|
А теперь поговорим о смысле жизниАвтор статьи: Чеботарева Светлана Владимировна
А теперь поговорим о смысле жизни... "Итак, главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти, вместо того чтобы воспитывать себя к жизни". Учение Живой Этики Есть такая наука – гомеостатика. Констатировав тот непреложный факт, что точные науки с их строгим анализом и синтезом позволили, с одной стороны, создать гигантскую технократическую цивилизацию, а с другой – подвести человечество к пропасти экологической и духовной катастрофы, гомеостатика задалась вопросами: – почему все наши, даже лучшие, технические сооружения со временем разрушаются, а природные создания – стоит их на время оставить в покое – восстанавливаются и пышно расцветают; – почему искусственные изделия, чем крупнее и сложнее, тем более неповоротливы и менее надежны, а природные объекты, наоборот, чем крупнее и более сложно организованы, тем более устойчивы? Ответ таков: "Вероятно, все дело в том, что в пределах своего цикла жизни каждый вид обладает удивительными способностями к самосохранению, самоусовершенствованию и самовоспроизводству. Это касается и человека, и естественно сформировавшегося человеческого общества. А вот сообщества, искусственно создаваемые кем-то по предварительно начертанным планам, такими свойствами не обладают" ("Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем" – Новосибирск, "Наука", Сибирское отделение, 1990 г.). Примеров тому не счесть. Человек вырубает лес, строит железные дороги, заводы и фабрики, города и поселки, но стоит ему уйти из этих мест, как природа берет свое – и в скором времени от былого величия творческих усилий человека не остается и следа! Увы, за последние годы нам пришлось в этом неоднократно убедиться… В таком случае возникает другой вопрос – зачем этой великой экосистеме нужен человек? Не задумывались? К примеру, без маленького воробушка гармония экосистемы быстро нарушается. Известно, что результатом кампании уничтожения воробьёв в Китае (в 1958 году было решено, что они массово пожирают зёрна урожая) стало нашествие на сельскохозяйственные поля гусениц и саранчи, уничтожающих побеги. Оно было таким, что через год страна была вынуждена закупать (за валюту!) и завозить живых воробьёв из соседних регионов. Согласитесь, вряд ли планета пострадает от отсутствия человека в подобном случае – если человечество, к примеру, вдруг ее покинет… И тем не менее Земля сохраняет человечество как вид. С какой целью, хотелось бы знать? Здесь, на мой взгляд, стоит ответить на вопрос, чем человек отличается от своих ближайших собратьев по эволюционной цепочке – животных? Разумом? Однако, как известно, современная наука активно изучает интеллект животных, в том числе мышление, способность к обучению и коммуникации, которые не могут быть объяснены инстинктами или научением. Чем же еще? Ответ находим в Книге книг – Библии: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ". То есть Творцом. Именно способностью к творчеству мы и отличаемся от самых "продвинутых" животных, не так ли? Помнится, в советские времена была такая песенка: Стоят дворцы, стоят вокзалы Что же нам известно о творчестве в жизни человека? Обратимся к словарям:
На бытовом уровне творчество проявляется как смекалка – в остроумном решении той или иной проблемы. В психологии оно рассматривается как жизнетворчество – созидание человеком своей жизни на основе выработанных им ценностей и осознанного смысла своего существования. А созидание, как утверждают словари, – это занятие, которое приносит, как правило, общественную пользу. В литературной речи "созидание" имеет оттенок некоего величественного, особо важного или очень полезного действия. Впрочем, мы слишком увлеклись теорией. Отвлечемся на "практику". Помнится, одна из моих клиенток рассказывала о дочери, которая с раннего детства заявляла, что она "не хотела рождаться"! Мы встретились, и я расспросила ее о том, что она "помнит" об этом своем нежелании? Ее рассказ начинался с описания того, что "собрали нас, детей, и показали наших родителей, а я сказала, что не хочу рождаться!" Тогда, по ее словам, им показали, ради чего они идут на Землю. "И ради чего?" – спросила я. Увы, она "не помнила", однако завершила свой рассказ тем, что "согласилась рождаться" с целью "что-то изменить в жизни". Замечу, что, родив ее с сестрой, родители развелись – окончательно и бесповоротно! Как бы ни относиться к этому заявлению, цель "что-то изменить в жизни" можно признать универсальной. И это требует творческого подхода, не так ли? То есть того самого жизнетворчества. Что же это такое? Психологи рассматривают жизнетворчество как особую форму развития личности, ориентированной на "воплощение потенциального". Если в обычной жизни человек придерживается рамок уже сложившейся в обществе мотивационной системы – той самой, где «родился, учился, работал, создал семью, состарился и умер», – то при решении задач на "воплощение потенциального" он выводит себя за ее пределы, порождая таким образом возможность не только существенного изменения своей личности, но и в определенной степени жизни в целом. Занимаясь в своей профессиональной деятельности темой раскрытия потенциала личности человека, "задачи на воплощение потенциального" мы формулировали исходя из приближения к определенному идеалу тех частей жизни, что не устраивали того или иного человека на текущий момент. Надо сказать, поначалу даже слово "идеал" у многих вызывало неадекватную реакцию, так как предполагалось, что это "нечто недостижимое". Однако словари поясняют, что идеал в переводе с греч. – это образ, идея. В общеупотребительном смысле это означает наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления. Таким образом, простые вопросы: "всё ли вас устраивает в вашей жизни?" – немедленно выводят на необходимость "воплощения потенциального" и, соответственно, на процесс жизнетворчества. Следует отметить, что очень немногие из тех, что выказывают "недовольство своей жизнью", имеют силы вступить в те области, где накопленного опыта явно недостаточно, а действующие внутри ситуации закономерности не вполне определены. Однако те, кто решается это сделать, достигают максимума своего развития, постигая при этом и смысл своей жизни.
г.Иркутск, декабрь 2017 год Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|