|
Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")Автор статьи: Кармадонов Олег Анатольевич
Серия: "Из жизни символов" Есть на севере Франции городишко с непропорционально большой историей. Компьень невольно становился ареной знаменательных событий, повлиявших на судьбы как Франции, так и всего мира. Именно здесь была пленена в 1430 году Жанна д’Арк, сюда столетие спустя сослали Марию Медичи, после провалившегося заговора против кардинала Ришелье. И уже в XX веке здесь произошли два события, без преувеличения, мирового масштаба. Речь идет о двух Компьенских перемириях, подписанных в близлежащем лесу. Первое состоялось 11 ноября 1918 года, знаменовало собой капитуляцию Германии, и положило конец Первой мировой войне. Принималась капитуляция рано утром в штабном вагоне командующего войсками Антанты французского маршала Фердинанда Фоша, сухо и по-деловому. Восторгом, однако, отозвалось это событие в сердцах французов, утерших, наконец, нос «грязным бошам»! Были написаны картины, и сложены стихи. Сам вагон – символ триумфа Франции – был обласкан. Его какое-то время выставляли на всеобщее обозрение в Париже, а затем ему построили в Компьене специальное здание, место же заключения договора назвали «Поляной перемирия», и превратили в мемориал. Понятно, что сердца немцев это событие наполнило обратными чувствами – унижением и горечью, которые и стали основой так называемого «версальского синдрома» - особого психологического состояния целого народа, характеризующегося травмированностью национального самосознания, и принимающего формы своего рода социальной психопатологии. Сказать, что история – дама капризная, значит ничего не сказать. Она ещё и взбалмошная, непредсказуемая, и ошарашивающая. Без малого 22 года спустя, уже в ходе Второй мировой войны Германия нанесла поражение Франции. Встал вопрос о заключении мирного договора – то есть, о принятии капитуляции. Гитлер не стал принимать ее в поверженном Париже, хотя сдавшаяся столица противника – это всегда желательный антураж мирных переговоров. Ну представьте – униженный Париж, роскошный Версаль – сердце французской государственности – как было бы уместно и торжественно! Но нет, Гитлер приказывает провести переговоры в Компьене. И не просто в Компьене, а ещё и на том же самом месте. И не просто на том же самом месте, а ещё и в том самом вагоне! Что и состоялось 22 июня 1940 года. Причем, Гитлер уселся в кресло, в котором некогда сидел маршал Фош. Унижение для французов было жутким, и усугубилось оно тем, что французские участники переговоров не были изначально даже осведомлены о месте мероприятия. И вот их привозят в этот городишко, и приводят в этот вагон... В общем, травмирующая для немцев ситуация была отзеркалена по всем пунктам. Но и на этом дело не кончилось – спустя два дня вагон доставили в Берлин, где он неделю выставлялся у Бранденбургских ворот. И картины писали, и медали чеканили. В апреле же 1945 года вагон, который уже находился в Тюрингии, был сожжён по личному приказу Гитлера. (Представляете, что творилось в Берлине и Германии вообще в апреле 1945? И в этих обстоятельствах фюреру было дело до какого-то вагона?!). Как мы видим, всё действо было выстроено по принципу абсолютного погружения в травматическую ситуацию, с расчленением её структуры, и диаметральной корректировкой результата, короче – в полном соответствии с психодинамической практикой психотерапии. Повторюсь, что Германия того времени определенно в такой терапии нуждалась, травматическое состояние немцев постверсальского мира констатируется в бесчисленном количестве исследований и в любом учебнике истории. Таким образом, состоялось отреагирование существующей психологической травмы, терапия национального невроза и комплекса неполноценности. Роль символических рядов в этом процессе трудно переоценить, и Гитлер определенно знал, что делает. Так что же это за загадка такая – символы, формирующие и определяющие представления и поведение отдельных людей и целых народов? Одной из глубочайших, едва ли не инстинктивных потребностей человека является стремление к гармонии, выражающееся в постоянном упорядочении, структуризации и классификации мира феноменального и мира умопостигаемого. Человек как будто всегда подсознательно ощущал чужеродность всего окружающего, собственную «заброшенность» и уязвимость, но, сознательно протестуя против этого, всегда стремился приблизить к себе мир, убеждая себя в родственности своей всему сущему (тотемизм), в разумности этого сущего (анимизм), в возможности взаимодействия с ним (магия), в изначальной положительной его направленности и «опекающей» сущности (религия), и, наконец, в познаваемости (философия, наука). Очевидно, что стремление к гармонии есть, по сути, стремление к сохранению человеческого рода, инстинкт выживания, реализующийся в витальной и ментальной плоскостях. Вильфредо Парето, выделяя «остатки» базовых человеческих инстинктов, то есть, их последнюю, неудаляемую часть, на первое место из ряда шести «остатков» ставил «инстинкт к комбинациям»1. Психологически этот инстинкт отвечает за то, чтобы человек был способен усматривать отношения и связи в окружающем мире и производить ассоциации, то есть, соединять вещи друг с другом. И эта способность, фактически, не является предметом свободного выбора человека, как не может он по своей воле решить — дышать ему или нет. «Мы не можем не упорядочивать и не структурировать наше переживание внешнего мира», -говорит британский философ Тревор Нобл, - Подобно тому, как мы формируем созвездия из того, что на первый взгляд предстает случайно разбросанными звездами в ночном небе, человеческий разум естественно находит образцы, соответствия, отношения и значения в потоке событий и выражений чувств, с которыми он сталкивается»2. Собственно же средством гармонизации и структурообразующей сущностью системы отношений человека к миру и мира к человеку является феномен символического. Символ уникален и парадоксален по своему значению и роли. Он является одновременно инструментом и результатом когнитивной и витальной практики, может быть случайным, «условным» (Э. Фромм), и универсальным. Символ может быть частным и общим, очевидным и подсознательным, нейтральным и эмоционально нагруженным. Феномен символического присутствует везде, где есть хотя бы самое элементарное теоретическое обобщение эмпирического опыта, все, что попадает в поле деятельности человеческого интеллекта, неизбежно подвергается символизированию. Таким образом, какого-то «несимволического» взаимодействия не может, на мой взгляд, быть вообще, как не может быть познания без «образной аргументации». Психоанализ в лице З. Фрейда, и аналитическая психология в лице К.Г. Юнга рассматривают символ как одну из сущностных характеристик человеческого сознания и подсознания, влияющую на все сферы психической жизни и онтологической практики индивида. В рамках именно этих направлений первоначально выявляется терапевтическое значение символов и некоторые механизмы их формирования и функционирования. Вместе с тем, трактовка символа в данных подходах отличается. Если Фрейд понимает символы как стереотипы, образы подсознания, обусловленные вытесненными желаниями и амбивалентностью эмоциональных переживаний индивида3, то Юнг рассматривает символическое, прежде всего, в качестве социально-психологической категории («архетипы коллективного бессознательного»), определяющей характер и суть витальной и культурной практики группы, социума4. Феномен символического обнаруживает свою значимость для всех сфер общественного бытия, что позволяет говорить об осмысленности всякого антропологического опыта вообще, а также о двух центростремительных тенденциях – индивидуальной человеческой «воле к значению» (Кассирер, Франкл) и промыслу «высшей интеллигенции» (Кант), о стремящихся друг к другу трансцендентальной причине и эмпирическом результате. Местом же их встречи и является символ. В этом смысле архетипы Юнга действительно суть ни что иное, как символы, заключающие в себе конститутивную (структурную), регулятивную (управляющую) и телеологическую (целеполагание) функции, «постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, специфическое содержание которых проявляется лишь в индивидуальной жизни, где личный опыт попадает именно в эти формы»5. Идеи Юнга получили наиболее, как мне кажется, обоснованное развитие в трудах Э.Ф. Эдингера, американского аналитика-юнгианца, представившего свою, достаточно оригинальную трактовку символического, по которой символ, в первую очередь, есть образ или изображение, указывающее на нечто, пока неизвестное. Согласно Эдингеру, «символы являются продуктами спонтанной деятельности архетипической психики, символ невозможно изготовить, его можно только открыть... Символы выполняют роль носителей психической энергии, поэтому их необходимо рассматривать как нечто живое (! – О.