Как Мне Поможет Психология Понять Себя и Мои Чувства? (от dneshchadim)

Как Мне Поможет Психология Понять Себя и Мои Чувства  от dneshchadim

В настоящее время всё больше и больше людей уделяют внимание своим эмоциям, чувствам и связанными с ними телесными ощущениями. Вопрос о проживании своих эмоций и чувств наиболее актуальным становиться, когда человек сталкивается с ситуациями, когда он не может ими управлять (например, неконтролируемая агрессия, всепоглощающая паника и тревога, печаль, переходящая в черную меланхолию и прочее). Обычно это связано с так называемыми «негативными» эмоциями и чувствами, которые причиняют дискомфорт и душевную боль. До сих пор существует расхожее мнение в нашей культуре, что разум стоит выше чувств. В нашей стране данная установка берет начало ещё с Крещение Руси в X веке и с прихода западной книжной культуры (или культуры слова) в XVIII веке.

К эмоциям и чувствам всегда было негативное и настороженное отношение. Данный конфликт между чувствами и мышлением (или душой и телом) уходит глубоко в древние времена (Древний Рим, Древняя Греция, Византия и прочее) и связана с развитием цивилизации и религии в целом. Переломным моментом в Западной культуре (будущей Европы) стал переход от язычества к политеизму (вера в множество богов) и впоследствии к монотеизму (вера в единого Бога). Из истории религии можно увидеть, что была создан христианская доктрина и социальный институт в виде церкви как рычаг управления сознанием и поведением людей. Впоследствии в XVI-XVII веках как раз за основу летосчисления была взята хронология французских историков и богословов, Скалигера и Петавиуса, ведущих начало летосчисления от рождения Иисуса Христа. Среди ученных-историков бытует мнение, что «темные времена» Средневековья как раз несут печать насильственного перехода от язычества к истинной веры. Благодаря этим «темным векам» и была выстроена повсеместная четкая и крепкая Вертикаль веры в единого Бога. Понадобилось еще много веков, чтобы разрозненные княжества Европейского континента и Средней Азии (бывшие территории единой Западной и Восточной Римской империи) обрели свою аутентичность в виде современных стран (Италия, Франция, Испания, Великобритания и другие). Наша страна имеет свою особую историю, связанную с влиянием как Западных, так и Восточных окружающих стран, но все же является ближе к европейской книжной культуре.



После такого небольшого исторического экскурса предлагаю перейти к рассмотрению тех эмоции и чувств, которые могут вызывать недопонимание и даже страх. Традиционно выделяют нейтральные, положительные и негативные эмоции, которые служат основой для формирования более сложных чувств. Чувства как и эмоции имеют субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам, но более стойкие во времени и могут сохраняться даже по происшествию вызывающих их ситуации. Есть множество классификаций и определений эмоциональным состояния. В своей практике я пользуюсь списком базовых эмоций по Полу Экрану и Кэрролу Изарду. П. Экман выделил 7 базовых эмоций: радость (довольство), удивление, печаль (злость), гнев (злость), отвращение, презрение и страх. К. Изард сначала также выделил 7 базовых эмоций, но впоследствии расширил список до 11: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе-страдание, стыд, интерес-волнение, вина и смущение.

Больший интерес и неудобство вызывают негативные эмоции и чувства. В психологии выделяют так называемые патологические (или токсические) чувства, которые в недоброжелательных руках могут быть использованы для манипуляции вашим сознанием и поведением. К ним можно отнести: патологическую любовь и ревность, разрушительную ненависть, гордыню (или тщеславие), черную зависть, жалость, а также патологическую вину и стыд. В связи с этим списком я вспоминанию удивительный роман Юрия Олеши «Зависть», который описал как раз конфликт между «старинными чувствами» прошлого (XIX) века и силой разума новой Советской власти (XX века), которая возникла после ряда революций. Один из героев данного романа, Иван Бабичев, мечтал создать специальную машину под именем Офелия, которая помогла бы «встряхнуть сердце перегоревшей эпохи» и разрушить «нового человека, который приучает себя презирать старинные чувства». Сам себя он называл «вождем этих старинных чувств... вождем заговора чувств».

Вновь обратимся к истории. Выделенный список токсичных чувств хорошо соотносятся с библейскими семью смертными грехами: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень и уныние. Более детально можно изучить смертные грехи в бессмертном поэме Данте Алигьере «Божественная комедия» (в первой части под название «Ад»). Все семь смертных грехов являются пороками, обозначающие укоренённость в том или ином грехе и недовольство поведением человека, которое автоматические вызывает привитое воспитанием чувство вины. Наша культура как и культура Запада является «культурой вины», где регулятором поведения является как раз обозначенное чувство. По своей сути человек – это животное, которое обретает душу в процессе воспитания и социализации. По причине своей животной природы ему свойственно прибегать к грехам, а соответственно испытывать чувство угрызения виной. Долго проживать данное чувство очень трудно и опасно, поэтому был предложен ритуал или обряд очищения от него в виде покаяния. К примеру, страны Востока относятся к «культуры стыда», где неподобающее поведение осуждается общиной и вызывает более страшное чувство стыда. В данном случае избавиться от душевной боли возможно только путем принародным покаянием или даже очищение смертью (например, как это было в Японии).

Как известно в Советском Союзе христианская церковь была под запретом, что породило возрастания атеизма в стране. Но в данном случае сама власть стала выполнять функции религии, где в роли Бога выступал культ вождя, а своеобразной церковью была коммунистическая партия, Библией был кодекс строительства коммунизма, а рычагом управления – всепоглощающий страх смерти. Под запретом также были все научные и практические сферы, ведущие к самопознанию и индивидуализации человека (например, психология труда и психотехники, прикладная психология и психотерапия, генетика и прочее). Однако Первая и Вторая Мировые Войны показали крах многовековой Вертикали веры в единого Бога во всех христианских странных. Как можно было объяснить, что христианин мог заниматься всеобщим нарушением всех семи грехов и уничтожать себе подобных.

Вертикаль рухнула, а на место неё пришла культура капитализма, творческой свободы и самовыражения. Тем не менее, смертные грехи остались в культуре и продолжали передаваться из поколения в поколение. Современный человек поставлен в очень сложную ситуацию самоопределения и самоидентификации. Возрастающие темы индустриализации, виртуализации сознания и потребительских отношений привели к чрезмерной рационализации и шизофренизации нашей культуры. Отсутствие четких социальных институтов воспитания и религии привели к размыванию четких внутренних эмоциональных границ. По этой причине сейчас возрастает количество расстройств характера и раскол самоидентичности, таких как пограничное, нарциссическое, шизойдное, тревожное и депрессивное расстройства личности,– тогда как в начале прошлого века самым «модным» психическим расстройством были невроз (при сохранной самоидентичности внутреличностный конфликт между тем, что хочу и социальными ограничениями). 

У меня есть предположение, что психология зарождается как раз перед социальной катастрофой начала XX века как потребность в восстановлении целостности животного и социального начал человеческой природы. Немецкий врач и физиолог, Вильгельм Вундт, в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки. А спустя 15 лет, 30 марта 1896 года, в вышедшем в Париже четвертом томе журнала «Revue Neurologique» была опубликована восьмистраничная статья «Наследственность и этиология неврозов». Статья была на французском, а ее автор – мало кому известный венский психиатр Зигмунд Фрейд. Можно считать этот год годом рождение первой психотерапевтического подхода (психоанализ).

Вновь вернемся теперь к эмоциям и чувствам. Конечно, сами по себе эмоции и чувства не появляются. Они возникают как субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам окружающей действительности. Окружающий мир является объективно «нейтральным», но окрашен в глазах каждого из нас то негативными, то позитивными красками исходя из системы отношений, характера и внутреличностной картины мира. В ходе воспитания ребенок активно проявляется свои бессознательные инстинктивные влечения в виде потребностей и желаний, которые встречаются с ограничениями внешнего социального мира. Согласно психоанализу таким образом закладывается психическая структура, которую называют Super Ego (её еще переводят её как «Сверх-Я»). Эта структура как раз отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты. В тоже время бессознательны инстинктивные влечения, где располагаются как раз эмоции, чувства и потребности, образуют условно психическую организацию под названием Id, или «Оно». Есть еще одна психическая прослойка между Оно и Сверх-Я под названием Ego, или просто «Я» (в других направлениях с некоторым отличительными признаками её ещё называют Self, «Самость» и прочее). Как раз она и обеспечивает регуляцию и диалог между «Оно» и «Сверх-Я». Если грубо говорить, то конфликт между чувствами (потребностями, желаниями) и рацио (установки, мышление, интеллект) урегулирует «Я», представляющая из себя осознанный образ себя, ролевых образов и прочее. Нейрофизиологи как раз показали, что структура «Я» связана с эмоционально-волевыми центрами коркового слоя лобных долей, которые развиваются в ходе воспитания и психокоррекции.

Как раз словесная психотерапия и направлена на укрепление данной структуры «Я». З. Фрейд так и говорил, что: «Там, где было Оно должно стать Я». Он имел ввиду не просто процесс укрепления «Я» и осознания бессознательным представлений о себе, но и говорил тем самым о том, что «Я» в значительной мере бессознательно, а его формирование предстаёт как открытый в будущее процесс. Необходимо понять, что мозги и психика такая же «мышца», которая требует сил и временных затрат, чтобы её «накачать».

Представать такую ситуации, что в фитнес зал пришел человек средних лет и потребовал помочь ему стать подтянутым и сильным за одно занятие. При этом данный человек имеет избыточный вес в рыхлое телосложение, это не говоря, что за этим может стоять нарушение обмена веществ. Как за одну встречу можно сбросить лишний вес и накачать необходимую мышечную массу? Правильно, никак. Обычно на данный процесс может уйти один и даже несколько лет. Продолжительность занятий зависит от мотивации самого человека, соблюдения режима занятий и питания, а также и его конституциональных особенностей. Также и в психологии и психотерапии, чтобы получить стойкий и четкий результат необходимо систематическая и продолжительная работа. Нервная ткань и психика устроены сложнее, чем обычные мышцы, и «гантелями» в данном случае являются неосязаемые отношения между клиентом и психологом/психотерапевтом, представленные в их диалоге. Однако, за один раз не возможно разрешить трудности, которые могут возникать в эмоционально-волевой и других сферах человека. За 1-10 встреч можно решить только конкретную ситуативную трудность в области отношений, а «сбросить вес и накачать мозговую мышцу» требуется продолжительное время. С другой стороны подумайте, сколько времени Вам понадобилось, чтобы сформировать то поведение, которое вы имеете сейчас? Лет 15, 20, 30 и так далее. И одна встреча не может приобрести новый опыт наравне с вашим продолжительным путём самостоятельных «упражнений».

В заключение данной статьи хочу сказать, что как раз работа с психологом и психотерапия помогает осознать ваш приобретенный опыт, соприкасаться со своими чувствами, научиться их отреагировать и проживать, впоследствии явно предъявлять ваши потребности и желания, ослабить патологическое давление вашего внутреннего «Родителя» и научиться социально приемлемым способом удовлетворять их. Рассматривайте это как тонкую настройку и перезагрузку вашего мозгового компьютера. Конечно, данная картина нарисована грубыми мазками и не учитывает всего многообразия человеческих особенностей, которые требуют подбора соответствующих «психологических гантелей», но дают понять общую логику и специфику работы психолога в целом. То, что вы уже задумываетесь о себе и своих трудностях – это уже первый шаг в сторону самопознания. А далее все находится в ваших руках: хотите ли вы стать осознанным и принимать ответственный выбор? Желаю Вам самоопределиться и подобрать своего психолого или психотерапевта, который Вам поможет успешно пройти процесс самопознания и решения ваших нынешних трудностей.

Ваш личный психолог − © Дмитрий Нещадим!

Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение!
Подписывайтесь на мой рабочий инстаграм, где я выкладываю свой мысли и другую ценную информацию: @d.neshchadim #dneshchadim


Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • На пальцах. Или – еще раз о том, Как Это Работает.
  • Как перестать хотеть от себя слишком много. Или ещё раз про неуверенность в себе
  • А была ли травма? Или как понять, что Вы травматик.
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.1
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.2
  • Психолог на раз или на всю жизнь? Или что можно за 1 консультацию?
  • Как сформировать у себя фобию. Это под силу даже вам!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Запрет на чувства и эмоции, или где была потеряна безопасность?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Еще раз о материальности мысли или как мы блокируем свою успешность
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Вера в себя, как вера в Бога - приходит раз и навсегда.
  • Как понять, что вам или вашим близким нужна помощь психолога?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Как психологу получить в 50 раз больше клиентов: «Периодическая система подстройки под ожидания»
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Как понять, что человек вам врет? И как лучше реагировать на обман?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь