Нужен ли психологии еще один символ веры

В многообразии подходов к психологическому консультированию и психотерапии лежат несколько краеугольных камней. Несколько, всеми признаваемых постулатов, которыми психологу следует руководствоваться, к какой бы терапевтической секте он не принадлежал. 

Постулаты эти общеизвестны, с ними не принято спорить. Мы принимаем их по умолчанию. Как мусульманин не употребляет в пищу свинину, иудей не работает по субботам, буддист не причиняет вреда живому, а православный орошает себя крестным знамением при виде церкви. Так нам психологам, если мы хотим таковыми себя именовать, следует развивать в себе эмпатию, умение активно слушать, не впадать в морализацию и назидательство. 

Это психологический символ веры. Катехизис, способный уместиться на клочке бумаги. И пусть неискушенного в психологии человека не смущает, что вместо 95 тезисов в нашей библии не наберется и десяти заповедей. Главное, они работают. Мы получаем вознаграждение за консультации, а клиенты, с переменным успехом, преодолевают жизненнее неурядицы. 

Все ли так однозначно? Может отцы психологии чего-то не учли. Можно ли дополнить этот список еще одним качеством? Качеством, по моему мнению, необходимым. Качеству, которому, подобно эмпатии, можно и нужно научиться. 

Я говорю о чувстве брезгливости, о способности смотреть в лицо отвратительному, не отворачивая глаз, не стремясь на время оглохнуть или заткнуть нос. Я хочу рассуждать об умении не реагировать на отвратительные, извращенные, искрящиеся патологией стороны человеческого естества. О том, в чем клиент зачастую боится признаться даже самому себе. Как говорила моя бабушка: «Был бы человек, а извращения и скелеты в шкафу найдутся». 

Если этот вопрос уже подробно рассмотрен, вы меня поправите и простите мое невежество. Расскажете о предоставленных выводах и аксиомах. Вам придется это сделать, потому что психолог должен уметь принимать человека со всеми его недостатками. 

Вы, часто встречали врачей боящихся крови? Сантехников, не желающих прочищать засорившийся унитаз? Вряд ли. Брезгливые к подобным сферам профессиональной деятельности не допускаются. Отбраковываются на стадии предварительного отбора. Думаете, они с детства мечтали копаться в чужих внутренностях или вдыхать запах испражнений, вряд ли. Тем не менее, они делают свое дело. Хирург, не взирая на кровь и растерзанную плоть, возвращает пациенту жизнь. Сантехник, не смотря на вонь, чинить унитаз. В результате их работы люди продолжают жить и справлять естественные надобности не на улице, но в специально отведенных для этого местах. Кто же научит этому нас психологов? 

Во время обучения об этом могут едва обмолвиться. Мол, вам придется встречаться с темными уголками человеческой личности. Насколько эти уголки темны и зловонны, приходится убеждаться на практике. К счастью, не всегда приходиться работать с «не знаю чего я хочу от жизни», страхом публичных вступлений и прочей, относительно стерильной проблематикой. Вспомните хотя бы свой первый опыт работы с женатыми мужчинами. Ваше первое впечатление об этом человеке, когда он рассказывал об изменах. Как он рассуждал о неизбежности промискуитета, не испытывая при этом раскаянья. Вы не осудили его? Прияли и эту сторону личности? 

Булгаков поведал нам истину о внезапной смертности человека. Достоевский за несколько десятилетий до Воланда, приоткрыл ящик Пандоры, из которого явились человеческие слабости и пороки. Благо, что Федор Михайлович, был человеком гуманным и тонко чувствующим, учитывая природную неспособность обычного человека осознавать мерзкое и ужасное, писатель облек все ужасы людской жизни в изящную литературную форму. Потому, мы можем читать его произведения, не шибко затыкая нос. Впрочем, встречаются особы не способные и на это. 

Человек не только внезапно смертен. Человек может быть отвратителен, жалок и некрасив. Человек совершает с собой и другими такое, о чем не принято писать в книгах и говорить вслух. Хуже того, человек думает и рассуждает внутри себя, о вещах настолько ужасных, что и Иисус, подслушивая его мысли, каждый раз судорожно креститься на собственное отражение. Он способен понять эти мысли, ведь 33 года он тоже был человеком. 

Обычный человек не может и не должен честно смотреть на ужасы жизни. Он не обязан эти ужасы принимать и понимать. Он может их оценивать и ненавидеть. Может ли отвести от этого взгляд психолог? Может ли быть что-то «слишком» даже для психолога? Применимы ли критерии «обычного человека» к психологу или он должен получить право стоять над схваткой человеческих страстей. Способность выдержать, понять и не дать моральной оценки дает это право. 
Можем ли мы выбирать, кто достоин помощи, а кто нет? Можем ли мы помочь человеку, если внутренне вынесли ему приговор? Гитлер, Чикатило, Пол Пот – достойны того, чтобы быть выслушанными? Благо помочь жертве пережить произошедшие и в тоже время суметь беспристрастно выслушать палача? У каждого психолога есть своя граница толерантности, та черта, за которой из Карла Роджерса он превращается в Генриха Ягоду. 
Если существует граница, после которой мы может сказать: «Нет я с этим работать не буду», – то кто ее определил? Наше внутренние чувство брезгливости, мораль, законы общества, Бог. Получается, что если датчик ужаса зашкаливает, мы в праве отказаться. В праве ли? Священник не откажет в исповеди палачу, врач на поле боя оперирует и своих и врагов. 

Как развить в себе способность смотреть на ужасное в человеке? Как научится не только смотреть на ужасное, но и уметь понимать его причины? В буддизмы есть практики медитации, когда ученик, чтобы преодолеть чувство брезгливости долгие часы сидит над трупом. Проходят дни и труп начинает распухать и зловонить. Ученик не вправе отвести взгляд или заткнуть нос. Он должен понять, что жизнь и смерть не ужасны или прекрасны, они просо есть. Есть практики, где ученик медитирует над кучей говна. Медитировать над фекалиями наставники отправляют самых ранимых и утонченных учеников. Кто научит нас этому и можно ли этому вообще научить? Если психология есть гуманизм, то гуманна она должна быть ко всему. Должна ли? 

У меня нет ответов и универсальных правил, как научиться смотреть в глаза ужасу. Мне очень хочется этому научиться. Помощи и терапии достоин каждый. Бог и дьявол имеют право сесть в это кресло у быть услышанными, и далеко не факт, что история дьявола покажется мне более отвратительной. 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Каждый человек должен любить себя
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Кем для вас должен быть ваш любимый человек
  • Человек, которому плохо может раздражать…
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь