,                                                                                                       вместо того чтобы  воспитывать себя к жизни".

                                                                                                   Учение Живой Этики

 Есть такая наука – гомеостатика. Констатировав тот непреложный факт, что точные науки с их строгим анализом и синтезом позволили, с одной стороны, создать гигантскую технократическую цивилизацию, а с другой – подвести человечество к пропасти экологической и духовной катастрофы, гомеостатика задалась вопросами:

– почему все наши, даже лучшие, технические сооружения со временем разрушаются, а природные создания – стоит их на время оставить в покое – восстанавливаются и пышно расцветают;

– почему искусственные изделия, чем крупнее и сложнее, тем более неповоротливы и менее надежны, а природные объекты, наоборот, чем крупнее и более сложно организованы, тем более устойчивы?

Ответ таков: "Вероятно, все дело в том, что в пределах своего цикла жизни каждый вид обладает удивительными способностями к самосохранению, самоусовершенствованию и самовоспроизводству. Это касается и человека, и естественно сформировавшегося человеческого общества. А вот сообщества, искусственно создаваемые кем-то по предварительно начертанным планам, такими свойствами не обладают" ("Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем" – Новосибирск, "Наука", Сибирское отделение, 1990 г.).

Примеров тому не счесть. Человек вырубает лес, строит железные дороги, заводы и фабрики, города и поселки, но стоит ему уйти из этих мест, как природа берет свое – и в скором времени от былого величия творческих усилий человека не остается и следа! Увы, за последние годы нам пришлось в этом неоднократно убедиться…

В таком случае возникает другой вопрос – зачем этой великой экосистеме нужен человек? Не задумывались?

К примеру, без маленького воробушка гармония экосистемы быстро нарушается. Известно, что результатом кампании уничтожения воробьёв в Китае (в 1958 году было решено, что они массово пожирают зёрна урожая) стало нашествие на сельскохозяйственные поля гусениц и саранчи, уничтожающих побеги. Оно было таким, что через год страна была вынуждена закупать (за валюту!) и завозить живых воробьёв из соседних регионов.

Согласитесь, вряд ли планета пострадает от отсутствия человека в подобном случае  – если человечество, к примеру, вдруг ее покинет… И тем не менее Земля сохраняет человечество как вид. С какой целью, хотелось бы знать?

Здесь, на мой взгляд, стоит ответить на вопрос, чем человек отличается от своих ближайших собратьев по эволюционной цепочке – животных?

Разумом? Однако, как известно, современная наука активно изучает интеллект животных, в том числе мышление, способность к обучению и коммуникации, которые не могут быть объяснены инстинктами или научением. 

Чем же еще?

Ответ находим в Книге книг – Библии: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ". То есть Творцом. Именно способностью к творчеству мы и отличаемся от самых "продвинутых" животных, не так ли?

Помнится, в советские времена была такая песенка:

Стоят дворцы, стоят вокзалы
И заводские корпуса, и заводские корпуса -
Могу назвать вам адреса.
А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня…

 

Итак, человек – это творец!

Что же нам известно о творчестве в жизни человека? Обратимся к словарям:

"Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию"  

 На бытовом уровне творчество проявляется как смекалка – в остроумном решении той или иной проблемы. В психологии оно рассматривается как жизнетворчество – созидание человеком своей жизни на основе выработанных им ценностей и осознанного смысла своего существования.  А созидание, как утверждают словари,  –  это занятие, которое приносит, как правило, общественную пользу. В литературной речи "созидание" имеет оттенок некоего величественного, особо важного или очень полезного действия.

Впрочем, мы слишком увлеклись теорией. Отвлечемся на "практику".

Помнится, одна из моих клиенток рассказывала о дочери, которая с раннего детства заявляла, что она "не хотела рождаться"! Мы встретились, и я расспросила ее о том, что она "помнит" об этом своем нежелании?

Ее рассказ начинался с описания того, что "собрали нас, детей, и показали наших родителей, а я сказала, что не хочу рождаться!"  Тогда, по ее словам, им показали, ради чего они идут на Землю. "И ради чего?" – спросила я. Увы, она "не помнила", однако завершила свой рассказ тем, что "согласилась рождаться" с целью "что-то изменить в жизни". Замечу, что, родив ее с сестрой, родители развелись – окончательно и бесповоротно!

Как бы ни относиться к этому заявлению, цель "что-то изменить в жизни" можно признать универсальной. И это требует творческого подхода, не так ли? То есть того самого жизнетворчества.

Что же это такое? Психологи рассматривают жизнетворчество как особую форму развития личности, ориентированной на "воплощение потенциального". Если в обычной жизни человек придерживается рамок уже сложившейся в обществе мотивационной системы – той самой, где  «родился, учился, работал, создал семью, состарился и умер», – то при решении задач на "воплощение потенциального" он выводит себя за ее пределы, порождая таким образом возможность не только существенного изменения своей личности, но и в определенной степени жизни в целом.

Занимаясь в своей профессиональной деятельности темой раскрытия потенциала личности человека, "задачи на воплощение потенциального" мы формулировали исходя из приближения к определенному идеалу тех частей жизни, что не устраивали того или иного человека на текущий момент.

Надо сказать, поначалу даже слово "идеал" у многих вызывало неадекватную реакцию, так как предполагалось, что это "нечто недостижимое". Однако словари поясняют, что идеал в переводе с греч. – это образ, идея. В общеупотребительном смысле  это означает наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.  Таким образом, простые вопросы: "всё ли вас устраивает в вашей жизни?" – немедленно выводят на необходимость "воплощения потенциального" и, соответственно, на процесс жизнетворчества.

Следует отметить, что очень немногие из тех, что выказывают "недовольство своей жизнью", имеют силы вступить в те области, где накопленного опыта явно недостаточно, а действующие внутри ситуации закономерности не вполне определены.  Однако те, кто решается это сделать, достигают максимума своего развития, постигая при этом и смысл своей жизни.



Если вернуться в начало этой статьи, где говорилось об удивительных способностях человеческого общества к самосохранению, самоусовершенствованию и самовоспроизводству, то станет ясно, что сам процесс жизнетворчества свойственен нам от природы – стоит попробовать! Да, при этом необходимо знать определенные Законы Творчества, но о них поговорим в следующий раз.

г.Иркутск, декабрь 2017 год



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Контракт "О жизни" или "5 неизбежных испытаний"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь