|
«Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.Автор статьи: Родимов Павел Михайлович
Текст родился под влиянием просмотра фильма «В диких условиях». Я и поражен и потрясен пронзительностью рассказанной в фильме истории. А поскольку эмоции – это хороший спутник творчества, я решил, что эта энергия не должна пропасть даром. Хотя, в конечном счете, судить вам. Наверное, сумбурная получилась статья. Такая же сумбурная, как прошедшая ночь. И все же я решил собрать путаницу мыслей в удобоваримые записки, поскольку это показалось мне важным. Нередко в ходе психотерапевтической сессии, после нашего совместного с клиентом исследования, осознания и подведения выводов, я слышу от собеседника: «Что мне теперь делать?» И этот вопрос, не скрою, всегда вызывал во мне некое замешательство, поскольку звучал для меня, как вопрос от человека, который ходит: «Как мне ходить?» И в этом вопросе мне слышится потребность в четких, ясных, пошаговых инструкциях, которые я, по мнению клиента, должен ему предоставить. Я знаю, что некоторые психологи до сих пор сваливаются в ходе консультации к тому, чтобы дать человеку совет. А поскольку, ещё не так давно, я и сам этим страдал, то мне очень понятен мотив такого поведения в терапии. Очень хочется дать человеку в процессе диалога и терапевтической работы структуру, ибо она, в свою очередь, создает иллюзию упорядочивания внутреннего и внешнего хаоса и тем самым, хоть и на время, успокаивает нашего экзистенциального спутника – Тревогу/Страх. И вот тут я понимаю, что привычка успокаивать себя через нахождение Объяснения и построение Знания, приходит к нам из сферы образования. Следом я понимаю, что тема образования, саморазвития, личностного роста и психотерапии очень тесно между собой переплетаются. И мне самому удивительно то, что только сейчас до меня дошло, насколько далеко друг от друга лежат эти процессы. Вот, к примеру, образование. Средняя школа, колледж и университет. Вероятно, многие сейчас задаются вопросом зачем им образование? Могу сказать, что я согласен с распространенным мнением, что «правильное» (скорее полезное) образование не дает человеку знаний, а, в первую очередь, определяет его способность в дальнейшем уметь учиться. И данный навык я бы определил как жизнеопределяющий и во многом именно его наличие позволяет человеку выживать во всех своих кризисах. При всем при этом, часто сами представители «образования» все-таки считают, что они призваны давать растущему человеку ответы на вопросы «что есть мир и что с ним можно делать?» В своей книге «Наука быть живым» полюбившийся мне автор/коллега/наставник Джеймс Бьюдженталь пишет: «Первая главная задача, которую мы осознаем в своей жизни, — «получение образования». Все и каждый дают нам ясно понять, что это дело чрезвычайной важности, требующее огромных затрат денег, времени, усилий и жертв. Даже сам календарь, кажется, перестраивается в соответствии со школьным расписанием, так что в действительности началом года является не январь, а сентябрь. Слово «образовательный» применительно к игрушкам, занятиям, телевизионным программам или спорту действует на родителей завораживающе («физкультура» — это, разумеется, хорошо; «играть в игры» значит впустую тратить время). Так что послание совершенно ясное: все это образование готовит нас к очень трудному делу — быть взрослыми, оно организовано так, чтобы мы могли быть уверены, что в один прекрасный день будем знать достаточно, чтобы твердо стоять на ногах и быть настоящими людьми». И вот под влиянием такого восприятия, мы начинаем считать, что взрослыми нас делает способность иметь в любой жизненной ситуации ответ и пошаговый алгоритм действий. И вот почему люди приходят к психологу/психотерапевту за очередной порцией «жизненных рецептов». Их, конечно же, ведет Тревога, которая возникает в ситуациях, когда привычный набор социальных штампов: «будь сильным, получи хорошее образование, создай семью, построй дом, роди детей, уважай родителей» - перестает работать. Давайте будем с собой честны: эти штампы не работали никогда – об этом