Образ ребенка в психотерапии как символ души

Юнг говорил о том, что в каждом взрослом скрывается ребенок, который нуждается в постоянном внимании, воспитании и уходе. Сам образ внутреннего ребенка нередко проявляется при работе с травматическими переживаниями во снах и фантазиях. Мотив переживаний часто посвящен освобождению ребенка из темницы, откапыванию, нахождению,  возвращению из изгнания. Также нередко его образ соседствует с образом какого-то животного, который нередко перекликается с мифологическим материалом.

В своем эссе «О психологии архетипа ребенка» Юнг рассматривал архетип божественного дитя, который проявляется в отдельно взятой личности подобно зерну, содержащему истоки целостности, а значит – исцеления.

При этом божественность ребенка в мифах и сказках тесно связана с его заброшенностью и угрозой его жизни. В то же время он обладает колоссальной внутренней силой, способной противостоять любым испытаниям. К примеру, Отто Ранк в своей работе «Миф о рождении героя» перечисляет такие типичные мифологические мотивы, как:

  • Рождение ребенка от благородных или божественных родителей.
  • Необычные явление, знамения, пророчества, побуждающие родителя избавиться от младенца.
  • Оставленность ребенка в опасности.
  • Чудесное спасение младенца животными, людьми, обеспечение ухода за ним, взросление.
  • Возвращение героя с целью свержения отца или обретения власти в том месте, где он был рожден.

В этой связи мы можем рассматривать внутреннего ребенка в структуре психики как источник вечного обновления и связи с трансцендентным.

Образ ребенка тесно связан также с понятием «переходного пространства» Винникота, «аналитического третьего» Огдена, «третьего пространства» Юнга. Символ ребенка связывает материальное и духовное, сознательное и бессознательное, душу и тело.

Образ ребенка в психотерапии как символ души

Образ ребенка и травма

В результате детской травмы или накопления негативных переживаний в детском возрасте доступ в уникальное трансформирующее переходное пространство блокируется, нарушается символическая функция и способность к свободному воображению.

В результате расщепления внутренний ребенок помещается в бессознательное, будучи запертым там контролирующими аспектами личности, относящимися к системе самосохранения.

Многие травмированные люди жалуются на многократно повторяющийся в их жизни сценарий сложных ранящих отношений со значимыми объектами. Их постоянно бросают, отвергают, избегают, обесценивают и т.д. Обычно в терапевтических отношениях также наступает тяжелый и мрачный момент, когда оба участника неосознанно проигрывают драму из прошлого.

Восстановление доступа к трансцендентному, а также освобождение внутреннего ребенка возможно в процессе психотерапии, когда в отношениях с аналитиком вновь воссоздается пространство «игры» между двумя мирами. Если речь идет о ранних травмах или вытесненных воспоминания, они часто вновь оживают в терапевтических отношениях, как бы «проигрываясь» в контакте между клиентом и аналитиком. В результате застывшее переживание «оттаивает» и переписывается заново, будучи доступным осознанному открытому терапевтическому переживанию. Клиент встречается с чем-то новым в себе и с чем-то новым в личности аналитика, в результате приобретает новый целительный опыт в отношениях.



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Саморазвитие и рождение Внутреннего Ребенка
  • Как разбудить в себе энергию «Внутреннего Ребенка»? Один из способов.
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Как исцелить внутреннего ребенка?
  • Парадокс в развитии личности ребенка или как вырастить гения, зная сильные стороны.
  • Паническая токсическая травма внутреннего ребенка или будьте внимательны.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Прокрастинация как бунт внутреннего ребенка
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Хочу пингвина! Или история о том, как пожалеть ребенка
  • Когда два инфантильных ребенка рожают третьего



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь