|
Образ ребенка в психотерапии как символ душиАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Юнг говорил о том, что в каждом взрослом скрывается ребенок, который нуждается в постоянном внимании, воспитании и уходе. Сам образ внутреннего ребенка нередко проявляется при работе с травматическими переживаниями во снах и фантазиях. Мотив переживаний часто посвящен освобождению ребенка из темницы, откапыванию, нахождению, возвращению из изгнания. Также нередко его образ соседствует с образом какого-то животного, который нередко перекликается с мифологическим материалом. В своем эссе «О психологии архетипа ребенка» Юнг рассматривал архетип божественного дитя, который проявляется в отдельно взятой личности подобно зерну, содержащему истоки целостности, а значит – исцеления. При этом божественность ребенка в мифах и сказках тесно связана с его заброшенностью и угрозой его жизни. В то же время он обладает колоссальной внутренней силой, способной противостоять любым испытаниям. К примеру, Отто Ранк в своей работе «Миф о рождении героя» перечисляет такие типичные мифологические мотивы, как:
В этой связи мы можем рассматривать внутреннего ребенка в структуре психики как источник вечного обновления и связи с трансцендентным. Образ ребенка тесно связан также с понятием «переходного пространства» Винникота, «аналитического третьего» Огдена, «третьего пространства» Юнга. Символ ребенка связывает материальное и духовное, сознательное и бессознательное, душу и тело. Образ ребенка и травма В результате детской травмы или накопления негативных переживаний в детском возрасте доступ в уникальное трансформирующее переходное пространство блокируется, нарушается символическая функция и способность к свободному воображению. В результате расщепления внутренний ребенок помещается в бессознательное, будучи запертым там контролирующими аспектами личности, относящимися к системе самосохранения. Многие травмированные люди жалуются на многократно повторяющийся в их жизни сценарий сложных ранящих отношений со значимыми объектами. Их постоянно бросают, отвергают, избегают, обесценивают и т.д. Обычно в терапевтических отношениях также наступает тяжелый и мрачный момент, когда оба участника неосознанно проигрывают драму из прошлого. Восстановление доступа к трансцендентному, а также освобождение внутреннего ребенка возможно в процессе психотерапии, когда в отношениях с аналитиком вновь воссоздается пространство «игры» между двумя мирами. Если речь идет о ранних травмах или вытесненных воспоминания, они часто вновь оживают в терапевтических отношениях, как бы «проигрываясь» в контакте между клиентом и аналитиком. В результате застывшее переживание «оттаивает» и переписывается заново, будучи доступным осознанному открытому терапевтическому переживанию. Клиент встречается с чем-то новым в себе и с чем-то новым в личности аналитика, в результате приобретает новый целительный опыт в отношениях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|