знают все подростки. Своим подростковым бунтом они открыто заявляют, насколько глупым им кажется мир, в котором жизнь Космического Сознания сведена к унылым бытовым ритуалам. Но взрослые подавляют этот бунт, ничего особо для этого не делая. Достаточно, просто обесценить подростковые бредни и правильно задавать, ставящие и подростков и взрослых в тупик вопросы. И вот уже, великие юные бунтари, так и не поняв (в силу своей незрелости) что все-таки делать со всем этим Космическим Сознанием, уныло бредут к социальному конвейеру, где их ловко, как шестеренки в слаженный механизм, встраивают в отработанную систему современного общества: работа-дом-работа – «бытовая троица». И в этой «троице» Сознание засыпает, и пробуждается только тогда, когда неразрешенные экзистенциальные вопросы острыми иголочками тревоги снова не начинают раздражать душу. При чем здесь фильм «В диких условиях» - там экзистенциальная драма человечества, показана в истории одного подростка. Он буквально сжигает унылые ценности социума – деньги, отказывается от попытки получить образование и отправляется искать ответы на свои вопросы на Аляску. Не стоит думать, будто я предлагаю вам превратиться в неохиппи и освоить принципы дауншифтинга. Я всего лишь говорю о том, что поиск «верного пути» не может происходить в поле чужих мнений и концепций. Это, конечно не повод, погрузиться в нигилизм, отказаться от всего, чему нас научили папа и мама. Нет, в этом нет никакой необходимости. Верх – это верх, а низ – это низ: не стоит выдумывать «велосипед» там, где его давно выдумали за нас. Но есть вопросы, на которые нельзя себе позволить довольствоваться чужими ответами. Нельзя, так как это грозит серьезным образом лишить нас фундамента в тяжелые жизненные моменты. Говоря проще, поймите, что вопрос «как мне жить?» не может быть обращен к интеллектуальным построениям другого человека, будь он самым мудрым на земле. Разве вы забыли, к чему привели советы данные церковью во времена крестовых походов, а также мнение о «правильной жизни» и «правильной расе» фюрера нации? Концепции правильной жизни рано или поздно уводят нас от самой жизни и ведут в такой ужасающий и жестокий парадокс, что десятилетия после нам стыдно смотреть друг другу в глаза за содеянное. На что же тогда опираться, когда, казалось бы, оказался в жизненном тупике? Здесь я понимаю, что буду выглядеть, по меньшей мере, банально. Я предлагаю обращаться за помощью к собственному чувству. Чувству «внутреннего Я», которое всегда подскажет истинность или ложность окружающих понятий и мнений. Я знаю, звучит смешно. В голливудских мелодрамах мудрецы часто говорят: «Слушай свое сердце». В различной полудуховной литературе часто можно встретить тот же совет. О чем он? Я сам никогда не понимал. Если слушать сердце, то можно услышать ритмичные удары в груди. А вот если слушать чувства, то можно понять свое отношение, осознать свое восприятие, увидеть собственный субъектный мир. «Как и кого мне любить?», «кем работать?», «рожать ли мне ребенка?», «разводиться ли с партнером?» - на что опереться, принимая такие решения. На чувство. Но для этого, со своими чувствами нужно войти в контакт, чему в детстве мы, к сожалению не научились. Быть в контакте с чувствами это значит распознавать их и осознавать, какое восприятие ситуации за ними стоит. Верить чувствам – это не означает бросаться в омут разнузданного «да» всему на свете. Напоследок, мне в голову приходит вот такая метафора. Представьте, что вы едете в неизвестное место. Карты нет, а на местности сориентироваться довольно сложно. И вот вы останавливаетесь возле прохожего и спрашиваете у него дорогу. Он говорит подробно, но путано и непонятно, так как обозначенные им ориентиры вам не знакомы. В итоге он говорит раздраженно:«Едьте прямо!», - и вы радостно выполняете его совет. Но вот впереди забрезжила развилка. Что делать? Следовать совету или все-таки довериться внутреннему чувству и свернуть в том направлении, где ориентировочно находится точка вашего пути? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|