|
Детское "я боюсь" и чувства родителейАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Десятый час вечера, спета колыбельная, прочитана сказка, выпита водичка, не один раз навещен горшок. А ребенок все отказывается отпускать из комнаты уставшую маму, повторяя «мне страшно». На пляже малыш с воплями «я боюсь!» на глазах у всех вырывается из рук папы, который пытается уговорить его сфотографироваться с клоуном. Какие чувства в этот момент возникают у его родителей? Тревога, раздражение, стыд, чувство вины – вот далеко не полный список чувств, которые возникают у родителей, замечающих, что их ребенок чего-то опасается, почему-то испугался. Получается, что отрицательные эмоции ребенка обязательно оказывают влияние и на нас, взрослых, вызывая далеко не самые приятные переживания. Самая частая эмоциональная реакция родителей на страх ребенка – это тревога за него и его благополучие. Когда мы видим рыдающего от ужаса малыша, мы прежде всего думаем о том, как бы его скорее успокоить, как вернуть ему ощущение безопасности. На эти вопросы не всегда можно быстро найти однозначные ответы, а неопределенность, как известно, сама по себе порождает тревогу. Иногда родительские тревоги по поводу страхов малыша бывают связаны и с тем, что взрослые слишком сильно опекают своего ребенка, или сами обладают очень высокой тревожностью, «передавая» свои страхи детям.
Восьмилетняя Маша очень боится заболеть. Она моет руки при каждом удобном случае, расстраивается, если чихает от попавшей в нос соринки, просит измерить температуру, если чувствует хотя бы малейшую усталость после школы. Машина мама – сторонница чистоты и яростной борьбы с микробами. Дома каждый день проводится влажная уборка, Маше обязательно промывают после школы нос солевым раствором, в квартире по всем углам разложены антибактериальные влажные салфетки…
Еще одна типичная реакция взрослых на проявление детских страхов – это раздражение. Нам даже может показаться, что ребенок «прикидывается», чуть ли не издевается над нами, в очередной раз закатив истерику, увидев дома безобиднейшего и даже в чем-то симпатичненького паучка. Довольно часто причина такого раздражения кроется в ощущении родителями собственной беспомощности перед сильными эмоциональными всплесками ребенка. Иногда это бывает связано с тем, что родитель сам находится не в лучшей эмоциональной форме: устал, нездоров, переживает какую-то собственную стрессовую ситуацию.
Несколько месяцев назад Леша (5 лет) перенес сильнейшее потрясение: на его глазах сгорела их дача, и он вместе с бабушкой провел всю ночь на улице в одной пижаме, наблюдая, как в огне разрушается их дом. После этого Лешу стали мучить ночные кошмары. Семья, понимая, что ребенок перенес стресс, очень старалась помочь ему. Мама тщательно изучала популярную литературу и различные интернет-ресурсы, она перепробовала всевозможные рекомендации психологов, которые должны были помочь Леше. Однако состояние ребенка не улучшилось. Через некоторое время мама, которая поначалу относилась к Лешиным ночным истерикам с большим сочувствием и пониманием, заметила, что злится на него каждый раз, когда он начинает плакать среди ночи. А однажды, сорвавшись, она надавала ему по попе со словами: «Перестань притворяться, все уже давно прошло!». Когда подобная ситуация повторилась еще раз, мама приняла решение обратиться за профессиональной психологической помощью.
Очень часто, особенно когда страхи ребенка проявляются прилюдно, родители испытывают серьезное чувство стыда. Стыд обычно бывает связан с тем, что поведение ребенка не соответствует тому, каким, по мнению родителей, оно должно быть. В голове в таких случаях обычно крутится фраза: «А что люди подумают?». Больше всего испытывать неловкость, смущение и стыд за ребенка склонны те родители, которые очень сильно зависят от мнения окружающих людей, чувствительны к их критике и оценкам.
Папу первоклассника Егора очень сильно раздражает то, что мальчик боится ходить в бассейн. Папа рассказывает: «Все было нормально, пока они плавали в лягушатнике, но потом их перевели в большой бассейн, где есть глубина. Пока мы сидим и ждем в раздевалке, Егор начинает ныть и говорить, что он не хочет идти на тренировку, что он боится. Мне кажется, все вокруг смотрят на меня с усмешкой и думают, как это мне удалось вырастить такого труса».
Иногда в ответ на опасения и страхи ребенка у родителей может возникать чувство вины. Обычно такая эмоциональная реакция свойственна не слишком уверенным в себе родителям, которые постоянно сомневаются в правильности своих поступков.
У Юли (12 лет) очень сложный папа. Он склонен к внезапным проявлениям гнева, которых Юля закономерно боится, поскольку папа может ее обругать и даже избить. Папа – сторонник применять «физические наказания» за любые провинности. В результате девочка замирает каждый раз, когда слышит поворот в замке двери ключа в руке папы, вернувшегося с работы. Юлина мама не готова расстаться с папой и чувствует себя очень виноватой за то, что ничем не может помочь Юле. Один раз Юля разбила графин и убежала из дома, опасаясь папиного гнева; она два дня прожила в подвале со своими «уличными» знакомыми и только потом вернулась домой. Мама очень старалась загладить свою вину, она купила дочке новую одежду и новый смартфон. К сожалению, в результате через неделю Юля снова ушла из дома, и впоследствии она стала регулярно практиковать этот способ «выколачивания» из мамы новых вещей.
Получается, что детские страхи – это не только проявление эмоционального неблагополучия ребенка, а то, что порой существенно снижает качество жизни всей семьи. Это еще одна причина того, почему так важно обращаться в таких случаях за профессиональной помощью. Ко мне можно попасть на прием в Санкт-Петербурге (запись по телефону +7 911 716 85 00), если Вы живете в другом городе, я не смогу поработать с Вашим ребенком, но смогу провести консультацию по скайпу (polinarum) с Вами, чтобы наметить эффективные стратегии взаимодействия с Вашим сыном или дочкой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|