К.)»6. Психоаналитическую традицию продолжили, до известной степени, К. Леви-Стросс, рассматривавший соотношение бессознательных структур и определивший символизирование в качестве одного из трех столпов (наряду с классификациями и бинарными оппозициями) всякого мышления вообще7, а также Э. Фромм, считавший символическое «языком, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира»8. Фромм первым предпринял попытку классификации символов, подразделив их на «условные», «случайные», и «универсальные», причем, его теоретические находки нашли и свое практическое приложение (что встречается не часто), например, в ходе знаменитого исследования социального характера в Мексике, осуществленном им совместно с Майклом Маккоби. Здесь, при анализе характерологических ориентаций, фроммовские категории символов выступали прямыми «воплощениями таковых, проявленными через индивидуальные реакции и восприятие»9. Итак, символ есть обобщенное представление о ком-либо, чем-либо, основанное на интеллектуальном и витальном опыте индивида и/или общности, заключающее в себе способ выражения, результат выражения и образ переживания. Символ может быть перцептивным (смутным чувством), апперцептивным (четким концептом), существующим в сознании и психике своего носителя (индивида, общности), либо быть заключенным в каких-то культурных формах – живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, народно-прикладном творчестве. Вместе с тем, разделение это весьма условно, символ сознания, психики есть одновременно и символ культурных форм, говоря точнее – он постоянно совершает ротацию из психики и сознания в культурные формы и обратно. Другими словами – определенное восприятие мира производит определенные культурные формообразования и последние, затем, производят определенное восприятие мира. История всего лишь позволяет это увидеть и осознать – в силу собственной весомости, грубости, и зримости. Тот же Третий Рейх был весь пропитан символикой, к формированию (или открытию, если по Эдингеру) которой Гитлер, как человек с выраженными художественными (и манипуляторными) наклонностями, приложил и личные усилия (участвовал в разработке эскизов формы вермахта и СС, государственной символики, штандартов, вернул готический шрифт в официальное использование, и пр.). Закончилось всё, правда, другим символическим действием – извинениями Германии за фашизм, и за те чудовищные страдания, которые он принес миру. Само слово "немец" на многие годы стало нарицательным, и, фактически, синонимом "фашиста". После атаки Японией Перл-Харбора 7 декабря 1941 года, в течение считанных недель американцы японского происхождения, проживавшие на западном побережье США, общим количеством в 110 тысяч человек, были «перемещены» в Аризону, где провели больше трех лет в лагерях для интернированных. Американский писатель японского происхождения Джене Ойши, сам переживший еще ребенком это событие, описывает в автобиографическом романе свои переживания, связанные, главным образом, с проблемой национальной идентичности, с которой он столкнулся особенно остро уже будучи взрослым человеком. Ойши описывает ситуацию, когда он в составе команды одного из кандидатов президентской кампании 1968 года совершал «облеты» Гавайских островов. Пролетая над островом Оаху, пилот обратил внимание пассажиров на базу ВМФ США Перл-Харбор, расположенную именно там. Ойши (которого прямо перед этим кандидат в президенты «в шутку» назвал «япошкой», всколыхнув в нем детские обиды и новые идентификационные сомнения) тоже решил «пошутить», и несколько раз громко «приказал»: «Сбросить бомбы!». В общем, отреагировал травму. После этого он долго и подробно жалуется в романе на возникшее «непонимание» со стороны его коллег на борту самолета, и последующие постигшие его мелкие и крупные неприятности, связанные с этой выходкой10. Довольно трудно, на самом деле, представить другую реакцию американцев на такого рода «шутку». Перл-Харбор – это одна из категорий очевидности массового сознания Америки, реакции на этот символ определены и предписаны, поэтому, все, что расходится с ожидаемым отношением, воспринимается как явная девиация, или прямое оскорбление национальных чувств. Схожий эффект могла бы произвести шутка немца в еврейском обществе по поводу Холокоста, или русского в Прибалтике по поводу эшелонов в Сибирь, или японца в Китае по поводу зверств, которые они там в ту же войну чинили... Вот так это работает. Литература: 1. Pareto, V. Mind and Society: A Treatise on General Sociology. New York: Dover, 1963. § 990. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|