Символ как травма. И исцеление (Серия «Из жизни символов»).

 

Кто-нибудь помнит ещё такой, почти бессмертный сериал, как «Санта-Барбара»? Даже поверхностное и спорадическое знакомство с этой мыльной оперой позволяет безошибочно установить, вокруг чего вертится весь этот калейдоскоп страстей, отношений и ситуаций. Это – деньги. В основном – Си-Си Кепфелла. Всё остальное – лишь фон, контекст, антураж, в котором они существуют. Деньги – главный герой, это их вожделеют, их добиваются, их пытаются заслужить, с ними вступают в «отношения». В общем, этот эпический девятилетний сериал может служить примером того, как можно изобразить всего лишь средства существования, подтвержденные государственными обязательствами.

Мировая художественная культура богата средствами изображения, но бедна, если не сказать – нища объектами изображения, то есть, тем, что описывается. Феноменальный мир, строго говоря, исчерпаем. Его наполняют идеи-явления, которые стары, непреходящи и вечно актуальны. Такие концепты как «счастье», «любовь», «жизнь», «горе», «верность», «богатство», «свобода», и так далее, а также их антитезы, являются теми «точками сборки», вокруг которых индивидуальная, творческая и вообще соци­альная активность группируется в любую историческую эпо­ху. То есть, набор основных идей, населяющих человеческое про­странство, остается неизменным, как неизменными остаются цветовой и звуковой ряды, первая декада греческой системы счисления, система химических элементов, и т.п. Изменяется же способ их осмысливания, или, другими словами, меняется морфологическая и содержательная интерпретация явлений, их образная аргументация. «Новый миф есть новое открове­ние тех же реальностей», — писал Вяч. Иванов [1, 157], или, как выразил это Сёрен Кьеркегор, к которому возводит свою генеалогию экзистенциальная психотерапия — «Каждое поколение заново постигает истинно человеческое» [2, 110]. Необходимо, однако, до­бавить, что каждое поколение не просто постигает вечные ис­тины заново, оно постигает их по-другому.

Нагляднее всего это, естественно, представлено в искусстве, особенно — в его живописных и музыкаль­ных формах, где отчетливо прослеживается тенденция услож­нения выразительных средств. Так, изобразительное искус­ство (взяв за условную точку отсчета крито-микенскую куль­туру) шло от детски-наивной и радостной античности через выспренное, плоскостное и аскетичное средневековье и вос­торженно-чувственный классицизм к многоликому и умудрен­ному модерну и рефлексирующему постмодернизму. Опять же — изменялась только образная аргументация, идеи оста­вались теми же. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Герника» Пабло Пикассо при всем различии средств говорят об одном и том же — разру­шении и уязвимости человеческого существа.

Символ как травма И исцеление Серия Из жизни символов

В сюжете «Тай­ной вечери» художниками обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Христом Свято­го причастия, либо его пророчество о том, что один из апосто­лов его предаст. Однако, аргументация раннехристианской мозаики 6 века, и картин Джотто (14 век), Андреа Кастаньо, Леонардо да Винчи (15 век), Тинторетто (16 век), Никола Пуссена (17 век), Эмиля Нольде, Стэнли Спенсера и Сальвадора Дали, написанных в 20 веке, различается радикально. «Каждое новое поколение» требовало и новой аргументации, «нового откровения того же самого мифа».

Что же заставляет человека беспрерывно усложнять и ре-комбинировать свое отношение к себе, другим людям, миру? Что побуждает его к постоянной и удивительной смене средств своего образного восприятия окружающей ре­альности и мира умопостигаемых форм? Ответ, по моему мнению, кроется в двойственности феномена символического с точки зрения его процессной трактовки. Первый член диах­ронии — это собственно «символизирование», перманентный процесс заполнения «чистого опыта», интеллектуально-эмпирического постижения «истинных сущностей бытия» (Аристо­тель), приближение мира к человеку. Ко второму же члену мы относим «символизацию», понимаемую как прогрессирующую условность, опосредование отношений мира и человека. И в первом, и во втором случае опосредующие символические кон­структы — суть также и инструмент, и результат данных про­цессов, первый из которых — это собственно «наречение» мира, его субъективация, второй же — объективация мира, станов­ление застывших форм. Подчеркнем еще раз, что символизи­рование и символизация находятся между собой в диахрони­ческой связи — первое неизбежно и вскоре влечет за собой второе и так далее. Первое — это «уход» в мир значимых форм, а второе — объективация или «отдаление» этого мира. Парадокс заключается в том, что если у истоков символизирования лежит «отчаяние», неудовлетворение, и даже травма, вызванная дисгармони­ей неупорядоченного мира, то у начал символизации находит­ся мир «упорядоченный», мир стройный и «гармоничный». Однако этот последний проявляет свое полное равнодушие к человеку, отказывает ему в смысле и пафосе его существова­ния.

