Рассказ о том, что такое чувства, почему они важны, и как происходит так, что мы блокируем себя, свою жизнь и не получаем то, что мы хотим.
Периодически встречаюсь с удивлением человека на мою просьбу в сессии рассказать о своих чувствах, о том, что он чувствует в той или иной предлагаемой им ситуации. И такое удивление удивляет меня самого, и в то же время кажется вполне адекватным и логичным, не потому, что человек раньше никогда не был у психолога, а потому (что чаще всего встречается), что клиент не разу не думал о том, что лично его чувства важны и что его переживания могут быть кому-то интересны, исходя из предполагаемых ситуаций частых фрустраций и запретов на выражение чувств, как правило начиная с детства.
В этом на самом деле для меня много грусти и печали, когда человеку практически с самого его рождения запрещают в разных интерпретациях выражать чувства, проявлять их, говорить о них, сообщая тем самым о своих потребностях и нуждах.
Ведь ребенок до определенного возраста еще не полностью может быть способен выразить в форме сформулированной мысли что он хочет и как он хочет и его эмоциональные проявления и реакции в этом становятся таким сообщением для взрослых о его потребности, и по-моему задача взрослых людей, прежде всего родителей суметь понять и услышать о чем он таким образом сообщает.
Сложность возникает в том, что и ранний опыт родителей ребенка, взрослых людей может быть полон запретов на выражение своих эмоций и чувств, и выражений своих хочу, а так же сложную переносимость эмоциональных ситуаций.
И вот уже с самого детства ребенок получет "миллион тысяч посланий" (хоть и достаточно одного, одной ситуации) о том, что чувства не важны, твои переживания не так значимы, и как следствие такое сообщение для ребенка может считываться как "Ты не важен", что приводит в самом человеке к такому опыту неважности прислушиваться к своим чувствам и переживаниям, к их дальнейшей блокировке, и организации самому для себя запретов на чувства и свои желания - таков рецепт организации несбалансированной личности, которая часто может не знать что она, эта личность хочет, либо потребность может быть подменена не на основе ощущений, а на основе знаний и полученной информации.
История к примеру:
Утром мама собиралась на работу, ее 5 летняя дочь находилась рядом с ней, ожидая объятий перед расставанием до вечера с мамой, и в самый последний момент озвучив свою просьбу протягиванием рук, получила запрет от мамы: "Мне уже некогда!", и расстроившись, девочка разозлилась и проявила свое раздражение, на что сверх получила наказание взглядом и разрешение (с посланием: "Только не расстраивайся, злиться не хорошо!") пойти и взять на кухне в вазе вкусную конфету. В такой истории ребенок оказывается сразу в нескольких для себя ситуаций: Невыраженных и неполученных эмоций, дефиците тепла и любви, запрета на выражение чувств (нельзя расстраиваться и злиться), и опыт подмены своих желаний с помощью конфеты: "Хочешь злиться - иди возьми вкусную еду".
Чувства, которые появляются у человека в разных ситуациях действительно не куда не деются, и часто требуют выхода, через выражения эмоций и/или действий.
Если чувства блокируются, то естественно, что здоровый выход они не находят и эта энергия, должная быть направленной во вне, в действие, разворачивается во внутрь человека и выражается в виде какого-либо телесного или психологического симптома или же действия во вред себе (как в описанной ситуации выше - съесть вкусную конфету, а то и несолько конфет, чтобы задавить свои чувства), потому, что как не крути, а энергия должна найти хоть какой-нибудь выход и реализацию.
И с этим, часто в первую очередь и работает психология, помогая находить не проявленные переживания и помогает их разворачивать, позволяя человеку чувствовать себя, понимать свои потребности и реализовываться в жизни, делая ее более комфортной, доверяя себе и своим ощущениям.
Достаточно ресурсным для такой работы по восстановленияю своих переживаний, своей чувствительности и границ может стать психологическая #гештальт группа.
Подробности в информации о группе "Доверие и свобода быть собой"
https://www.psyoffice.ru/trainings/doverie_i_svoboda2/