|
Пять друзей внутреннего ребенкаАвтор статьи: Буганов Валентин Александрович
В своей практике я замечал, что у клиентов с психосоматическими проблемами часто наблюдается проблемы в осознании и выражении чувств. Причем чем глубже, сильнее проблема, тем более четко это прослеживается. С другой стороны, у клиентов с проблемами социализации так же наблюдаются подобные проблемы, но несколько в ином ключе. У них можно наблюдать неадекватное их выражение. Например, т. н. «смех висельника» Берна, когда человек смеется, рассказывая грустный эпизод из своей жизни. Еще одно важное наблюдение, что в процессе психотерапии проблема осознания и выражения собственных чувств становится менее акцентирована и может сойти на нет вне зависимости от того, прорабатывалась она или нет. Очевидно, что полноценное осознование и адекватное выражение эмоций - это не только один из показателей психологического здоровья, но и один их необходимых факторов поддержания оного. В трансактном анализе (и не только) на практике принято рассматривать т. н. аутентичные или естественные чувства –радость, страх, гнев и печаль. Некоторые авторы добавляют еще соматические чувства, такие как боль. Эти чувства являются врожденными и человек может испытывать на любой стадии развития психики. Другими словами, эти чувства заложены в нас изначально, мы им не обучаемся, в отличии, скажем, от стыда или смущения. Интересно, что аутентичные чувства можно наблюдать и у многих высших животных. Думаю, любой может представить довольную кошку (радость) или испуганную собаку. Если смотреть на эти чувства с точки зрения функций, можно сказать, что
Другими словами, данные чувства – это некая свободная энергия, которая позволяет нам развиваться и успешно преодолевать жизненные кризисы, осознавать потребности и совершать какие-либо выборы. Более того, человек, который легко выражает все эти чувства, осознает их и принимает, субъективно воспринимается как «живой». Если же возникают сложности хотя бы с одним из них, появляются т. н. акцентуации характера и начинают усиливаться одни черты характера, подавляться другие. Особенно это заметно в стрессовых ситуациях. Субъективно это воспринимается как некая странность, эмоциональная бедность или эмоциональная односторонность. Почему так происходит? Потому что, хотим мы или нет, осознаем мы или нет, мы испытываем все чувства. Т. е. мы высвобождаем некоторый объем энергии (чувство) на преодоление актуального стресса, но не используем её, и эта энергия остаётся в теле, и по мере накапливания она с одной стороны ищет выхода, с другой создаёт дисгармонию и внутренние зажимы. Эта энергия течет по уже известным «маршрутам», т. е. включаются уже известные поведения, проверенные в детстве, которые гарантированно дадут выход этой энергии. Вспомните своё поведение в разных ситуациях? Что в них общего? А делали вы что-то подобное в детстве? По моим наблюдениям, самые распространенные пути такие:
Можно сказать, что мы начинаем решать задачу не совсем подходящими инструментами. Как результат, кризис преодолен не полностью или вообще не преодолен, адаптация к новым условиям затруднена, Ребёнок внутри нас сильно фрустрирован, его потребности удовлетворены не полностью или не удовлетворены совсем. Во всех случаях, когда энергия используется не целиком, то, что не пошло в дело, аккумулируется нашим телом. Мышечные зажимы – это те самые коллекторы, где эти остатки и копится. Эти зажимы влияют на кровообращение и лимфоток. А это уже сказывается на функционировании всего организма в целом и способствует развитию психосоматических заболеваний. Само собой, всё что это отражается на качестве жизни, так как мы уже не можем наслаждаться полной палитрой. Мы словно смотрим фильм на неисправном оборудовании, которое не может отобразить один из основных цветов и заменяет его одним из оставшихся. Почему же так происходит? Почему мы не всегда имеем доступ к собственным чувствам? Как я уже писал выше, многим эмоциям мы обучаемся, мы учимся чувствовать. Так же мы можем научиться и порой выучиваемся не чувствовать. Запреты на чувство обычно мы получаем в детстве, как родительское предписание, через сказки, или же просто копируя родителей, скудных на определенные эмоции. Приведу немного утрированный пример: безобидная поговорка «Смех без причины – признак дурачины» в связке с родительским посланием «Будь лучшим (умным)», которое может передаться через «Ты же у меня умничка» может блокировать положительные реакции на «глупые шутки» или даже перерасти в запрет радоваться. Т. е. у ребёнка отнимается инструмент для преодоления стресса успеха. И любой успех будет переживаться менее подходящим чувством, т. к. для радости нужно очень конкретное условие, подтверждающее, что он умничка. Другие поводы для радости для этого ребенка, а потом уже и взрослого недопустимы. Иногда может сработать магическое мышление уже в более зрелом возрасте, особенно если это случайно подтвердиться каким-либо событием. Вспомним пословицу «не говори гоп, пока не перепрыгнул». Прекрасный повод не радоваться процессу, заменяя его тревожностью, снижая тем самым собственную эффективность. Вспомните, когда ребёнок лучше учиться? Это правило работает и со взрослыми. Причин, по которым человек испытывает трудности в осознании чувств, множество, и перечислять их смысла нет. Важно то, что полноценное осознование и правильное понимание собственных чувств даёт нам ключ к нашему внутреннему Ребёнку, т. е. к самым важным уголкам собственной личности, а, следовательно, позволяет адекватно и эффективно использовать своего Родителя и Взрослого. Отмечу, что гармоничный внутренний Ребёнок – это ещё и мощный творческий ресурс, чем бы вы не занимались. И это универсальный ключ к любому человеку. Можно сказать, что чувства – это один из основных инструментов понимания и реализации себя. И очень важно, чтобы этот инструмент работал для нас. А не против нас. Ниже я приведу несколько упражнений, которые я использую на практике для работы с чувствами.
Упражнение 1 «Пишем» Клиенту предлагается написать рассказ о пяти друзьях, которые дружно жили в одном доме. Эти друзья – радость, гнев, страх, печаль и боль. Обычно я даю это упражнение как домашнее задание и не ограничиваю клиента в сюжете и объёме. После того, как рассказ написан, я предлагаю клиенту пофантазировать, как эти друзья помогают ему. Если кто-то отсутствует, рассказать почему. Иногда клиент боится собственных чувств. Как правило, это отображено и в рассказе. В таком случае, можно обратить внимание на то, что сами по себе чувства не страшны. Особенно эффективно это, если использовать описание, предложенное в рассказе. Если у человека имеется запрет на какое-то чувство, это может быть отображено в рассказе «грустным» чувство. Например, моя радость грустит, потому что с ней не играют. Как вариант работы, предложить клиенту усадить все чувства за стол и попросить их помочь в решении актуальной проблемы. Например, у одного клиента с ахлуофобией (боязнь входить в темное помещение) дедушка-гнев вызвался помочь войти в темную комнату. Таким образом была преодолена данная фобия.
Упражнение 2 «Рисуем» Нарисовать чувство, которое беспокоит. Довольно часто клиент испытывает трудности с тем, что и как рисовать. Тогда можно предложить сделать это пошагово. Например, сначала выбрать цвета, которыми он будет рисовать, потом изобразить простую герметическую фигуру. Потом предложить поисследовать результат. Например, попросить клиента рассказать о выбранных цветах и почему фигура или рисунок именно такие. Целью этого упражнения является контакт с внутренним Ребёнком клиента. Помощь в выражении потребностей через нечто безопасное и интересное. Оно весьма полезно, если клиент испытывает сложности с пониманием того, что он чувствует в принципе, т. е. когда на вопрос «Что вы чувствуете?» часто отвечает «Не знаю».
Упражнение 3 «Слушаем» Следующее упражнение – это работа с телом. Сначала спрашиваем клиента, что он чувствует. Если он отвечает «не знаю»,«не понимаю» и т. п. переместите фокус с эмоциональных ощущений на телесные. Например, спросите чувствует ли он где-либо напряжения или ощущает ли он пальцы рук и ног. Как он их ощущает или не ощущает. Следующий шаг – дыхание. Предложите клиенту сделать пять глубоких медленных вдохов и выдохов по следующей схеме: Стоя или сидя с выпрямленной спиной положив руку на живот в районе чуть ниже пупка (2-3 см) делаем очень медленный вдох нижней частью живота поднимая животом руку. Делаем такой же медленный выдох. Важно, чтобы дыхание было именно животом. Если дышать грудью, то может произойти гипервентиляция, которая усилит тревожность. К дыханию можно добавить еще такой момент. При вдохе можно представлять, что тело наполняется чем-то твердым, и снаружи пустота. При выдохе – наоборот, в теле пустота, а вокруг всё плотное. После того, как клиент подышал подобным образом, попросите его обратить внимание на напряжения, о которых он говорил ранее и рассказать об изменениях, если таковые произошли. В своей практике я предлагаю клиенту интерпретации на основании теории мышечного панциря В. Райха и биоэнергетики А. Лоуэна и мы вместе исследуем результат. Данное упражнение особенно эффективно при фобиях и панических атаках. Так же оно позволяет эффективно выявлять задавленные эмоции.
Резюмируя всё выше сказанное, отмечу, что правильное самовосприятие и самоосознание – это путь к долголетию и насыщенной жизни, т. к. психическое не отделимо от физиологического. Отказываясь от каких-либо чувств и эмоций, мы отнимаем у собственного Ребенка карандаши, которыми он рисует нашу жизнь. Мы лишаем его друзей, которые помогут ему в трудные минуты. Выбирая чувствовать или не чувствовать, вы выбираете будет ли ваша жизнь яркая или же это будет изображение старого телевизора с выцветшим экраном. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|