Заклиная мир именами, человек хотел вновь приблизить его, слиться с ним, однако именно в силу объекти­вации всякая субъективация уже невозможна. Человек, та­им образом, движется от отчаяния к отчаянию, осознание же им своей «покинутости» и ее переживание представляют со­бой суть травматической ситуации.Альбер Камю пишет: «Будь я деревом среди деревьев, кошкой среди животных, эта жизнь имела бы смысл или, точнее, сама эта проблема не имела бы смысла, ведь я составлял бы частицу мира. Я был бы этим миром, которому я сейчас противостою всем моим созна­нием и всей моей потребностью сблизиться с сущим. И что, как не мое сознание лежит в основе этого конфликта, этой трещины между миром и моим духом?» [3, 502].

Очевидно, что понятие «символизации» неразрывно связано с понятием «отчуждения». Под последним в социальной психологии обычно понимается: 1) что люди испытывают доминиро­вание над собой со стороны их собственных социальных и куль­турных продуктов; 2) что люди разлучены со своей человече­ской сущностью; 3) что существует раздробление социальных связей и сообщества.

Символизация, в моем понимании, не­посредственно восходит к трем источникам. Во-первых, к идее Гегеля о том, что «наличное бытие мира есть произведение са­мосознания, но точно также и некоторая непосредственно имеющаяся налицо, чуждая ему действительность, которая обладает свойственным ей бытием и в которой самосознание себя не узнает» [4, 260].Ощущение чужеродности и «бессмысленно­сти» мира заставляет человека совершать «бегство из царства наличного в область чистого сознания, которое есть не только стихия веры, а точно также стихия понятия» [4, 263].

Во-вторых, символизация обязана в определенной части идее К. Маркса, согласно которой «господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отноше­ний; в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господству­ющему классу, придающему своим мыслям форму всеобщнос­ти, изображающему их как единственно разумные и общезна­чимые» [5, 39-40].

Наконец, на мое понятие символизации оказал известное воздействие Э. Фромм, рассматривавший отчужде­ние как состояние неудовлетворенности пяти базовых челове­ческих потребностей, к которым он относил: 1) установление социальных отношений с другими; 2) потребность в творче­ской активности; 3) потребность в крепких социальных кор­нях; 4) необходимость собственной идентичности; и 5) потреб­ность в ориентации. В сущности, неудовлетворение всех этих потребностей является следствием символизации — мир зна­чимых форм, как правило, не отчуждает человека фрагмен­тарно, отчуждение имеет место во всех важных сферах чело­веческого существования. Другими словами, если окружаю­щее «теряет смысл», то неясными и «неубедительными» стано­вятся и социальные связи, и социальные корни, и собственная идентичность, усугубляется же положение видимой ограничен­ностью творческой активности как способности человека из­менять свои социальные обстоятельства. Наиболее же важной в связи с понятием символизации выступает, на наш взгляд, пятая потребность — в ориентации. «То, что человек облада­ет разумом и фантазией, — пишет Фромм, — ведет не только к тому, что он должен иметь чувство собственной идентичнос­ти, но также и к необходимости ориентироваться в мире ин­теллектуально. Он, таким образом, испытывает потребность анализировать, прежде всего — мир, в котором он живет, для того, чтобы сделать его осмысленным и поместить в некий кон­текст» [6, 159-160].

Поясним еще раз, что символизация, в отличие от собствен­но «отчуждения», есть процесс когнитивно-психологического опосредования, основными средствами, причинами, и результатами которого выступают символы, и символические системы. В этом смысле символизация имеет некоторое сходство с «когнитивным диссонансом» Леона Фестингера, который оп­ределял данный феномен как состояние, при котором «два когнитивных элемента не совмещаются друг с другом. Они могут быть несовместимы, или противоречивы по причине куль­турных или групповых норм... Диссонанс может возникнуть из того, что индивид узнал, или чего он начал ждать, из того, что рассматривается им приемлемым, или обычным, наконец, из его мотиваций и последствий, которые он воспринимает как желательные» [7, 13]. Напомним, что под «когнитивными элемен­тами» Фестингер понимал «вещи, которые индивид знает о себе, своем поведении, и своем окружении — мире, в котором он живет» [7, 9]. Этот набор «знаний», в самом общем виде, подо­бен тому, что мы называем символическими комплекса­ми, системами, или кодами. Еще одно сходство между излагаемым подходом и концепцией Фестингера обнаруживается при рас­смотрении последствий диссонанса и символизации. Американский психолог говорит о том, что когнитивный диссонанс, подобно чувству голода, требует своего уменьшения, сведения на нет. В каче­стве основных механизмов редукции диссонанса Фестингер определяет три: 1) изменение поведенческого когнитивного элемента, 2) изменение когнитивного элемента окружающей среды, и 3) добавление новых когнитивных элементов [7, 18-24].

В принципе, все эти действия являются ничем иным, как пере­определением смыслового содержания, соответствующего на­шему пониманию символизирования, как результата симво­лизации. Вместе с тем, когнитивный диссонанс, по Фестингеру, возможен, прежде всего, как ежедневное явление, возни­кающее в результате любых «проблематичных» ситуаций, с которыми сталкивается человек в быту, кроме того, диссонанс отличается высокой степенью отрефлектированности со сто­роны переживающих его субъектов, и относится, в большей степени, к оперативному повседневному знанию. Символиза­ция также возможна на уровне личности, и может иметь место в ситуациях повседневности, однако предполагает, вместе с тем, гораздо более общее состояние неудовлетворения, неже­ли то, что производят «несовпадающие два элемента». Прежде всего, «не совпадают» при символизации не отдельные элемен­ты, а целые комплексы, или когнитивные карты индивида или общности, и если диссонанс, возникнув однажды, достаточно оперативно преодолевается, символизация длится гораздо бо­лее значительное время. Последнее обусловлено как глубиной, всегда предполагаемой конфликтом смысловых миров, так и малой отрефлектированностью символизации, существующей, в основном, на бессознательном уровне, то есть на уровне смут­ных чувств, или эйдетических, неосознанных и неконституи­рованных поэтому в языке, символов. Именно в этом смысле символизация представляет собой когнитивно-психологическую травму, отреагирование и терапия которой (сим­волизирование) осуществляется как на индивидуальном, так и на социальном (семья, группа, община, нация, и т.д.) уровне. Можно сказать, таким образом, что когнитивный дис­сонанс является феноменом преимущественно онтологическо­го, а символизация — экзистенциального порядка и значения.

Таким образом, символы выполняют двоякую роль. С од­ной стороны, они «приближают» мир к человеку, «объясняя» его, смягчая травматические переживания, с другой же стороны, человек рано или поздно чувствует, и иног­да — осознает, что живет в мире, «объясненном» не им, а зна­чит — чужом и враждебном, поскольку непонятном, а значит – угрожающем, а значит - травмоопасном.

Отчуж­дающая особенность символов уже затрагивалась в социальной психологии. Так, американский исследователь В. Ованесян пишет о том, что «использование универсализиро­ванных концептуальных символов или вспомогательных средств понимания является сложным процессом отчуждения. Мы все вовлечены в этот процесс, поскольку мы позволяем уже существующим и кем-то оцененным понятиям направлять нас, вместо того, чтобы пытаться использовать каждый раз наше собственное чувство здравого смысла и справедливости. Вся­кий раз, как мы прибегаем к резервуару предопределенных концептов, или используем для понимания символические вспо­могательные средства, мы практикуем отчуждение. Это стран­но и загадочно, но мы каждый день участвуем в создании наше­го собственного отчуждения» [8, 16]. Ованесян видит в универсальных символах и символических системах гигантскую мисти­фикацию современного общества, где люди, на самом деле, не имеют никакого представления о действительной сути вещей, о которых они говорят и думают ежедневно, и где индивиду­альная и групповая идентичность на самом деле являются ис­кусственно сконструированными. То есть, люди, фактически, лишены идентичности и отчуждены, однако, большинство даже не подозревает об этом. Этот подход, однако, не берет во вни­мание второй элемент процесса, то есть — создание символи­ческих рядов, отличающихся от существующих, или симво­лизирование. И главный мотив остается тот же — люди испы­тывают потребность в ориентации. Состояние деструкции, не­удовлетворенности, когнитивного диссонанса не может пере­живаться человеком, группой, сообществом длительное вре­мя, рано или поздно обязательно начнется поиск средств исцеления.

Как писали, рассуждая о религиозных «когнитив­ных картах» Эрвин Ласло, Алан Комбс, и другие: «Кажется вероятным, что учение Христа являлось картографировани­ем трансформированного Римского мира посредством языка иудейской традиции. Вероятно, наиболее фундаментальной потребностью, к которой были адресованы его идеи, было чув­ство бесцельности и отчуждения, столь типичные для эллини­стической эпохи» [9, 76].

Взгляды Т. Парсонса и Н. Элиаса на мотивы символизирования, как на реализацию едва ли не физиологической потребности человеческого существа, выглядят, тем самым, совершенно обоснованными. Другие исследователи под­ходили к данной проблеме схожим образом. Кеннет Бёрк, на­пример, говорил о том, что символ, «благодаря своему функ­ционированию в качестве имени и определения, придает про­стоту и порядок сложности, которая без этого была бы неясной и запутанной. Он предоставляет терминологию мыслей, дей­ствий, эмоций, представлений, кодифицируя образцы опы­та» [10, 110]. Стивен Тайлер, в свою очередь, доказывает, что «мы классифицируем, потому что жизнь в мире, где бы ничего не повторялось, была бы невыносимой. Именно благодаря наи­менованию и классификации, весь богатый мир бесконечной вариабельности сокращается до управляемых размеров и ста­новится терпимым» [11, 7]. 

Символ, таким образом, уникален и па­радоксален в своей постоянной амбивалентности. «Всякий раз вновь создаваемое концептуальное пространственное пред­ставление, выглядит, — по словам О. Шпенглера, — актом самообороны, попыткой заклясть силою понятия мучительную внутреннюю загадку... Всякая символика означает защиту. Она есть выражение глубокой пугливости в старом двояком смысле слова: язык ее форм говорит одновременно о враждеб­ности и благоговении» [12, 279-329]. Парадоксальность в этом случае закючается в том, что символ, фактически, служит защитой от символов же. Человек не может противопоставить символу ничего, кроме него же самого.

Отреагирование травмы, или символизи­рование, осуществляется способом, схожим с практикой, при­нятой в магии и психоанализе — сопереживанием личного (группового, социального, надсоциального) травматического опыта, расчленением его с помощью специфических символов «отрицания» (Фрейд), персонификации «боли» и исцеляющих средств, и, наконец, созданием «нового» мира. Так новое поколение «узревает», а фактически — создает «новые небо и землю, ибо прежнее небо, и прежняя земля миновали» (Откровение. 21:1).

Усложнение символических средств, с помощью которых человек продолжает осваивать свою внутреннюю и внешнюю вселенную, можно, слегка погрешив натурализмом, сравнить с никогда не прекращающимся поиском новых, более сильных препаратов для вечно страждущего и искушенного организма, не поддающегося лечению «традиционными» методами (каж­дый новый «препарат» однажды становится «традиционным»). Неисчерпаемый арсенал символизирующего для ограниченно­го набора символизируемого, постоянная диверсификация символических сводов говорят нам о преобладающей качественной составляющей процесса символизирования. Говоря словами Канта, — «всем объектам восприятия, поскольку по­следнее содержит ощущение, должна быть приписана интенсивная величина, то есть, степень влияния на чувство» [13, 141].

Не­избежная же связь символизирования с символизацией за­ставляет говорить о своего рода символотворческой обречен­ности человека, а о его судьбе — как непрекращающейся че­реде переходов из состояния свободы творческого акта в со­стояние неволи в рамках собственного творения. И все-таки, каждый новый акт созидания вновь возвышает его субъекта, поскольку обладает характером демиургическим. «Всякий от­вет, — по выражению ещё одного предтечи экзистенциальной терапии - Мартина Бубера, — вплетает Ты в мир Оно. В этом — печаль человека, и в этом — его величие. Ибо так среди живущих рождается знание, творчество, образ и обра­зец» [14, 37].

В свою очередь, Э. Ханкисс пишет: «страх, вызываемый чуждым миром, является главной побудительной силой в со­здании символических структур цивилизации, поскольку че­ловечество живет в мире, в котором встречает слишком серь­езные трудности, чтобы чувствовать себя здесь «дома» [15, 66].

Похоже, что символизация, как травма, и есть главная при­чина непрестанной познавательной активности человека, при­чина постоянной перепроверки и трансформации символиче­ских форм социального мира. Так символ становится как источником травмы, так и средством её исцеления.

Литература:

1. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме. — Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

2. Кьеркегор С.   Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

3. Камю А.   Миф о Сизифе. — Избранные произведения. М.: Фабр, 1993.

4. Гегель Г.В.Ф.   Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность матери­алистического и идеалистического воззрений (1 Глава «Немецкой идеологии»). — Избранные произведения. В 3-х томах. Т. 1. М.: Политиздат, 1985.

6. Фромм Э. Цит. по: Israel, J. Alienation: From Marx to Modern Sociology. A Macrosociological Analysis. Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1971.

7. Festinger, L.   A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, CA: Stanford University Press, 1962. (Русское издание: Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999).

8. Ovanessian, V.   Symbols and Deception, and the Social Murder of Identity. Glendale: Human View Publishing, 1999.

9. Laszlo, E., Combs, A., Artigiani, R., Csanyi, V. Changing Visions. Human Cognitive Maps: Past, Present, and Future. Westport: Adamantine Press, 1996.

10. Burke, K.   On Symbols and Society. Chicago: The University of Chicago Press, 1989.

11. Tyler, S.A, Cognitive Anthropology. New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1969.

12. Шпенглер О.   Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993.

13. Кант И.   Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

14. Бубер М. Я иТы. — Два образа веры. М.: Республика, 1995.

15.Hankiss, E.   Fears and Symbols: An Introduction to the Study of Western Civilization. Budapest: Central European University Press, 2001.



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь