|
Чувства – это то, что позволяет сказать «Я – живу!».Автор статьи: Бурцева Ксения Николаевна
От того, умеет ли человек прислушиваться к своим чувствам, понимать их и выражать во многом зависит качество жизни и даже физическое здоровье. Проблемы, связанные с тем, что люди не умеют пользоваться своей чувствующей частью, приводят к самым разным нарушениям, начиная от психосоматических заболеваний и заканчивая алкоголизмом и депрессией. Однако тревожным является тот факт, что подавляющее большинство людей об этом просто не задумываются, а может, и просто не знают. Зато на приеме у психолога не просто так звучит распространенный вопрос «Что Вы чувствуете?». Людям, которые выросли в нашей системе отрицания и подавления чувств, для возвращения к нормальной жизни часто надо заново учиться понимать свои чувства и прислушиваться к ним. Потому что прислушиваться к чувствам, понимать их и выражать, значит прислушиваться к себе, понимать и выражать себя. Что же такое чувства? Важно разделять ощущения, мысли, и собственно чувства. Хотя часто для определения всех этих понятий в разговорной речи мы используем слово «чувства». Ощущения – это то, что чувствует тело – боль, расслабленность, усталость, холод, тепло, тяжесть, легкость и т.д. Мысли – это то о чем мы думаем – мы можем сказать «Чувствую, будет гроза!», «Чувствую, это будет трудно!», но в данном случае предложение можно начать со слова «думаю». Чувства – это проявления психической жизни. Это именно то, как психика реагирует на окружающий мир, отражает его воздействие на человека. Это – любовь, печаль, страх, стыд, вина, гнев, отвращение, радость, счастье (да, да счастье – это тоже чувство) и др. В каждый момент времени человек испытывает какие-то чувства. Чувства – это как погода за окном, они всегда есть. Просто иногда - это расслабленное спокойствие, полный «штиль», а иногда - «буря» эмоций. Человек комплексно испытывает чувство, например: - он чувствует гнев – психический компонент; -краснеет лицо, руки сжимаются в кулаки, учащается дыхание – телесный компонент; -в это время он может думать – «Они не имеют права так со мной поступать!» – мыслительный процесс; -в соответствии с этим человек может производить действия, например, отстоять свою позицию, сказать о своих чувствах, дав понять окружающим, как он относится к данной ситуации, и т.д. Зачем нам нужны органы чувств, которые есть у нашего тела от природы? Осязание, обоняние, зрение, слух? В самом общем виде, для того, чтобы руководствуясь ими, мы наиболее лучшим образом приспосабливались к окружающему миру. То же самое можно сказать и психических чувствах. И если использовать их по назначению, то страх позволяет избегать опасности или быть более осторожным, гнев – установить границы, постоять за себя, горевание – оплакать потери, радость – понять, что для человека важно, что ему нравится, и т.д. При этом детей учат пользоваться глазами и ушами: - «Смотри, куда идешь!», -«Слышишь, машина едет!», – но отрицают разными способами важность эмоциональной сферы – «Ничего не страшно…делать прививку…, остаться одному…», «Плачут только нюни!», «На обиженных воду возят!», «Злятся только плохие!», «Завидовать позорно!», «Не придумывай, ничего ты не скучаешь!» – сплошь и рядом можно услышать от родителей, «воспитывающих своих детей». Еще часто взрослые считают, что ребенок плохо себя ведет, если он плачет, капризничает, когда ему грустно, кричит, если страшно, топает ногами от злости, или прыгает и смеется от радости. Но это способы, с помощью которых тело избавляется от напряжения, вызванного чувством. И это помогает выразить чувство, прожить его, вывести его вовне, иначе оно останется, и будет разрушать изнутри. Если взрослые не позволяют детям естественным образом выражать чувства, тогда они начинают избавляться от чувств, не замечать их, вытеснять из сознания, отвлекаться от них. А это основа всех психосоматических заболеваний. Говорят, что чувствует тело – то чувствует душа. Хотя некоторые чувства взрослые все же используют для воспитания, объясняя, когда ребенок должен их чувствовать – это стыд и вина. Любое негативное чувство могло бы быть выражено через слезы, однако, часто слезы не нравятся взрослым, и детям их приходиться сдерживать, прятать внутри. Если часто сдерживать слезы в горле – будут ангины, тонзиллиты, если слезы задерживаются на уровне глаз – коньюктивиты, если сбивается дыхание, сжимает грудь – проявляются бронхо - легочные заболевания, при сдерживании обид часто проявляются кожные заболевания, аллергии. От сдерживания агрессии повышается травматичность. Воспалительные заболевания объясняются тем, что телесный компонент невыраженного чувства остается в теле, сдавленные мышечным напряжением органы плохо омываются кровью, что способствует развитию воспаления. Невыраженные, непрожитые чувства – это стресс для организма, на сдерживание уходит много энергии, что приводит к снижению иммунитета. А сжатые мышцы при агрессии не способствуют ловкости. И психика все равно стремится избавиться от напряжения, и выражение чувства происходит бессознательно в виде так называемого отыгрывания, когда вместо обычного выражения чувства человек совершает некое действие, косвенно выражающее это чувство. Так в случае травматичности невыраженный гнев мог быть направлен на себя и человек как бы «бьет себя». На психическом уровне сдерживание чувств проявляется в виде депрессии, снижается внимание, память. Сдерживание чувств может сделать человека излишне возбудимым, нервным, а может привести к излишней заторможенности. В любом случае, у детей снижается успеваемость в школе, за что их опять же ругают. Поэтому запрет на чувства запускает порочный круг, который снижает самооценку, заставляет думать ребенка, что раз его ругают за его естественные проявления, значит с ним что-то не так, и он начинает стыдиться себя. Избавляясь от чувств, дети выдумывают небылицы, витают в облаках, уходят с головой в компьютер, непрерывно что-то жуют, грызут ногти и врут. А взрослые курят, выпивают, много едят, принимают наркотики, гоняют на машинах. Поскольку жизнь без чувств пуста, таким людям чтобы почувствовать себя «живыми» нужны острые ощущения, новые романы, завоевания, достижения или экстрим. Если человек не в контакте со своими чувствами, ему не на что опираться, совершая выбор. Он не может понять, что с ним происходит и объяснить это другим. Ему трудно «найти себя» в жизни, строить близкие отношения. От того, что чувства не находят выражения, человек становиться вспыльчивым, накопленный гнев может прорываться в самом безопасном месте, обычно дома на детей и на близких. Часто вместо всего спектра чувств ощущается раздражение, стыд, вина и тревога, которая усиливается от такого обращения с чувствами, и имеет тенденцию перерастать в панические атаки. Обычно под тревогой, как под одеялом прячутся вытесненные чувства – обида, грусть, страх и др. При этом непрожитый страх придет ночью в виде кошмарных снов, злость прорвется на кого-то другого, грусть перерастет в депрессию. Люди, подавляющие чувства, часто находятся в разрушающих их отношениях, много «терпят» от других, а в голове продолжает звучать голос родителей, стыдящий за гнев и возмущение, осуждающий за здоровое желание отстоять свои интересы, и страх снова испытать отвержение за это. А низкая самооценка не позволяет сделать для себя что-то хорошее, попробовать выбраться из тупика. Такие люди очень боятся одиночества, но на самом деле они всегда одиноки, так как не выражая своих чувств, они не выражают себя, не проявляют себя, и даже их партнеры знают и любят не их, а их «маски». Тут еще есть одна особенность – невозможно подавить только отрицательные чувства, «замораживаются» все чувства сразу. Взрослые с замороженными чувствами похожи на роботов. А про ребенка можно сказать – рано стал серьезным, взрослым, и родители этому бывают очень рады, да только кончилось детство раньше времени, кончилась способность спонтанно радоваться, играть, наслаждаться жизнью, так как чувства подавлены. И пока они подавлены, эта способность не вернется! Так вот получается, что чувства – это важнейшая информация человека о себе, научившись использовать которую, человек способен значительно улучшить свою жизнь, «стать собой», понимать себя, быть «живым» и здоровым. Ведь чувства всегда предметны – знаю, чего боюсь, от чего горюю, кто и чем обидел. Что должны сделать родители для нормального развития чувствующей части ребенка? Увидеть детское чувство, поСОчувствовать, то есть почувствовать вместе, понять, о чем говорит это чувство, и как бы в переваренном виде помочь прожить его ребенку. Объяснить, что и почему с ним происходит, дать этому чувству название, выдержать выражение чувства (позволить поплакать или потопать ногами), если это необходимо, дать утешение. Но если родители не в контакте со своей чувствующей частью, они не смогут сочувствовать ребенку, понимать его чувства, не смогут выдерживать выражение его чувств, им будет невозможно спокойно находиться рядом, когда он плачет, или злится. Не понимая, что и почему с ним происходит, они не смогут это ему объяснить, а значит, проблемы с чувствами будут и у ребенка, не дадут ему стать счастливым, и перейдут по наследству к следующим поколениям. Поэтому если у детей есть проблемы, возникшие от подавления чувств, психотерапия может быть нужна и им, и их родителям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|